Экономическое развитие России в XVIII веке. Народы России

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Исследовать причины экономического роста в России в XVIII веке по сравнению с XVII веком.
  2. Раскрыть успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дать сравнительный анализ положения крестьянства и дворянства в России в XVIII веке.
  3. Охарактеризовать национальный состав и хозяйственную деятельность народов России в XVIII веке.

Ожидаемый результат:

  • Творческий подход у учащихся в работе с учебным материалом;
  • Умение самостоятельно анализировать информацию;
  • Практический навык в работе над проектами

Техническое обеспечение урока:компьютер

Оборудование урока:

  • карта «Экономическое развитие в России в XVIII веке»;
  • таблица «Сравнительный анализ экономического развития в России»;
  • буклет «Положение дворянства и крестьянства в России в 18 веке»;
  • мультимедийные презентации.

Ход урока.

Этапы урока План Действия учителя и учащихся
1 Изучение нового материала 1. Экономический рост России в XVIII веке Учитель дает краткую характеристику противоречивых процессов в экономики России.
Учащаяся представляет анализ причин экономического роста в России в XVIII веке по сравнению с XVII веком в виде мультимедийной презентации.
2. Трудности в развитии сельского хозяйства. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Представление ученицей творческой работы - буклета «Положение дворянства и крестьянства в России в 18 веке».
Сообщение ученицы на тему «Создание в России вольного экономического общества»
3. Народы России в 18 веке. Ученица знакомит по настенной карте с основными направлениями русской колонизации. Дает краткую характеристику народов европейской части России.
Представление учениками мультимедийной презентации «Народы Дальнего Востока в 18 веке»
2 Закрепление 1. Как изменилась территория России в 18 веке?
2. Какие изменения произошли в промышленности и сельском хозяйстве? Как вы думаете, почему?
3. Какие новые нерусские народы вошли в состав России? Какие общие процессы, характерные для страны в 18 веке, проявились в жизни этих народов?
4. Какие народы Дальнего Востока вошли в состав России.
Учитель проводит фронтальный опрос
Учитель ставит проблемный вопрос: Если бы ты был губернатором края, чтобы ты сделал для сохранения численности и культуры коренных народов Дальнего Востока? И предлагает оформить ответ в виде небольшого сочинения.
3 Домашнее задание    -§ 50, вопросы и задания стр. 85, выучить термины
-написать сочинение «Если бы я был губернатором…»

Используемая литература.

  1. Серов Б.Н., Гаркуша А.М. Поурочные разработки по истории России с к.16 до к.18 в. (10 класс), М: «Вако», 2008 г.
  2. Симонова Е.В. Методическое пособие. История государства и народов России. (10 класс) М: «Дрофа», 2007
  3. Карамзин Н.М. Предание веков. М: «Правда», 1987 г.
  4. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. М: «Просвещение», 2001 г
  5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М: «Мысль», 1991
  6. Хабаровский край. Страницы истории. Владивосток, 1996
  7. Материалы этнографической экспедиции по Амуру в 2008 г.

Презентация.

Приложения.