Дизайн (англ. design - инженер-конструктор) - замысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция. Высококачественный дизайн - это творчество + профессионализм. Вышеуказанные качества, конечно же, приходят с опытом работы в сфере дизайна, а вот раскрыть талант, проявить фантазию поможет курс "Компьютерный дизайн ".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" создана на основании примерной программы по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) МО РФ.
Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерный дизайн" - комплексная, модифицированная. Направленность данной программы - научно-техническая. Программа предназначена для детей 10 - 14 лет. Занятия направлены на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей средствами и методами информатики и ИКТ.
Актуальность
Актуальность создания программы обусловлена тем, что в условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники, знания, умения и навыки, составляющие "компьютерную грамотность", приобретают характер сверхнеобходимых. Представители многих профессий уже долгое время пользуются компьютером. Данная программа является благоприятным средством для формирования инструментальных личностных ресурсов, для формирования метапредметных образовательных результатов: освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Новизна
Программа построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи найти своё место в современном информационном мире.
Педагогическая целесообразность
Программа способствует творческому развитию детей. Современное информационное общество требует постоянного обновления и расширения профессиональных компетенций. Необходимо улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. В процессе реализации данной программы формируются и развиваются знания и практические навыки работы на компьютерах, которые необходимы всем для успешности в будущем.
Принципы содержания программы
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха.
- Творчество: реализация творческих задач через использование активных методов и форм работы.
- Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка к самостоятельным.
- Опора на внутреннюю мотивацию: эмоциональное вовлечение обучающегося в творческий процесс.
- Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.
Отличительные особенности программы
Особенностью данной образовательной программы является то, что она ориентирована на тех детей, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики, опирается на элементарное владение учащимися компьютером, расширяет имеющиеся знания, углубляет их, создаёт условия для дифференциации и индивидуализации обучения. Интегрированное предъявление знаний из разных областей способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.
Цель программы
Цель программы состоит в создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Задачи данной образовательной программы
1 год обучения
Обучающие:
- освоение системы знаний
- о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера,
- о роли и назначении прикладного программного обеспечения для создания, редактирования на экране графических изображений, презентаций,
- об информационном моделировании как основном методе при создании рисунков,
- об основных приемах и принципах композиции, дизайна в графике;
- овладение умениями использования компьютера
- при работе с графическими объектами,
- для создания рисунков с использованием приемов композиции, дизайна в графике;
- при создании презентаций.
Развивающие:
- развитие графических навыков,
- развитие умения организации собственной учебной деятельности,
- развитие потребности в самостоятельной работе,
- развитие элементов системного мышления,
- развития умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Воспитательные
- воспитывать исполнительность,
- воспитывать умение оценивать работы сверстников; самооценка,
- воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
2 год обучения
Обучающие:
- освоение системы знаний
- о способах и методах овладения новыми инструментальными средствами информационного характера,
- о роли и назначении прикладного программного обеспечения для восстановления фотографий и обработки цифровых изображений,
- об информационном моделировании как основном методе при создании композитных изображений,
- об основных приемах и принципах восстановления черно - белых и цветных фотографий.
Развивающие:
- развитие познавательных способностей,
- развитие интеллектуальных и творческих способностей,
- развитие элементов системного мышления,
- развитие коммуникативных качеств.
Воспитательные
- воспитание информационной культуры,
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
- формирование установки на позитивную социальную деятельность,
- формирование стремления к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
Сроки реализации данной образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Возраст детей 10 - 14 лет.
Методы и формы решения поставленных задач
Форма занятий - групповая. Режим занятий следующий: 1-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год, 2-й год - 2 часа в неделю, 76 часов в год. Всего 152 часа за 2 года. Наполняемость группы - 15 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Занятия комбинированные: состоят из теоретической и практической частей. Так как программа ориентирована на большой объем практических работ с использованием ЭВМ (до 65% учебного времени) по всем темам, занятия включают здоровьесберегающие технологии: организационные моменты, проветривания помещения, перемены, перерывы, во время которых выполняются упражнения для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления.
Работа с ЭВМ проводится по трем формам:
- Демонстрационная - работу на ЭВМ выполняет учитель, а учащиеся воспроизводят действия на рабочих местах.
- Фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы на компьютере в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны учителя.
Для выполнения творческих работ используется технология проектов.
Ожидаемые результаты
После завершения курса первого года обучения обучающийся будет знать:
- назначение и основы применения компьютерной графики;
- специальную терминологию;
- принцип работы графического редактора;
- простейшие методы создания и редактирования графических изображений с помощью программы;
- понятие композиции, дизайна в графике;
- назначение и возможности программы создания презентаций;
- способы создания презентаций с помощью шаблонов;
- что можно делать с текстом;
- что можно делать с графическим изображением;
- способы управления анимацией.
Обучающийся будет уметь:
- запускать графический редактор, создавать и редактировать изображения;
- сохранять и загружать изображения;
- выполнять операции над фрагментами;
- выполнять надписи на изображении;
- решать типовые задачи обработки графической информации;
- самостоятельно создать и редактировать графические открытки;
- создавать и редактировать презентации, используя программу MS PowerPoint.
