Цели: ввести понятия "части суток", "времена года", закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление.
Оборудование: учебник математики А.Л.Чекина, карточки с заданием, цветные карандаши, листы для графического диктанта, мультимедиа сопровождение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Просыпаемся с утра - нам считать уже пора.
Открываем мы тетрадь - снова хочется считать.
1, 2, 3, 4, 5 я иду тебя искать!
Математика, приди и всему нас научи!(слайд 1)
II. Устный счёт.
- Рассмотрите пуговицы, дорисуйте, какой не хватает (на столах у детей карточки с пуговицами разной формы).
- Решите весёлую задачу:
В жаркий день иду на пруд,
Малыши со мной идут.
Серёжа, Наташа, Петя и ещё Даша
Мчатся весело к пруду,
Раздеваясь на ходу.
- Покажите цифрами, каким яблоко было сначала, потом, позже(на карточках нарисовано яблоко целое, надкусанное, съеденное).
III. Сообщение темы урока.
Загадки:
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня::..(Зима). (слайд 2)
Я раскрываю почки.
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня:(Весна). (слайд 3)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня.
Я -::::..(Лето). (слайд 4)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я - :(Осень). (слайд 5)
- Зима, весна, лето, осень - что это? (Времена года.)
Сегодня мы узнаем новое о временах года и частях суток.
- О чём мы ещё не говорили? (Части суток.) (слайд 6)
IV. Работа по учебнику с сопровождением мультимедиа.
С. 49.
Задание 1.
(Дети выясняют, из каких частей состоит день, что происходит обычно утром, днём, вечером, ночью, работают цветными карандашами.)(слайд 7)
- Как иначе можно назвать день? (Сутки.)
- Почему говорят "круглые сутки"? (Слайд 8)
Задание 2.
- Какое сейчас время года?
- Назовите остальные времена года. (слайд 9)
- Сколько их всего? Запишите ответ с помощью цифр.
(Далее дети называют признаки времён года, делают зарисовки в таблицу, указывая стрелками очередность.)
- Что означает фраза "круглый год"? (слайд 10)
- Почему весну называют "утром года"? (В процессе беседы дети выясняют, сколько месяцев весенних, летних, осенних и зимних.) (слайд 11)
V. Физкультминутка.
Три зимою, три весной,
Трое летом, осенью.
Так и ходят друг за другом
Все 12 с проседью.
То накопят нам воды,
Вспашут и посеют.
Летом принесут плоды,
Потом собрать сумеют.
VI. Работа группами.
Дидактическая цель: различие предметов по форме и составление из них различных рисунков.
Содержание.
Три команды получают треугольники, круги и квадраты и пытаются нарисовать различные предметы с помощью геометрического материала. Полученные рисунки вывешиваются на доску.
VII. Физкультминутка (упражнения для мышц глаз.)
VIII. Работа в тетради Графический диктант. (Слайд 12)
IX. Обобщение
Дети объясняют, что такое "круглый год", "круглые сутки" и в качестве итога поселяют в свои домики любимое время года или часть суток. (слайд 13, 14)