Цель урока: Формирование навыка правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже единственного числа.
Задачи урока:
- Познакомить с особенностями употребления предлогов о и об с именами существительными в предложном падеже.
- Развитие навыка правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
- Развитие орфографической зоркости, логического мышления, воображения, памяти.
- Воспитание доброты, бережного отношения к природе.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Повторение изученного. Слайд 1.
- Прочитайте слова. Что здесь записано?
- Назовите слова в порядке склонения.
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
3. Минутка чистописания. Слайд 2.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать соединение из трёх букв. Все они есть в имени существительном предложного падежа. Назовите это имя существительное.
- Первая буква является окончанием этого имени существительного. Какая это буква?
- Вторая – является парной согласной в корне слова. Какая это буква?
- Как проверит парную согласную в корне слова?. Подберите проверочное слово.
- Третья буква является безударной гласной в приставке. Какая это буква?
-Почему надо писать букву о?
- Определите порядок следования букв.
део ддееоо
- Что важно помнить при написании этих соединений?
- Напишите соединения в указанном порядке.
4. Сообщение темы и цели урока.
- В имени существительном какого падежа мы находили буквы для чистописания)
- Назовите тему урока? (Слайд 3)
- Расскажите друг другу, что вы знаете о предложном падеже имени существительного. (Взаимопроверка правила)
- Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже? (Слайд 4)
5. Словарно-орфографическая работа. (Слайд 5).
- Поставьте данные имена существительные в предложный падеж. Определите склонение, выделите окончание. (Комментированное письмо.)
6. Алгоритм изложения нового материала. (Слайд 6)
- Что вы можете сказать об именах существительных первого столбика? Второго столбика?
- С какими словами употребляется предлог о, а с какими – предлог об?
- Проверим. Чтение вывода в учебнике на стр. 112.- С каким предлогом употребляются имна существительные первого столбика, второго столбика?- Напишите имена существительные с предлогами, допишите окончание, определите склонение.
7. Физминутка.
- С какими именами существительными употребляются предлог о? С какими – предлог об?
- Если со словом употребляется предлог о – встают девочки, если предлог об – то мальчики.
осень | белка |
мороз | зимовье |
урожай | ёлка |
иней | пурга |
8. Работа с учебником.
- Из упражнения 219 выписать имена существительные в предложном падеже, определить склонение, выделить окончание.
- Самопроверка (Слайд 9).
9. Буквенный диктант. (Слайд 10).
- 1 ученик на доске выполняет свой буквенный диктант, записанный на карточке.
-Проверка веерами с гласными буквами.
- Проверка индивидуальной работы на доске. Если ученик выполнил задание верно, то его ответы и ответы учащихся совпадают.
10. Синтаксический разбор предложения. (С записью на доске)
11. Групповая работа. (Слайд 11)
- Задание для 1 группы: допишите окончание, определите склонение.
- Задание для 2 группы. Составьте словосочетания с данными именами существительными, определите склонение.
12. Творческая работа. (Слайд12.)
- Природа как музыка, как живопись – это чудо. И открыться оно может только человеку чуткому, наблюдательному. Перед вами зимний пейзаж.
…Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
- Составить 2-3 предложения, используя опорные слова и словосочетания. (Слайд 13)
- Проверка.