После завершения курса второго года обучения обучающийся будет знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- назначение и возможности программы Adobe Photoshop;
- методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- основы работы с текстом; способы эффектного оформления фотографий;
- приемы восстановления фотографий с помощью программы Adobe Photoshop;
- приемы создания многослойных документов, фотомонтажей, коллажей.
Обучающийся будет уметь:
- создавать, закрашивать и редактировать простейшие растровые графические изображения;
- выделять, перемещать и копировать графические изображения и трансформировать изображения;
- сохранять выделенные области для последующего использования;
- выполнять операции со слоями; создавать многослойные документы; создавать фотомонтажи, коллажи;
- применять к тексту различные эффекты;
- редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
- раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
- выполнять тоновую коррекцию фотографий; выполнять цветовую коррекцию фотографий; ретушировать фотографии;
- создавать фотомонтажи, коллажи.
Способы определения результативности
Управление программой: после изучения каждого раздела программы выполняются творческие задания по заданной или свободной теме, проводится занятие - "вернисаж" работ обучающихся. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, представление которого происходит на итоговых занятиях. Лучшие работы направляются на различные конкурсы по информатике.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 год | ||||
1 | Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе | 30 | 11,5 | 18,5 |
2 | Модуль 2. Создание презентаций | 42 | 12 | 30 |
Повторение. Резерв | 4 | 1,5 | 2,5 | |
2 год | ||||
3 | Модуль 3. Фотомастер | 66 | 21 | 45 |
4 | Повторение. Резерв | 10 | 5 | 5 |
Всего за 2 года | 152 | 51 | 101 |
Содержание образовательной программы дополнительного образования "Компьютерный дизайн"
Модуль 1. Рисунок в растровом графическом редакторе (30 часов)
Содержание материала. Основные характеристики графического редактора. Знакомство с графическим интерфейсом. Сохранение рисунка. Открытие файла с нужным рисунком. Выбор цвета. Рисование. Создание рисунков с помощью карандаша. Изменение масштаба рисунка. Графические примитивы и их использование при создании графических изображений. Выбор фона. Использование алгоритмов в среде графического редактора. Приемы работы с повторяющимися объектами. Работа с фрагментами рисунка. Поворот рисунка, растяжение, сжатие, наклон объекта. Работа с текстом. Понятие композиции, дизайна в графике. Придание объема, тени, светотени объектам. Изображение объектов в перспективе.
Модуль 2. Создание презентаций (42 часа)
Содержание материала. Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Что можно делать с текстом. Что можно делать с графическим изображением. Анимация объектов. Управление анимацией. Эффекты анимации. Установка длительности показа слайдов. Рисование в PowerPoint. Автофигуры. Масштабирование изображения. Дизайн слайда. Вставка звука. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка изображения. Подготовка и представление презентаций на выбранную тему.
Модуль 3. Фотомастер (66 часов)
Содержание материала. Знакомство с программой Adobe Photoshop. Работа с файлами. Создание фона. Теория цвета. Цветовые модели. Цветовые режимы. Изменение фона рисунка. Кисть, определенная пользователем. Изменение масштаба. Инструменты выделения и перемещения. Работа с областями. Инструменты рисования. Приемы рисования: имитация различных средств. Инструмент Ластик. Слои. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Цифровое рисование. Рисование кривых произвольной формы. Основы работы с текстом. Формирование символов и абзацев, "горящая" и "ледяная" надписи. Сияющий текст. Применение фильтров. Эффектное оформление фотографии. Создание композитных изображений. Восстановление черно - белых фотографий. Восстановление цветных фотографий. Печать изображений. Передача изображения Photoshop в программу PowerPoint. Программа Adobe Photoshop и Web. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Коллаж.
Модуль 4. Повторение (14 часов)
Содержание: повторение проводится в конце изучения каждого модуля, в начале второго года обучения по изученным темам предыдущего года, и в конце изучения всего курса.
Методическое и программное обеспечение
Методические рекомендации по проведению практических работ. Дидактическое обеспечение: тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, разноуровневые задания, занимательные задания, игровые задания, система упражнений для глаз.
Программные средства: операционная система Windows, офисное приложение, включающее программу разработки презентаций, растровый графический редактор PhotoShop / операционная система Linux, свободно распространяемое программное обеспечение ("близнецы" необходимых программных продуктов). Босова Л.Л., Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2007.
Перечень используемых ППС
- Графический редакторPaint
- Microsoft PowerPoint
- Adobe Photoshop
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие специально оборудованного кабинета:
- рабочее место преподавателя: компьютер - AQUARIUS, Intel CORE Duo
- 12 рабочих мест учащихся: компьютеры - AQUARIUS, Intel CORE Duo
- принтер струйный, принтер лазерный
- сканер
- интерактивная доска Panasonic.
Список использованной литературы
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум - М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Как перейти с компьютером на ТЫ. Творческие проекты и оригинальные решения - "ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2008.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Богомолова О.Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Горбунова Л.Н., Лунина Т.П. Клуб весёлых информатиков. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов "Информатика". - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)