Образовательная программа "Компьютерный дизайн"

Разделы: Информатика


Дизайн (англ. design - инженер-конструктор) - замысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция. Высококачественный дизайн - это творчество + профессионализм. Вышеуказанные качества, конечно же, приходят с опытом работы в сфере дизайна, а вот раскрыть талант, проявить фантазию поможет курс "Компьютерный дизайн ".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" создана на основании примерной программы по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) МО РФ.

Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" - комплексная, модифицированная. Направленность данной программы - научно-техническая. Программа предназначена для детей 10 - 14 лет. Занятия направлены на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей средствами и методами информатики и ИКТ.

Актуальность

Актуальность создания программы обусловлена тем, что в условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники, знания, умения и навыки, составляющие "компьютерную грамотность", приобретают характер сверхнеобходимых. Представители многих профессий уже долгое время пользуются компьютером. Данная программа является благоприятным средством для формирования инструментальных личностных ресурсов, для формирования метапредметных образовательных результатов: освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Новизна

Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире.

Педагогическая целесообразность

Программа способствует творческому развитию детей. Современное информационное общество требует постоянного обновления и расширения профессиональных компетенций. Необходимо улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. В процессе реализации данной программы формируются и развиваются знания и практические навыки работы на компьютерах, которые необходимы всем для успешности в будущем.

Принципы содержания программы

  1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха.
  2. Творчество: реализация творческих задач через использование активных методов и форм работы.
  3. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка к самостоятельным.
  4. Опора на внутреннюю мотивацию: эмоциональное вовлечение обучающегося в творческий процесс.
  5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной образовательной программы является то, что она ориентирована на тех детей, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики, опирается на элементарное владение учащимися компьютером, расширяет имеющиеся знания, углубляет их, создаёт условия для дифференциации и индивидуализации обучения. Интегрированное предъявление знаний из разных областей способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.

Цель программы

Цель программы состоит в создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Задачи данной образовательной программы

1 год обучения

Обучающие:

  • освоение системы знаний
  • о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера,
  • о роли и назначении прикладного программного обеспечения для создания, редактирования на экране графических изображений, презентаций,
  • об информационном моделировании как основном методе при создании рисунков,
  • об основных приемах и принципах композиции, дизайна в графике;
  • овладение умениями использования компьютера
  • при работе с графическими объектами,
  • для создания рисунков с использованием приемов композиции, дизайна в графике;
  • при создании презентаций.

Развивающие:

  • развитие графических навыков,
  • развитие умения организации собственной учебной деятельности,
  • развитие потребности в самостоятельной работе,
  • развитие элементов системного мышления,
  • развития умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Воспитательные

  • воспитывать исполнительность,
  • воспитывать умение оценивать работы сверстников; самооценка,
  • воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

2 год обучения

Обучающие:

  • освоение системы знаний
  • о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера,
  • о роли и назначении прикладного программного обеспечения для восстановления фотографий и обработки цифровых изображений,
  • об информационном моделировании как основном методе при создании композитных изображений,
  • об основных приемах и принципах восстановления черно - белых и цветных фотографий.

Развивающие:

  • развитие познавательных способностей,
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей,
  • развитие элементов системного мышления,
  • развитие коммуникативных качеств.

Воспитательные

  • воспитание информационной культуры,
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
  • формирование установки на позитивную социальную деятельность,
  • формирование стремления к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Сроки реализации данной образовательной программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Возраст детей 10 - 14 лет.

Методы и формы решения поставленных задач

Форма занятий - групповая. Режим занятий следующий: 1-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год, 2-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год. Всего 152 часа за 2 года. Наполняемость группы - 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Занятия комбинированные: состоят из теоретической и практической частей. Так как программа ориентирована на большой объем практических работ с использованием ЭВМ (до 65% учебного времени) по всем темам, занятия включают здоровьесберегающие технологии: организационные моменты, проветривания помещения, перемены, перерывы, во время которых выполняются упражнения для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления.

Работа с ЭВМ проводится по трем формам:

  1. Демонстрационная - работу на ЭВМ выполняет учитель, а учащиеся воспроизводят действия на рабочих местах.
  2. Фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны учителя.

Для выполнения творческих работ используется технология проектов.

Ожидаемые результаты

После завершения курса первого года обучения обучающийся будет знать:

  • назначение и основы применения компьютерной графики;
  • специальную терминологию;
  • принцип работы графического редактора;
  • простейшие методы создания и редактирования графических изображений с помощью программы;
  • понятие композиции, дизайна в графике;
  • назначение и возможности программы создания презентаций;
  • способы создания презентаций с помощью шаблонов;
  • что можно делать с текстом;
  • что можно делать с графическим изображением;
  • способы управления анимацией.

Обучающийся будет уметь:

  • запускать графический редактор, создавать и редактировать изображения;
  • сохранять и загружать изображения;
  • выполнять операции над фрагментами;
  • выполнять надписи на изображении;
  • решать типовые задачи обработки графической информации;
  • самостоятельно создать и редактировать графические открытки;
  • создавать и редактировать презентации, используя программу MS PowerPoint.

