Интерактивное обучение педагогов в процессе методической работы в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике [3].

Поэтому уровень методической работы, её эффективность во многом определяют профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы ДОУ.

В процессе изучения уровня методической подготовки педагогов нашего детского сада, их способности к профессиональному совершенствованию, методами тестирования и анкетирования (заполнение диагностической карты успешности педагога и информационной карты о работе воспитателя), было выявлено, что воспитатели испытывают трудности в овладении новыми технологиями, установлении личностно – ориентированного взаимодействия, при анализе и самоанализе, зачастую не могут самостоятельно решить возникающие проблемы. Вследствие этого, наблюдалась пассивность воспитателей, их недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах, отсутствие заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Поэтому для повышения профессиональной компетентности воспитателей, их уровня активности и самостоятельности, развития навыков анализа и рефлексии своей деятельности, а также развития диалогического взаимодействия педагогов, было решено наряду с традиционными формами методической работы, использовать интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом, которые наиболее эффективно способствуют достижению этой цели и решению поставленных задач:

  • создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов;
  • познакомится с передовым педагогическим опытом работы;
  • развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом;
  • повысить педагогическую компетентность педагогов;
  • активизировать деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.

Что же такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - действие.[2]

Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащегося в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. [2]

По свидетельству экспериментальных данных при лекционной подаче материала усваивается не более 20 – 30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) – до 90%. Эти данные полностью подтверждает древняя китайская пословица, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму» [4].

По моему мнению наиболее эффективным является применение таких интерактивных методов как: метод «Модерации», метод «Кейсов», деловые и дидактические игры, Технология открытого пространства, метод SWOT – анализа, Мозговой штурм, презентация.

Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот методпозволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.[2]

При использовании этого метода каждый педагог может:

  • сосредоточиться на содержании;
  • действовать целенаправленно;
  • сохранить возможность для импровизации;
  • проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;
  • проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.

Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

Метод «Модерации» может применяться как отдельный метод или синтезироваться с Технологией Открытого Пространства, которая также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.

Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП?

Рассмотрим основные термины и этапы организации работы.

  • Тема. Для эффективного использования ТОП формулируется привлекательная тема для педагогов, которая будет являться центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников педсовета. В нашем случае тема перекликается с одной из годовых задач детского сада.
  • Группа. Для методики ОП лучше всего использовать большую группу педагогов - минимум 20 человек. Если участников меньше, теряется необходимое разнообразие, которое необходимо для подлинного взаимообмена. Лидеру группы необходимо обеспечить свободу высказывания любой точки зрения, на это нужно нацелить педагогов вначале.
  • Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов. По методике от 1 часа до 5 часов.
  • Пространство. Существенным фактором при организации пространства является комфорт. Лучше всего использовать большую комнату с небольшими уголками для работы малых групп. Используются стулья, которые можно двигать, маленькие столики, тумбы, вокруг которых могут объединяться рабочие группы.
  • Исходная расстановка – это расставленные в полукруг стулья, большая белая стена в комнате или занавес, чтобы можно было прикреплять бумагу с клейкой лентой. Центр круга должен быть пустым.[2]

Рассмотрим этапы ОП в синтезе с методом «Модерации»:

  • Первый этап - опрос педагогов. В начале педсовета проводится опрос педагогов. Чего ждут они от этого педагогического совета? Насколько актуальна тема для них лично, в их работе.
  • Второй этап - поиск. Поиск самого актуального для педагогов вопроса, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Педагоги, на листках анонимно пишут вопрос. После, собранные листки группируются по темам или направлениям работы. На этом этапе у некоторых педагогов возникают затруднения в формулировке вопроса, особенно у молодых специалистов, поэтому лучше заранее нацелить их на специфику педсовета, познакомить с темой.
  • Третий этап - выбор. На плакате помещаются все собранные у педагогов листки с ответами и распределяются по содержательным кластерам (группам). Затем все члены педагогического совета делятся на рабочие группы в зависимости от количества кластеров. В нашем случае рабочие группы разделились по проблемам привлечения родителей к активизации речи детей и развития речи детей во время составления творческих и описательных рассказов.
  • Четвертый этап - проработка. Педагоги в рабочих группах детально работают над выделенной темой. Надо отметить, что на этом этапе при первоначальном использовании этого метода у некоторых педагогов возникают проблемы в обсуждении вопросов. Они сначала не понимают, как можно обсуждать вопрос, на который они сами хотят получить ответ. Они ждут, когда им кто – либо объяснит или детально расскажет, как решить эту проблему. Понимание приходит только в процессе обсуждения вопроса. Поэтому иногда необходима помощь лидера (руководителя или методиста). В помощь педагогам раздаются заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стоят вопросы. Педагоги выбирают те карточки, на которых вопросы им более понятны и близки.

Карточка №1[2]

Если да, то как? Если нет, то в чем причины?(сдерживающие факторы)
Что еще можно сделать? Что я уже делаю? (обмен опытом)

 Карточка №2[2]

Как должно быть? Как на самом деле?
Что для этого должно быть сделано? Что должны сначала сделать?

