ЦЕЛИ УРОКА:
- учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
- формировать навык правописания окончаний существительных;
- отрабатывать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
На доске запись
Из реки | Из избушки |
По воде | По комнате |
На стекле | На дереве |
В степи | В постели |
- Чем отличаются две группы слов?
(Ответы детей: в первом столбике имена существительные имеют ударные окончания, во втором – безударные окончания)
- Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”
II. Чистописание.
а) Массаж рук.
б) Работа в тетради.
– Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
К кк КК ккк ККК ккккк
– Напишите, продолжив закономерность.
Кто долг… спит, тому денег не ск..пить.
– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
– Запишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
в) Запишите скороговорку.
Косарь Касьян косит косо,
Не скосить косарю
Касьяну покоса.
– Работа со скороговоркой
1) Хлопок в ладоши.
2) Ударяем правой ладонью по столу.
3) Хлопок в ладоши.
4) Ударяем левой ладонью по столу.
5) Хлопок в ладоши.
6) Ударяем обеими ладонями по столу.
III. Словарный диктант.
Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. Подчёркивают орфограммы.
В жёлтом море корабль плывёт.
Он идёт, волну сечёт.
Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём он терял вес
И наконец совсем исчез. (Календарь.)
Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки.)
Замените одним словом:
- Огородное растение семейства крестоцветных, растущие обычно кочаном. (Капуста.)
- Откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. (Капюшон.)
- Клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом. (Картофель.)
- Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитом. (Карандаш.)
IV. Работа по теме урока.
а) Работа с двумя группами слов
Из реки | Из избушки |
По воде | По комнате |
На стекле | На дереве |
В степи | В постели |
- Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют какие окончания? (Одинаковые. Ударные и безударные.)
- Какое окончание вызывает трудность для написания? (Безударное.)
Эту проблему можно решить следующим образом.
Существует главное правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных: безударные окончания проверяй ударными в том же склонении, в том же падеже.
В каждом склонении “работают” слова – ключи
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
Земля | Конь | Степь |
Река | Окно | Печь |
Вода |
Алгоритм. (Запиши порядок выполнения шагов)
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово. (Избушка – оконч.– а, 1 склонение)
2 шаг. Подбираю слово – ключ, ставлю его в ту же форму. (Река – из реки)
3 шаг. Если у слова – ключа окончание …..; значит, и в данном слове будет такое же окончание.
(Из реки – окончание ударное -и, значит, из избушки тоже пишется окончание –и)
Работая по алгоритму, ученики комментируют окончания в оставшихся именах существительных.
б) Работа по учебнику.
- Чтение памятки на стр. 96.
- Упражнение 184, стр. 96. (Задание: укажите падеж, склонение, выделите окончания)
в) Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.
Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы.
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Скл. | Слово – ключ | Оконч. |
в тетрад .. (где? в чём?) П.П. в альбом… из чашк.. в бан.. в океан… у дорог.. по улиц.. |
тетрадь | Ж.р. | 3 скл | Степь – в степи | -и |
г) Упражнение “Допишите окончания” (Работа по группам)
Ученики вписывают окончания существительных, указывают склонение и падеж.
Без дорог… | По дорог….. | У дорог….г...кончания существительных, указывают склонение и падеж.твительныхя? |
От подруг…. | К подруг…. | За подруг….. |
Возле речк…. | От речк…. | По речк….. |
В магазин… | За магазин…. | О магазин….. |
Об отдых…. | О лет…. | Об облак…. |
На цеп… | О плет… | На лошад…. |
V. Физкультминутка
(под музыку).У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук, тук. “Дверь открой.
Там в лесу охотник злой”
– Зайка, зайка забегай,
Лапу мне давай.
VI. Закрепление изученного.
1) Выборочное списывание.
Выпишите все существительные, которые встретились в словах песни, укажите падеж, склонение)
Например,
У оленя – у кого? (По вопросу и по предлогу указывают падеж существительного) Р.П.
Олень – он, мой – м.р.
Слово – ключ: Конь – у кого? У коня (ударное окончание -я, значит, у оленя пишу окончание я.)
2) Игра “Допиши окончания”
А теперь давайте поиграем.
Сильный ветер вдруг подул,
Все окончания в кучу сдул.
Вы тихонько подходите
И порядок наводите.
На доске запись.
На белой скатерт…. снегов видны следы рыс… От ёлк… к ёлк…. прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест..
- Дети по очереди выходят к доске, дописывают окончания, доказывают. (Алгоритм)
- Находят все орфограммы, подчёркивают, объясняют.
3) Письмо по памяти текста.
Подчёркивают орфограммы, выделяют окончания, указывают падеж и склонение имён существительных.
4) Творческая работа.
Составьте предложения на тему “ Любимое занятие”, используя в предложениях существительные в косвенных падежах.
Укажите склонение и падеж существительных, выделите окончания.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 187, стр.98.
VIII. Итог урока.
– Как проверить безударное окончание имён существительных?
– Сделайте вывод об окончаниях существительных 1,2,3 склонения в Р.П., Д.П., П.П.