После завершения курса второго года обучения обучающийся будет знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • назначение и возможности программы Adobe Photoshop;
  • методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • основы работы с текстом; способы эффектного оформления фотографий;
  • приемы восстановления фотографий с помощью программы Adobe Photoshop;
  • приемы создания многослойных документов, фотомонтажей, коллажей.

Обучающийся будет уметь:

  • создавать, закрашивать и редактировать простейшие растровые графические изображения;
  • выделять, перемещать и копировать графические изображения и трансформировать изображения;
  • сохранять выделенные области для последующего использования;
  • выполнять операции со слоями; создавать многослойные документы; создавать фотомонтажи, коллажи;
  • применять к тексту различные эффекты;
  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
  • раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
  • выполнять тоновую коррекцию фотографий; выполнять цветовую коррекцию фотографий; ретушировать фотографии;
  • создавать фотомонтажи, коллажи.

Способы определения результативности

Управление программой: после изучения каждого раздела программы выполняются творческие задания по заданной или свободной теме, проводится занятие - "вернисаж" работ обучающихся. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, представление которого происходит на итоговых занятиях. Лучшие работы направляются на различные конкурсы по информатике.

Учебно-тематический план

Название темы Количество часов
общее теория практика
1 год
1 Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе 30 11,5 18,5
2 Модуль 2. Создание презентаций 42 12 30
  Повторение. Резерв 4 1,5 2,5
2 год
3 Модуль 3. Фотомастер 66 21 45
4 Повторение. Резерв 10 5 5
  Всего за 2 года 152 51 101

Содержание образовательной программы дополнительного образования "Компьютерный дизайн"

Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе (30 часов)

Содержание материала. Основные характеристики графического редактора. Знакомство с графическим интерфейсом. Сохранение рисунка. Открытие файла с нужным рисунком. Выбор цвета. Рисование. Создание рисунков с помощью карандаша. Изменение масштаба рисунка. Графические примитивы и их использование при создании графических изображений. Выбор фона. Использование алгоритмов в среде графического редактора. Приемы работы с повторяющимися объектами. Работа с фрагментами рисунка. Поворот рисунка, растяжение, сжатие, наклон объекта. Работа с текстом. Понятие композиции, дизайна в графике. Придание объема, тени, светотени объектам. Изображение объектов в перспективе.

Модуль 2. Создание презентаций (42 часа)

Содержание материала. Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Что можно делать с текстом. Что можно делать с графическим изображением. Анимация объектов. Управление анимацией. Эффекты анимации. Установка длительности показа слайдов. Рисование в PowerPoint. Автофигуры. Масштабирование изображения. Дизайн слайда. Вставка звука. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка изображения. Подготовка и представление презентаций на выбранную тему.

Модуль 3. Фотомастер (66 часов)

Содержание материала. Знакомство с программой Adobe Photoshop. Работа с файлами. Создание фона. Теория цвета. Цветовые модели. Цветовые режимы. Изменение фона рисунка. Кисть, определенная пользователем. Изменение масштаба. Инструменты выделения и перемещения. Работа с областями. Инструменты рисования. Приемы рисования: имитация различных средств. Инструмент Ластик. Слои. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Цифровое рисование. Рисование кривых произвольной формы. Основы работы с текстом. Формирование символов и абзацев, "горящая" и "ледяная" надписи. Сияющий текст. Применение фильтров. Эффектное оформление фотографии. Создание композитных изображений. Восстановление черно - белых фотографий. Восстановление цветных фотографий. Печать изображений. Передача изображения Photoshop в программу PowerPoint. Программа Adobe Photoshop и Web. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Коллаж.

Модуль 4. Повторение (14 часов)

Содержание: повторение проводится в конце изучения каждого модуля, в начале второго года обучения по изученным темам предыдущего года, и в конце изучения всего курса.

Методическое и программное обеспечение

Методические рекомендации по проведению практических работ. Дидактическое обеспечение: тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, разноуровневые задания, занимательные задания, игровые задания, система упражнений для глаз.

Программные средства: операционная система Windows, офисное приложение, включающее программу разработки презентаций, растровый графический редактор PhotoShop / операционная система Linux, свободно распространяемое программное обеспечение ("близнецы" необходимых программных продуктов). Босова Л.Л., Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2007.

Перечень используемых ППС

  • Графический редакторPaint
  • Microsoft PowerPoint
  • Adobe Photoshop

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие специально оборудованного кабинета:

  • рабочее место преподавателя: компьютер - AQUARIUS, Intel CORE Duo
  • 12 рабочих мест учащихся: компьютеры - AQUARIUS, Intel CORE Duo
  • принтер струйный, принтер лазерный
  • сканер
  • интерактивная доска Panasonic.

Список использованной литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум - М.: Интеллект-Центр, 2006.
  3. Как перейти с компьютером на ТЫ. Творческие проекты и оригинальные решения - "ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2008.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Богомолова О.Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Горбунова Л.Н., Лунина Т.П. Клуб весёлых информатиков. - Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов "Информатика". - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)