Общедидактическая цель занятия: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Тип занятия: урок изучения нового материала и его первичное закрепление.
Триединая дидактическая цель занятия:
- Познавательный аспект (обучающие задачи):
– создавать условия для усвоения детьми понятий: «овощи, фрукты», «сад, огород»;
– формировать представление о витаминах и их пользе для организма;
- Развивающий аспект (развивающие задачи):
– формировать умение работать с текстом учебника и рабочей тетради, различать объекты, умение классифицировать их, анализировать;
- Воспитательный аспект:
– создавать условия для становления учащихся как субъекта (учащиеся ставят цели, контролируют свою деятельность и оценивают свой результат);
– совершенствовать межличностное общение на уроке;
– воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- индивидуальные карточки;
- карточки для работы в парах;
- картинки с изображением овощей, фруктов – Приложение 5;
- учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь на печатной основе.
Ход урока
Ι. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
ΙΙ. Актуализация знаний
– Вспомните, какое значение имеют растения в жизни человека? Для чего он их выращивает? (Растения кормят человека, одевают, лечат, дают много полезных вещей, украшают его жизнь). (Слайд 2 – Презентация)
– На какие группы можно разделить все растения? (Первая классификация: деревья,
кустарники, травянистые растения. Вторая классификация: дикорастущие и культурные растения). (Слайд 3)
ΙΙΙ. Мотивация
Дети, у меня сегодня для вас есть сюрприз. Вы его сможете получить в конце урока, если активно будете работать на занятии, внимательно слушать учителя и своих одноклассников, стараться выполнять правильно все задания
ΙV. Тема урока. Целеполагание
Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему урока. (Слайд 4)
-
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи (Капуста) -
Жёлтый, круглый, ты откуда?
– Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож,
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовёшь? (Апельсин) -
Само с кулачок,
Красный, жёлтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко (Яблоко) -
На сучках висят шары,
Посинели от жары (Слива)
– Рассмотрите внимательно картинки. Не перечисляя объекты, назовите, что здесь изображено (Овощи и фрукты). (Слайд 5)
– Кто сможет сформулировать тему урока?
– А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?
– Каждый из вас подумает и постарается поставить перед собой задачу:
- Что хотелось бы узнать? (Что такое овощи и фрукты)
- Чему научиться? (Научиться различать их)
- Почему человек должен употреблять в пищу овощи и фрукты?
Обобщение. Тема урока: Овощи и фрукты. (Слайд 6)
Цель: Ответить на вопросы:
– что такое овощи и фрукты, чем они различаются?
– почему человеку нужно употреблять разнообразные овощи и фрукты?
V. Изучение нового материала
1. Найдите среди данных предметов лишний. Объясните свой выбор.
Как различить, где овощи, а где фрукты? (Слайд 7)
Обобщение:
- Фрукты – плоды деревьев, которые выращивают в саду. (Слайд 8)
- Овощи – растения, которые выращивают в огороде. (Слайд 9)
2. Я предлагаю выполнить задание на карточках по вариантам (Приложение 1). Прочитайте задание, назовите цель работы. (Определить, где «овощ, а где фрукт»)
Проверка выполненной работы. Один ученик зачитывает названия овощей, другой – названия фруктов.
– Какие овощи вы знаете?
– Какие фрукты вы знаете?
(При ответах обращать внимание на то, чтобы не было повторов)
Вывод:
- Овощи – это ...
- Фрукты – это …
VΙ. Физкультминутка
- «Что едят в сыром виде?». (Учитель называет овощ, а дети выполняют упражнение. Хлопок в ладоши – едят овощ в сыром виде, притоп – не едят)
Огурец, морковь, свёкла, картофель, кабачок, баклажан, лук, репа, патиссон, томат, редис, капуста, петрушка.
- Маша шла, шла, шла,
Земляничку нашла,
Поклонилась, наклонилась
Ай! Какая вкусная!
