Внедрение элементов краеведения

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Значение кружковой работы состоит в том, что она расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их инициативу, творчество, расширяет кругозор, способствует упрочению приобретенных на уроках умений и навыков, а также формированию новых.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных благ до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества.

При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира и вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества является вязание.. Это древний и в тоже время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек, до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года. В настоящее время, вязание на пике моды, поэтому так много желающих научиться этому виду рукоделия.

Нами разработан план, который, предназначен для обучения детей 11 – 14 лет. Система занятий рассчитана на 1 учебный год (35 занятий по 2 уч.часа в неделю, т.е. 70 часов).

Специфика кружковых занятий такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Но главная цель нашей работы – формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий творческой самореализации личности.

Отсюда вытекают следующие задачи:

Обучающие:

  • развивать стремление к углублению знаний;
  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
  • развивать индивидуальные способности уч-ся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;
  • формировать чувство коллективизма и гражданственности;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей большой и малой Родине, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей ( взаимопомощь, добросовестность, честность);
  • формировать чувство самоконтроля.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Эстетические:

  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Мы не буду останавливаться на каждой из них, выделим лишь одну: воспитание чувства патриотизма, любви к своей большой и малой Родине, - и поделимся опытом работы в этом направлении.

Для реализации данной задачи в планы занятий мы включили материал по краеведению. Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, стараемся применять разнообразные методы и приемы обучения. Так в течении учебного года обучающиеся не только слушают лекции о природе и истории Астраханского края, но и посещают музеи города, становятся участниками конкурсов и викторин.

При отборе учебных объектов мы ориентировались на краеведческую направленность занятий, добиваясь комплексного решения задач обучения.

Предлагаем разработку календарно – тематического планирования (Приложение 1).

Изделия, которые мы представили в «Галерее творческих работ», конечно, не удивят вас, но это и понятно, ведь это объекты базового уровня, который включает в себя объём обязательных знаний, умений и навыков. Главное - ориентация на краеведческую направленность учебных занятий.

  1. Флора Астраханского края: фото1, фото 2, фото3, фото4.
  2. Фауна Астраханского края: фото 5, фото 6.
  3. Астрахань многонациональная: фото7, фото8.
  4. Творческие проекты учащихся: фото9, фото10.

Фото 1-10