Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Прыжок". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формировать умения осмысленного чтения литературного произведения.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого;
  • учить соотносить прочитанное с планом;
  • находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать;
  • воспитывать чувство сопереживания и сострадания.

1. Выставка книг.

Все вы узнали и портрет писателя, и книги, которые он написал.

А вот ещё какие книги он написал.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня продолжим знакомство с творчеством этого великого писателя.

3. Актуализация знаний о творчестве Л.Н.Толстого.

Проверка домашнего задания.

Кто может доказать, почему Л.Н.Толстого называют великим писателем?

Воспользуйтесь кластером.

В это время другой ученик, работая за доской, распределит слова на две группы: что нас радует и что нас огорчает.

Счастье, горе, вина, радость, веселье, переживание, беспокойство, страх, сожаление, восхищение, блаженство, печаль.

Третий ученик перескажет содержание рассказа “Акула”, пользуясь карточкой, на которой начало предложений осталось, а продолжение смыло морской водой.

Корабль ----------.

День --------------.

Капитан ----------.

Мальчик ----------.

Вдруг кто-то крикнул ----------.

Мальчики -----------.

Артиллерист --------.

4. Заслушивание ответов детей.

- Кластер.

Вывод. Л.Н.Толстой писал для всех и обо всём.

- Краткий пересказ.

- Словарная работа.

Согласны ли вы с ответом: правильно ли распределены слова по столбикам?

Какое слово непонятно?

Блаженство - полное невозмутимое счастье, наслаждение.

Слова какого столбика передают настроение начала рассказа “Акула”?

Что мы наблюдали затем?

В какой момент произошла такая резкая смена настроения и у героев, и у читателей?

Этот эпизод является кульминацией, т.е. самым напряжённым, волнующим.

Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?

Вывод. Беспечность, непослушание, легкомыслие, нарушение запрета приводят к беде.

Можно ли этот рассказ назвать по-другому?

Акула - это беда.

Всегда любое легкомыслие подкарауливается своей бедой, которую Толстой назвал “акулой”.

5. Рассказ учителя.

В творчестве Л.Н.Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека была служба в армии, служил он и на море. Во время одного плавания и случилась история, с которой мы сегодня познакомимся.

6. Рассказ ученика о паруснике.

Послушайте рассказ о том, как выглядели парусники того времени.

7. Прогнозирование.

Читать мы будем следующее произведение (его название записано на доске).

Знакомо ли оно вам?

Что может случиться в произведении с таким названием?

8. Словарная работа.

Аршин - старинная мера длины, равная 71 см.

Каюта - отдельное жилое помещение на судне.

9. Чтение с остановками.

Постарайтесь определить, к какому жанру относиться это произведение?

Вы следите, чтобы потом легче было ориентироваться в тексте.

А кому это произведение знакомо, тот поможет мне его прочитать.

Физкультминутка. Подготовим зубы, язык и губы.

Скороговорка записана на доске.

Забавной обезьяне бросили бананы.
Бросили бананы забавной обезьяне.

Первая остановка. Матросы громче стали …

Как, по-вашему мнению, поступит мальчик?

Вторая остановка. В это время……..

Как дальше будут развиваться события?

Третья остановка. Точно пушечное ядро…Что заставило отца мальчика так поступить?

Вывод. Чьи предположения оказались верными?

Были ли моменты, когда вам было особенно страшно за судьбу мальчика?

Этот момент является кульминацией.

10. Работа в тетради. Заполнение кластера.

К какому жанру Толстого относится это произведение? К какому стилю?

11. Физкультминутка.

Чтобы перейти к следующему виду работы, подготовим глаза.

Представьте большой круг. Обведите его глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

12. Самостоятельная дифференцированная работа.

Прочитайте рассказ ещё раз самостоятельно и выполните задания, записанные на карточках.

Карточка №1.

Пронумеруй, в какой последовательности происходят события.

Проказы обезьяны.

Погоня за обезьяной.

Обезьяна веселит пассажиров.

Решение отца.

Прыжок.

На перекладине.

Карточка №2.

Найди предложения с данными словосочетаниями, объясни смысл выражений:

“обошёл вокруг света”,

“разобрал задор”,

“замерли от страха”,

“вдребезги разбился”.

Карточка №3.

Найди предложения, в которых автор передаёт:

- чувство радости;

- растерянность;

- злость;

- испуг.

Какой же момент был кульминационным? Перечитаем его.

Что можно сказать о состоянии капитана? Почему он заплакал?

13. Итог урока.

Вывод. Над чем заставило задуматься это произведение?

Из любого положения, даже самого трудного, есть выход, нужно только собраться и совершить свой “прыжок”, найти правильное решение.

14. Домашнее задание.

Каждый из вас тоже сделает свой выбор и выполнит одно из предложенных заданий.

- Найти самое длинное слово.

- Подготовить краткий пересказ.

- Нарисовать иллюстрацию.

15. Вывод урока.

- Вы были благодарными читателями, переживали вместе с героями.