Цели:
- Уточнение и расширение словаря по теме добро и доброта. Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей и мелкой моторики, творческого воображения. Развитие связной речи.
- Формирование навыков работы в малых группах, навыков сотрудничества, взаимодействия друг с другом, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливым.
- Воспитание стремления совершать добрые дела
Ход занятия.
Логопед. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы хорошее настроение не покидало нас на протяжении всего занятия.
- Посмотрите на два портрета. Чем они отличаются? (на одном лицо доброго человека, а на другом – злого.)
-А на кого бы вы хотели быть похожи?(на доброго)
-Почему?(потому что добрый человек красивый, у него улыбающиеся глаз, и.т.д.)
- А какие ещё эмоции может выражать лицо доброго человека? Давайте расскажем и покажем (удивление, восторг, скромность, грусть)
-Скажите, когда добрый человек грустит? (когда рядом с ним обижают слабого, ломают деревья, и.т.д.)
-А вот когда добрый человек радуется мы сейчас расскажем? Для этого волшебную палочку в руки возьму и когда я радуюсь – расскажу. (Дети, стоя в кругу, передают друг другу «волшебную палочку», говоря при этом «я радуюсь, когда…»).
-Ребята, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (о добре)
-Да, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.
-А что такое добро? (Это всё хорошее, доброе и красивое)
-А какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек-это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек бережёт природу)
-Я предлагаю провести занятие в виде соревнования. У нас будет три команды: солнышко, радуга и звёздочка.
-А вот кто в какой команде будет играть, пусть решает жребий. Каждый из вас достанет из корзинки эмблему той команды, в которой ему предстоит соревноваться.
-Добрый человек знает много добрых слов.
Как еще называют такие слова?(Эти слова ещё называются волшебными.)
-Поэтому каждый из вас, прежде чем занять место за игровым столом, должен будет назвать доброе слово.(добрый день, спасибо, мир…)
Команды созданы, осталось выбрать капитанов команд. (команды совещаются и выбирают капитанов)
- Оценивать ваше участие в конкурсах будет жюри.
1.
Первый конкурс называется «Расшифровщик»
Логопед. Как вы понимаете смысл этого выражения. (разгадать что-либо)
-В русском языке существует немало слов, частью которых является слово добро, например: добродетель - это слово произошло от слов добро делать. Добродетельным называется человека, который делает людям добро.
- Каждая команда получит по два слова, которые необходимо прочитать и объяснить из каких двух слов они образованы и что обозначают: добродушный, доброкачественный; добросердечный, добросовестный; добрососедский, доброжелатель.
2.
Логопед.Скажите в каких произведениях добро всегда побеждает зло? (в сказках)
- Следующий конкурс называется «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
-Как понимаете это выражение? (сказка нас всегда чему-то учит)
- А каких сказочных героев знаете? (Баба-Яга, Дюймовочка, Золушка, леший… )
А вот насколько хорошо вы знаете какие из них добрые, а какие злые покажет наш конкурс. Я буду называть сказочных героев. Если вы услышите имя доброго героя, то поднимаете руки вверх и радостно хлопаете в ладоши, если злого, то приседаете и закрываете лицо руками. (жюри следит за выполнением задания)
3.
Логопед. Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Наш конкурс так и называется «Не одежда красит человека, а дела».
-Вам необходимо будет подумать и рассказать, какие добрые дела вы можете сделать. Каждой команде предстоит назвать добрые дела: на улице, в доме, в природе. При ответе каждый член команды должен высказаться.
4.
Логопед. Следующий конкурс называется «Собери пословицу».
Дети из слов собирают пословицу и объясняют ее значение.
- Доброе дело два века живет
-Жизнь дана на добрые дела
-Про доброе дело говори смело
-А какие ещё пословицы о добре вы знаете? (дети называют пословицы, зарабатывая для команды дополнительные очки)
5.
Логопед. Но о добре писали не только в пословицах, сказках, рассказах, но и художники в своих картинах.
Поэтому в следующем конкурсе мы будем рисовать портрет доброго человека. Конкурс так и называется «Доброта лучше красоты».
Команды приглашают построиться друг за другом, за капитанами, напротив своих мольбертов. Каждый член команды рисует на лице что-то одно. Например: нос, глаза и.т.д. Задание усложняется тем, что вы должны проговаривать то, что рисуете. Например: я нарисую прямой, ровный нос,и т.п.
6.
Логопед. Пока жюри оценивает получившиеся портреты и ответы детей, команды приглашают занять места за игровыми столами для проведения последнего конкурса, который называется «Спешите делать добро»
Командам необходимо составить рассказ по серии картинок и дать ему название.
Пока жюри подводит итоги соревнования, мы предлагаем послушать стихи о добре.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
Но скажут лишь доброе слово-
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый сумеет найти,
Чтоб справится другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы в слух произносим его.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет,
Ну, а злой куда не взглянет,
Все от злого слова вянет.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Стать добрым волшебником только попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого,
Одно удовольствие, честное слово!
Жюри подводит итоги соревнования и объявляет победителей.
Логопед: Настоящими победителями нашего конкурса стали добро, доброта, вежливость, то есть все то, о чем мы говорили сегодня на занятии.
И в заключении
Пожелаю я вам всем,
Добрых слов и добрых дел,
Ведь доброта она от века
Украшенье человека!