 Карточка №3[2]

Аргументы «за» Аргументы «против»
Что еще не ясно? Что должны сначала сделать?
  • Пятый этап - мероприятия – как заказ на работу. Обсуждение конкретных мероприятий для решения проблемы.

Карточка 4[2]

 Что?  Для чего?  Кто?  Когда?
Глагол действия      
Пригласить ….      
Обновить …..      
  • Шестой этап - заключение. Зачитываются все предлагаемые педагогами мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. (Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения?) При этом хочется отметить, что не всегда педагоги довольны результатом обсуждения. В этом случае необходимо сделать анализ работы педагогов, выявить причины неэффективности обсуждения.

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.[2]

В нашем детском саду этот метод активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Для проведения мозгового штурма:

  1. Выбирается проблема для обсуждения;
  2. Формируется креативная группа приметно из десяти человек: обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;
  3. Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:
  • Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;
  • Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе Категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».
  • На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается карточкой со значками:

«++» - очень хорошая, оригинальная идея;
«+» - неплохая идея;
«0» - не удалось найти конструктива;
НР – невозможно реализовать;
ТР – трудно реализовать;
РР – реально реализовать.

4. В завершении мозгового штурма выбираются идеи, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба этих значка.

На этом этапе выясняется, насколько продуктивным оказался мозговой штурм. Самые лучшие идеи оформляются на специальном стенде или представляются в виде рекомендаций, которые раздаются всем педагогам коллектива. Плоды мозгового штурма важно «материализовать» в ближайшее время.

Очень интересный интерактивный метод - Метод SWOT – анализа (strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности,threats – угрозы) – это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.[2]

SWOT – анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.

Для проведения SWOT – анализа:

  • Сначала необходимо выбрать вопрос для обсуждения, который заносится на отдельный лист и развешивается на стене или доске.
  • Затем педагогам предлагается самостоятельно определиться по рабочим группам для обсуждения той или иной проблемы, вытянув по очереди карточки разного цвета. Таким образом, коллектив будет разделен не по интересам, а по принципу случайной подборки.
  • Каждая группа садится за отдельный стол и обсуждает проблему, используя матрицу SWOT – анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить «сильные стороны», какие «слабые стороны», что можно рассматривать как «возможности», а что будет являться «угрозой и препятствием» для осуществления намеченных целей.

Образец матрицы SWOT – анализа[2]

 Сильные стороны  Слабые стороны
   
 Возможности  Угрозы и препятствия
   
  • После обсуждения в малых рабочих группах их решение выносится на всеобщее обсуждение. После чего руководитель или творческая микрогруппа заполняет общую для всего коллектива матрицу SWOT – анализа, на её основе формируется решение.

Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала.

Этот метод был нами использован на семинаре – практикуме по изучению педагогами современных развивающих методов и технологий.

Презентация включала в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, таких как ТРИЗ, сказкотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, гармоническая ритмопластика, рифмотерапия, но и возможности их применения в работе педагогов.

После презентации на семинаре завязалась дискуссия, педагоги, выступая в роли оппонентов, высказывали свои мнения, приводили доводы в защиту или сомнения по эффективности использования того или иного метода, технологии.

Метод дидактической игры, который подразумевает – моделирование, разработку технологий деятельности, проводимые в игровой форме.

Рассмотрим реализацию этого метода на примере игры «Разбор почты руководителя», где моделируется деятельность учреждения, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю для разбора. В нашем учреждении, как правило, рассматриваются приказы и распоряжения по составлению планов или отчетов деятельности учреждения по организации работы с детьми и сотрудниками по безопасности жизнедеятельности, сотрудничеству с другими социальными институтами города, проведению тестирования с детьми.

В ходе игры участники изучают документы, принимают по ним необходимые решения. Кроме того, они составляют определенное мнение о ситуации в учреждении и в конце игры разбирают действия игроков.

Использование такой игры эффективно способствует развитию самостоятельности у педагогов, ответственность за принятие решений.

Метод «Кейсов» (Case study) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.[1] Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:

  • ситуации – иллюстрации;
  • ситуации – упражнения;
  • ситуации – оценки;
  • ситуации – проблемы.

Все перечисленные методы достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов нашего детского сада. По результатам мониторинга за последние два года произошло увеличение качественного уровня педагогической компетентности на 12%.

 Уровни  2009 год  2010 год
Высокий  39%  55%
Средний  41%  37%
Низкий  20%  8%

 Также выросла активность педагогов учреждения по обобщению педагогического опыта на городском (за 2 года на 12%) и областном (за 2 года на 14%) уровнях, ежегодно повышается результативность выступлений.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволило создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, познакомиться с предлагаемым опытом работы, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повысить их педагогическую компетентность, активизировать деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.

Список использованной литературы:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: АЙРИС ПРЕСС, 2008.- 188с.
  2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
  3. Пастюк О.В., Фролова А.Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. - М: «ТЦ Сфера», 2007. – с.110.
  4. Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание.– 2008.- №8.–с.24-27