Цель программы.
Развитие художественных и творческих способностей учащихся, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи программы.
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет
Занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 учебный час равен 30 мин.) с 10-ти минутным перерывом.
Максимальное количество детей в группах – 12 человек.
Ожидаемые результаты обучения.
К концу 1-го года обучение учащиеся
должны знать:
– историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
– пропорции тела человека;
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
– пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
Учебно-тематический план.
Тематический блок |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|
1. Вводное занятие. | 1 |
1 |
2 |
2. Материалы и инструменты. | 1 |
1 |
2 |
3. Способы лепки. | 4 |
6 |
10 |
4. Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания. | 6 |
16 |
22 |
5. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса. | 5 |
14 |
19 |
6. Основы цветоведения. | 4 |
8 |
12 |
7. История матрешки и других народных игрушек. | 5 |
12 |
17 |
8. Использование природных материалов в работе с соленым тестом. | 4 |
10 |
14 |
9. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста. | 4 |
10 |
14 |
10.Самостоятельное изготовление сюжетных работ. | 4 |
10 |
14 |
11. Выполнение коллективных работ. | 4 |
12 |
16 |
12. Итоговое занятие. | 2 |
2 |
|
Всего часов |
44 |
100 |
144 |
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
История развития тестопластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.
2. Материалы и инструменты.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.
Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
3. Способы лепки.
Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.
4. Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, фигурок людей, животных. Создание рельефа.
5. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса.
Основные приемы лепки фруктов, овощей, грибов. Приемы создания плетеных изделий, имитация плетения. Особенности поэтапного изготовления изделий. Способы сушки.
6. Основы цветоведения.
Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
7. История матрешки и других народных игрушек.
Изготовление работ по мотивам народных игрушек.
8. Использование природных материалов в работе с соленым тестом.
Изготовление изделий с использованием шишек, желудей, крылаток клена, ракушек и т.п.
9. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста.
Использование бутылочек от йогурта, пластиковых бутылок, крышек, зубочисток, трубочек для коктейля и т.п.
10.Самостоятельное изготовление сюжетных работ.
Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей.
11. Выполнение коллективных работ.
Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.
12. Итоговое занятие.
Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.
Условия реализации программы
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению
изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
– мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, “Момент”, краски акриловые, акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, клеенки или пластины, рамки, мешковина, алюминиевая фольга, проволока, лак.
Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.
Этапы педагогического контроля
Виды контроля |
Какие знания и умения проверяются |
Форма подведения итогов |
Сроки проверки |
|
1 |
Вводный контроль |
Знание правил техники безопасности, умение оборудовать свое рабочее место |
Беседа, карточки-задания |
Начало учебного года |
2 |
Промежуточный контроль |
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями, используемыми для лепки; умение изготавливать отдельные элементы и последовательно соединять их в готовом изделии; умение аккуратно работать с пластичными материалами, красками, клеем; умение самостоятельно реализовывать свой замысел |
Контрольные занятия, викторины, выставка работ |
После прохождения темы. Выставка работ в конце 1-го полугодия |
3 |
Итоговый контроль |
Определение уровня обученности учащихся |
Контрольное занятие, выставка работ |
В конце учебного года |
Календарно-тематический план.
Список литературы.
- Антипова М.А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008г.
- Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. – М. Детская литература, 1977.
- Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.– Ярославль. Академия развития, 1998.
- Колдина Д.Н. Лепка с детьми. – М. Мозаика-синтез, 2009.
- Морозова О.А. Волшебный пластилин – М.: Мозаика синтез.1999.
- Стебловская Л.П., Учитесь рисовать. – Киев. Радянська школа 1990.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль. Академия холдинг, 2002.