Вечер "От Чарльза Доджсона к Льюису Кэрроллу"

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Нашу встречу сегодня мы посвящаем английскому писателю, математику, логику Чарльзу Доджсону. Это настоящее имя писателя Льюиса Кэрролла.

Докладчик 1. Тема доклада: "Чарльз Доджсон - английский детский писатель, математик, логик" (приложение 1).

Ведущий. Англичанин, викторианец, профессор математики Оксфордского университета, имеющий духовный сан шагал по свету в ярком солнечном сиянии - символе солидности и прочности со своим цилиндром и бакенбардами, со своим деловитым портфелем и практичным зонтиком, однако по ночам что-то происходило:(на сцене появляются уши). Это было чисто английское изобретение, каникулы для души и ума (слайд 1,2).

Презентация.

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Девочка скучает").

Ведущий. Девочка заскучала, и этот профессор, лекции которого были чрезвычайно скучны, по ночам страдая от бессонницы, сочиняет свои знаменитые "полуночные задачи", "Истории с узелками" и массу забавных игр и головоломок для своего развлечения, но и, конечно, развлечения для нас.

Ученик 1. Чтобы развеять скуку Алисы вам предлагается решить несколько задач.

Задача 1. Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение, разделил на 3 и отнял от результата 4, получил 5. Какое число я задумал? (слайд 7)

Задача 2: числа равны его. Какое это число? (слайд 8)

Задача 3: Половина от половины числа равна половине. Какое это число? (слайд 9)

Задача 4: У кроликов и утят 42 ноги и 12 голов. Сколько кроликов и сколько утят? (слайд 10)

Докладчик 2. Тема доклада: "Математические работы Чарльза Доджсона " (приложение2).

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Безумное чаепитие", слайд 13).

Ведущий. Ну что, не будем попусту терять время, а также не будем его убивать, а то время для нас палец о палец не ударит. И будет делать что захочем: убегать, стоять, тянуться еле-еле. Правда, Льюис Кэрролл говорил, что остановившиеся часы вернее, чем те которые отстают на одну минуту в день:

Обыгрывается задача про часы

Сцена "Сумасшедшие часы" Льюиса Кэрролла.

Задача: Какие часы точнее показывают время: те, которые отстают на 1мин, или те, которые совсем не идут?

Льюис Кэрролл рассуждал следующим образом.

Кэрролл. Часы, отстающие на 1 минуту в сутки, показывают точное время раз в 2 года. Часы, которые совсем не идут, показывают точное время дважды в сутки? Алиса задумалась.

Алиса. Я, знаю, что остановившиеся часы показывают точное время ровно в 8 часов утра и ровно в 8 часов вечера, но как узнать, когда именно наступает ровно 8 часов утра или ровно 8 часов вечера?

Таким образом, Кэрролл определил, как часто часы, отстающие ежесуточно на 1 минуту, показывают точное время? Поскольку часы каждые сутки отстают на 1 минуту, они покажут точное время, когда отстанут на 12 часов, то есть через 720 суток, 17280 часов или 1036800 минут.

Кэрролл. Очень просто, дитя мое. Встань лицом к циферблату остановившихся часов и возьми в руки заряженный пистолет. Не своди глаз со стрелок часов. И в тот момент, когда часы покажут точное время, выстрели из пистолета. Всякий, кто услышит твой выстрел, будет знать, что наступило ровно 8 часов.

Ведущий. Льюис Кэрролл не только учил стоять детей на голове, но учил стоять на голове даже ученых. Он называл их чудищами, которые ходят на задних лапах, смотрят на мир сквозь пару изогнутых линз, периодически снабжают себя энергией, вводя через отверстие в лице органические вещества, и не видят вокруг ничего сказочного.

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Экзамен").

Ведущий. А теперь задания для вас!

