Цели урока:
Образовательные:
Уточнить и расширить знания учащихся о культурных растениях и правилах ухода за ними. Учить распределять работу между членами группы.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры.
Развивающая:
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей. Формирование умения выделять главное в информации.
Ход урока
1. Орг.момент. (Слайд №1)
С детства мы любим, играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
- Сегодня на уроке вам потребуется умение дружно работать.
2. Проверка дом.задания. (Слайд №2)
- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке, давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.
- Работать сегодня будем в группах и в конце урока выясним, какая группа оказалась самая дружная и трудолюбивая.
- Каждая группа получает карточку с заданием, в которой надо определить растение, дать ему название, соединить с картинкой и найти лишнее.
3. Работа в группах.
Представители называют растение и признак, по которому, они определили лишнее (Слайд №3)
(Яблоня, малина, роза)
4. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на доску и, подумав, постарайтесь определить тему нашего урока. О каких растениях мы сегодня будем говорить? (Слайд №4)
Растения сада и огорода
- Как вы думаете, чем отличаются лексические значения этих слов?
- Посмотрите в толковом словаре, который лежит у вас на столе.
(Слайд №5)
Сад – территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.
Сады бывают разных типов: (слайд №6).
Огород – сравнительно небольшой участок земли, на котором выращиваются преимущественно овощи, хотя могут присутствовать посадки ягод и плодовых деревьев. (Слайд №7)
- Сегодня мы должны ответить на следующие
вопросы: (слайд №8)
Особенности растений сада и огорода.
5. Самостоятельная работа в группах.
- У нас три группы:
1 группа “учёные” отвечает на 1 вопрос.
2 группа “исследователи” отвечает на 2 вопрос.
3 группа “агрономы” отвечает на 3 вопрос.
- На столах у вас лежат учебники, хрестоматия, словари, энциклопедии – используя данную литературу, приступайте к работе.
Помните, что вы работаете в группах, а здесь важна дружба и взаимопонимание.
(У каждой группы есть карточка-опора, по ней группа должна составить свой рассказ) (Приложение)
6. Физминутка.
Встали, пошли в сад (ходьба на месте)
Пришли, ищем глазами самую большую яблоню (смотрим вверх, вниз, направо, налево)
Нашли, достаём самое крупное яблоко и кладём в корзину (руки вверх, присели)
Ещё одно яблоко и ещё, и ещё
Полная корзина взяли одну корзину (присели, встали)
Взяли другую (присели, встали)
Пошли в дом. Поставили корзины. Устали (вытираем пот, потянулись, потрясли руками)
Тихо сели. Продолжаем работать.
7. Выступления представителей групп.
- Сначала выслушиваем мнение 2 групп, а потом представителя группы, которая искала ответ.
- Особенности растений сада и огорода. (Слайд №9)
Это растения, которые выращиваются человеком и требуют ухода.
Человек сеет растения не обязательно на их родине, а там, где они ему нужны. Чтобы растение хорошо росло и дало высокий урожай, надо позаботиться о нём. Поэтому мы рыхлим и удобряем почву, если сухо – поливаем, а если очень влажно – осушаем, строим теплицы. Ведь для развития растениям необходимы свет, вода, воздух и тепло.
- Значение этих растений для человека. (Слайд 10)
Для употребления в пищу, на корм животным, для красоты.
- Особенности ухода в разные времена года. (Слайд №11)
За культурными растениями необходимо ухаживать круглый год.
- Кто попробует объединить все наши выступления и сделает вывод.
Вывод: 9 (слайд №12)
В садах и огородах растут культурные растения. Человек выращивает их для употребления в пищу, на корм животным и для красоты. За культурными растениями необходимо ухаживать круглый год.
8. Работа в рабочей тетради.
- Продолжая нашу работу, выполним задание № 50 в рабочей тетради на стр.36.
- Из группы растений выделить те, которые являются культурными.
Проверка.
- Назвать растения, которые вы выделили.
9. Решение природной задачи (слайд № 13).
Ученики нашей школы решили высадить на наш пришкольный участок следующие растения:
- Ананас
- Яблоня
- Малина
- Томат
- Пион
- Все ли растения смогут расти около нашей школы?
Решение:
Ананас - расти у нас не может, т.к. это тропическое растение. Какие жалобы мы могли бы от него услышать? (Не хватает солнца, мало тепла, света, влаги, не подходит почва)
Домашнее задание.
- Дома попробуйте составить жалобу для любого растения наших садов и огородов, им ведь тоже иногда приходится не сладко. Подумайте об их трудностях. На следующем уроке из ваших сообщений мы с вами соберём жалобную книгу культурных растений нашего края.
10. Итог урока. Игра “Верю – не верю”.
- Давайте подведём итог нашего урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- А теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если нет, то красный.
- Верите ли вы, что:
- Яблоня – это растение сада.
- Помидор – растение огорода.
- Кабачок – растение сада.
- За культурными растениями не надо ухаживать.
- Культурные растения необходимы человеку.
- Сады бывают разных типов.
- Сад – это участок земли с плодовыми деревьями.
- Яблоня, абрикос, груша – это овощи.
- Огород это участок земли, на котором растут дикие растения.
- Молодцы! Вы сегодня хорошо и дружно поработали и за активную работу на протяжении всего урока … получают “5”, а остальные ребята получат оценки на следующем уроке.
Урок окончен. Всем спасибо (слайд №14).