Цели урока:
- Исследовать причины экономического роста в России в XVIII веке по сравнению с XVII веком.
- Раскрыть успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дать сравнительный анализ положения крестьянства и дворянства в России в XVIII веке.
- Охарактеризовать национальный состав и хозяйственную деятельность народов России в XVIII веке.
Ожидаемый результат:
- Творческий подход у учащихся в работе с учебным материалом;
- Умение самостоятельно анализировать информацию;
- Практический навык в работе над проектами
Техническое обеспечение урока:компьютер
Оборудование урока:
- карта «Экономическое развитие в России в XVIII веке»;
- таблица «Сравнительный анализ экономического развития в России»;
- буклет «Положение дворянства и крестьянства в России в 18 веке»;
- мультимедийные презентации.
Ход урока.
№ | Этапы урока | План | Действия учителя и учащихся |
1 | Изучение нового материала | 1. Экономический рост России в XVIII веке | Учитель дает краткую характеристику противоречивых процессов в экономики России. Учащаяся представляет анализ причин экономического роста в России в XVIII веке по сравнению с XVII веком в виде мультимедийной презентации. |
2. Трудности в развитии сельского хозяйства. | Самостоятельная работа учащихся с учебником. Представление ученицей творческой работы - буклета «Положение дворянства и крестьянства в России в 18 веке». Сообщение ученицы на тему «Создание в России вольного экономического общества» |
||
3. Народы России в 18 веке. | Ученица знакомит по настенной карте с основными направлениями русской колонизации. Дает краткую характеристику народов европейской части России. Представление учениками мультимедийной презентации «Народы Дальнего Востока в 18 веке» |
||
2 | Закрепление | 1. Как изменилась территория России в 18 веке? 2. Какие изменения произошли в промышленности и сельском хозяйстве? Как вы думаете, почему? 3. Какие новые нерусские народы вошли в состав России? Какие общие процессы, характерные для страны в 18 веке, проявились в жизни этих народов? 4. Какие народы Дальнего Востока вошли в состав России. |
Учитель проводит фронтальный опрос Учитель ставит проблемный вопрос: Если бы ты был губернатором края, чтобы ты сделал для сохранения численности и культуры коренных народов Дальнего Востока? И предлагает оформить ответ в виде небольшого сочинения. |
3 | Домашнее задание | -§ 50, вопросы и задания стр. 85, выучить термины -написать сочинение «Если бы я был губернатором…» |
Используемая литература.
- Серов Б.Н., Гаркуша А.М. Поурочные разработки по истории России с к.16 до к.18 в. (10 класс), М: «Вако», 2008 г.
- Симонова Е.В. Методическое пособие. История государства и народов России. (10 класс) М: «Дрофа», 2007
- Карамзин Н.М. Предание веков. М: «Правда», 1987 г.
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. М: «Просвещение», 2001 г
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М: «Мысль», 1991
- Хабаровский край. Страницы истории. Владивосток, 1996
- Материалы этнографической экспедиции по Амуру в 2008 г.