Ученик 2. Задача 1. Представьте себе торт. Проведя один разрез, получим 2 части, 2 разреза - 6 частей, и т.д. Хорошо сказала Алиса,- я, разрежу торт на 8 частей тремя прямолинейными линиями. Как она это может сделать? (слайд 14, 15)

Задача 2. На трех банках с вареньем рассеянная хозяйка сделала надписи "малина", "малина или клубника", "вишня". Алиса желает клубничное варенье. В какой банке клубничное варенье, если все надписи на банках перепутаны? (слайд 16)

Задача 3. Первый вор, увидев яблоки, украл половину яблок и еще пол яблока. Второй вор, придя вслед за первым, украл половину оставшихся яблок и еще пол- яблока, после чего не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было сначала? (слайд 17)

Ведущий. Игра, как шла, так и идет и в шутку и всерьез. Шутя, на досуге Доджсон рассказывал забавные истории и сочинял смешные стихи. Так это и называлась "поэтическая чепуха" или "поэзия бессмыслицы" но вместе с тем он занимался наукой, математической логикой, однако странная то была эта наука логика.

Логика! (реплика ведущего, слайд 18)

Докладчик 3. Тема доклада: "Логика - "наука о правильном мышлении" (приложение3).

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Вы бы не могли исчезнуть помедленнее", эпизод с улыбкой).

Ведущий. По-моему все очень логично, но стало ли ей от этого легче?

Сцена "Алиса и Черный Король" (разговор Алисы с братьями Труляля и Траляля, (слайд 22).

- Я знаю, о чем ты думаешь, но это не так! Ни в коем разе!

- И задом наперед, совсем наоборот. Если бы это было так, это бы ещё ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!

- Ну, тогда, значит, оба они хороши!

- А в вашем лесу много тигров и львов?

- Это всего-навсего Черный король расхрапелся немножко!

- Пойдем, посмотрим на него!

- Милый, правда?

- Так можно себе и голову отхрапеть!

- Как бы он не простудился. Ведь он лежит на сырой траве!

- Ему снится сон! И как по - твоему, кто ему снится?

- Не знаю. Этого никто сказать не может.

- Ему снишься ты! Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была?

- Там, где я и есть, конечно.

- А вот и ошибаешься! Тебя бы тогда вообще нигде не было! Ты просо снишься ему во сне.

- Если этот вот король вдруг проснется, ты сразу же - фьють! - потухнешь, как свеча!

- Ну, нет. И вовсе я не потухну! К тому если я только сон, то кто же тогда вы, хотела бы я знать?

- То же самое.

- Самое, самое!!!

- Ш - ш - ш. Не кричите, а то вы его разбудите!

- Тебе - то, что об этом думать? Все равно ты ему только снишься. Ты ведь не настоящая!

- Нет, настоящая!

- Слезами делу не поможешь. О чем тут плакать?

- Если бы я была не настоящая, я бы не плакала.

- Надеюсь, ты не думаешь, что это настоящие слезы?

- Я знаю, что все это вздор. Глупо от этого плакать!

Ведущий. Если бы это было так, это было ещё ничего. Если бы конечно оно так было. Но так как это, не так, так оно и не этак. Такова логика вещей! Король спит и видит во сне Алису. Но Алиса спит и видит во сне Короля, который спит и во сне видит Алису. Которая видит во сне Короля, который спит и видит во сне Алису. Которая спит:::

Такие парадоксы называют "странными петлями". Примеры "странных петель" есть и в физике и в математике, изобразительном искусстве, архитектуре и философии.

Докладчик 4. Тема доклада: "ЭВМ" " (приложение 4, слайд 23).

Ведущий. Когда королева Виктория, прочитав "Алису" захотела познакомиться с другими произведениями Кэрролла, ей доставили множество работ по математической логике, и она была ужасно разочарована.

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Если..., то")

Задача 1. А вот следующие высказывания вам хорошо известны. Выделите в этих высказываниях условие и заключение.

А) если в треугольнике все стороны равны, то и все углы равны;

Б) если в треугольнике углы при основании равны, то треугольник равнобедренный;

В) вертикальные углы равны.

Задача 2. Если лягушонок зеленый, то он веселый. Если лягушонок не веселый, то он сидит на берегу. Все лягушата либо зеленые, либо пестренькие. Если лягушонок пестренький, то он плавает в воде. Тогда обязательно:

а) все лягушата плавают в воде, б) все лягушата - не веселые, в) все лягушата - веселые, д) все лягушата - пестренькие, е)все веселые лягушата-зеленые(слайд 27).

Докладчик 5. Тема доклада: "Льюис Кэрролл - писатель" (приложение 5).