(Дети выполняют движения)
3. А кто скажет, земляника – это что? (Ягода). (Слайд 10)
Ягоды – это что? (Ягоды – это сочные, сладкие плоды кустарников и травянистых растений)
Ягода эта, оказывается, может быть дикая и садовая. Человек её тоже выращивает в саду.
4. Уточним понятия «сад» и «огород»
Правильное значение этих слов мы можем найти в толковом словаре, где сказано:
- Сад – это участок земли, засаженный деревьями, кустарниками, цветами (травянистыми растениями). (Слайд 11)
- Огород – это земельный участок под овощами, обычно вблизи дома. (Слайд 12)
– Что общего есть между садом и огородом?
– В чём различие?
5. Самостоятельное выполнение задания 1 в тетрадях, стр. 51
Проверка: Какие плоды созревают на деревьях (на кустарниках, на травянистых растениях)?
6. Самостоятельное выполнение задания 3 в тетрадях на стр. 51 по рядам с последующей проверкой:
1 ряд: что растёт на первой грядке
2 ряд: что растёт на второй грядке
3 ряд: что растёт на третьей грядке
На Руси исстари говорили: «В овоще силы велики». На территории нашей страны выращивают около 70 видов овощей. (Слайд 13)
7. Игра «Разложи овощи и фрукты по корзинам». (Дети берут картинку с изображением предмета, называют его и кладут в соответствующую корзинку, это всё вывешивается на доску)
8. Постараемся ответить на второй вопрос:
– Почему человек должен употреблять разнообразные овощи и фрукты?
- В них много витаминов и других полезных веществ, необходимых для жизни человека
- В разных овощах и фруктах содержатся разные витамины
9. Работа с учебником, стр. 66
– Сравним наше мнение с выводом на страницах нашего учебника (Дети зачитывают информацию)
– Какие витамины вы знаете? (Выслушиваются ответы детей)
Витаминов много, мы с вами познакомимся лишь с некоторыми из них. Рассмотрите изображения на второй карточке (Приложение 2).
Сформулируйте цель работы (Для чего нужны витамины? Где они содержатся?)
– Для чего нужны человеку витамины «А», «В», «С»? (Детям предлагается материал с информацией о каждом витамине, а затем они отвечают на вопрос: что узнали?)
1 ряд: готовит сообщение про витамин «А». (Слайд 14)
2 ряд: готовит сообщение про витамин «В». (Слайд 15)
3 ряд: готовит сообщение про витамин «С». (Слайд 16)
– Почему нужно кушать разнообразные овощи и фрукты?
Вывод: В разных овощах и фруктах содержатся разные витамины, необходимые организму человека. (Слайд 17)
VΙΙ. Закрепление знаний
Задание 3. (Приложение 3). Рассмотрите задание на карточке. Сформулируйте цель работы. (Найти пары слов. К слову из первого столбика подобрать соответствующее слово из второго и соединить). Самопроверка.
Задание 4. (Приложение 4). Прочитать задание, выполнить.
VΙΙΙ. Итог урока
Делаем выводы: Что такое овощи и фрукты? Чем они отличаются? Почему нужно употреблять в пищу разные овощи и фрукты?
– Какую тему мы с вами сегодня на уроке изучали?
– Какая была цель?
Вывод:
- Овощи – это …
- Фрукты – это …
Почему человек должен употреблять разные овощи и фрукты? (обратить внимание на соблюдение санитарно-гигиенических требований)
ΙХ. Домашнее задание
Рабочая тетрадь, стр. 52 – 53, 1- 2 (раскрасить), 3 – 4, написать (Выполнить по одному заданию из каждого номера, по выбору)
Х. Рефлексия
На последней карточке закрасьте земляничку.
– Я доволен своей работой. Достиг поставленной цели. (Красным цветом)
– Я не полностью доволен своей работой. Мне не удалось достичь в полной объёме цели урока. (Жёлтым цветом).
– Я недоволен своей работой. Мне было не интересно на уроке. (Зелёным цветом).
Сюрприз? Кто догадался, какой сюрприз ждёт вас? Как вы определили? (Показать детям коробку в которой находятся фрукты, а затем их угостить).