Ведущий. Нонсенс! Льюис Кэрролл - часть особого дара англичан, но также и неумолимого парадокса англичан. Никто кроме них не смог бы создать такой бессмыслицы; однако никто, кроме них, создав такую бессмыслицу, не попытался бы отнестись к ней серьезно. Высказывание, лишенное смысла или само отсутствие смысла, бессмыслица. Разновидность логической ошибки. Этот термин очень близок по смыслу к абсурду.

Абсурд! (реплика)

Докладчик 5 (продолжение)

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Бармаглот", слайд 31)

Ведущий.Бармаглот (англ. Jabberwocky) - летающее существо, пылкающее огнем. Бармаглота придумал английский писатель Льюис Кэролл, персонаж появился в одноименном стихе из "Алисы в Стране Чудес". Также используется для обозначения кого-то неописуемо неприятного.

Бармаглот - вероятно, первая попытка ввести в язык несуществующие слова, подчиняющиеся, тем не менее, всем законам языка. Первое четверостишие практически целиком состоит из несуществующих слов, за исключением служебных.

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

В той же книге он поместил (от лица одного из персонажей, Шалтай-Болтая) пояснение к первому куплету:

  • варкалось - восемь часов вечера, когда уже пора варить ужин, но в то же время уже немножечко смеркалось (в другом переводе четыре часа пополудни)
  • хливкий - хлипкий и ловкий;
  • шорёк - помесь хорька, барсука (в другой трактовке бурундука) и штопора;
  • пыряться - прыгать, нырять, вертеться;
  • нава - трава под солнечными часами (простирается немного направо, немного налево и немного назад);
  • хрюкотать - хрюкать и хохотать (вариант - летать);
  • зелюк - зелёный индюк;
  • мюмзик - птица; перья у неё растрёпаны и торчат во все стороны, как веник;
  • мова - далеко от дома (Шалтай-Болтай признаётся, что сам в этом не уверен);

Ученик 3. По замечаниям критиков, юмористических стихи получались у Льюиса Кэрролла особенно хорошо. Он публиковал свои стихотворные произведения отдельно, в популярных журналах. Светило математической науки, автор серьезных научных трудов, он не решался выпускать свои "легкомысленные" произведения под собственным именем. Тогда Чарльз Доджсон и превратился в Льюиса Кэрролла. Этот псевдоним стоял на обеих книгах о приключениях Алисы, на многочисленных сборниках стихов.

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Вот дом, который построил Жук").

Ведущий. Эти стихи мы можем прочитать в главном произведении Льюиса Кэрролла в сказке "Алиса в стране чудес" фрагменты которой, вы сегодня просматривали.

Просмотр фрагмента из мультфильма (Алиса спрашивает у кота: "А куда мне идти?". Кот отвечает: "А это в зависимости, куда ты хочешь прийти").

Ведущий. Запомните мои слова: "Надо идти, идти и не останавливаться, пока не придешь. Куда идти не знаю, только надо обязательно идти. Это наилучший путь к достижению цели".

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Бежать, чтобы остаться на месте")

Ведущий. Вы познакомились с творчеством великого Льюиса Кэрролла. Но я очень советую вам, не тратя времени, прочитать это в его в книгах и полностью посмотреть мультфильмы.

Просмотр фрагмента из мультфильма ("Возвращение Алисы домой").

Учитель. В книгах Чарльза Доджсона бездна открытий, теория относительности, кибернетика, структурная лингвистика. Но для Кэрролла эти истории были лишь литературой, позволяющей увидеть мир вверх ногами (слайд 32).

ЛИТЕРАТУРА

1) Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. - Минск: Юнацтва, 1993.

2) Мартин Гарднер. А ну-ка, догадайся! - М.: Мир, 1984.

3) Большой Энциклопедический словарь. - М.: 2001.

4) www.UpWeek.ru/lyuis:i-troichnaya-mashina.html.

5) Мультфильм "Алиса в стране чудес". (1981г. Киевнаучфильм).

6) Мультфильм "Алиса в зазеркалье". (1982г. Киевнаучфильм).

7) Данекена Е.А. Урок внеклассного чтения к 175-летию Льюиса Кэрролла.