Оборудование:
- Мультимедийное устройство;
- Урок – статья. DOC.
- Отрывки из литературных произведений:
- Диск “ Открытая физика”, под редакцией С.М.Козела – 1 часть;
- Диск “Кирилл и Мефодий”– 9-й класс;
- Тест – “Приложение 2”
- Презентация. (Приложение 1)
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Проблемная ситуация с переходом к новой теме.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
1. Организационный момент.
На доске записано Д/З – § 12, упр. 12 (1,2), произвести запись в дневник.
Мы с вами изучили два закона динамики, т. е. …(закончите фразу), а сегодня мы
проводим урок изучения нового материала с элементами литературных произведений с
использованием презентации.
С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики. Сегодня мы с вами
разрешим этот спор между физиками и лириками.
А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?
Поэтому эпиграфом к уроку будут служить такие слова: (слайд 1) Презентация
Эпиграф:
“…Что–то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе. ...”
Б.Слуцкий
Цели: (слайд 2)
1. Обучающая:
- повторить основные положения первого и второго законов И.Ньютона;
- ввести понятие третьего закона И.Ньютона;
- закрепление теоретического материала при решении задач по теме.
2. Развивающая:
- умение видеть мир в многообразии;
- умение находить решение в проблемных ситуациях;
- применять знания в различных областях.
3. Коммуникативная:
- развитие умения у детей работать в группах;
- вести диалог с учителем.
4. Воспитательная: развитие познавательного интереса к литературе, физике.
Первый этап урока – повторение.
Работают команды, им было дано домашнее задание, найти из какого произведения данные отрывки и кто автор данного произведения.
Зачитываю отрывки из литературных произведений.
Вопрос 1-й команде.
Г.Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.
Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось. "Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, ... откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру". "... Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды"
- Укажите автора и название произведения.
- Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?
Вопрос 2-й команде.
М.М. Пришвин. Кладовая солнца.
Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца. "Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе..."
- Укажите автора и название произведения.
- Объясните случившееся.
Вопрос 3-й команде. В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.
"Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: "Это я! Я!" И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".
- Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она летала?
- Укажите автора и название произведения?
Продолжаем повторение: (слайд 4–5)
1. “ …Вот мост железный
над рекой,
Промчался с грохотом
под нами …”
– Кто автор этих строк?
– С каким телом автор связал систему отсчета?
– Допустил ли автор в содержании физическую ошибку?
2. Сережа с мамой подошли к реке, по которой плавно плыли огромные белые льдины. Они как белые лебеди, торжественно и величаво уплывали вдаль. Мальчик некоторое время с восторгом смотрел на это чудо и вдруг громко сказал: “ Мама, мамочка, а мы-то поплыли!”
- В чем ошибка мальчика?
- С чем, по его словам, была связана система отсчета.
- Какую басню проиллюстрировали F физики?
- Какой закон позволяет ее описать?
- Сформулируйте этот закон?
Демонстрируется (слайд 6–8) – “… Лебедь, рак да щука…” и скатывание человека с горы.
После необычного повторения провожу проверочный тест – “Первый, второй законы Ньютона”. Дети садятся за компьютеры.
Тест в компьютерах и каждый ребенок работает индивидуально.
1. Инерция – это …
А) явление сохранения скорости телом, если на него не действуют другие тела;
Б) явление, при котором скорость возрастает;
В) явление, при котором скорость убывает.
2. Причиной ускорения тела является …
А) масса;
Б) изменение скорости;
В) сила, действующая на тело.
3. Масса тела – это …
А) 1 кг;
Б) мера инертности тела;
В) сила.
4. Первый закон Ньютона по-другому называется …
А) законом инерции;
Б) явлением диффузии;
В) инерциальной системой отсчета.
5. Второй закон Ньютона читается так…
А) сила, действующая на тело равна произведению массы тела на ускорение;
Б) ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к
телу, и обратно пропорционально его массе;
В) равнодействующая всех сил приложенных к телу, равна произведению массы
тела на его ускорение.
7. Какова масса тела, которому сила в 10Н сообщит ускорение 2 м/с2.
А) 20 кг. Б) 5 кг. В) 0,2 кг
Проверь. (На слайде 9)
Взаимообмен листочками и сосед проверяет работу другого.
1. А
2. В
3. Б
4. А
5. Б, В.
6. Б
7. Б
Давайте, объясним ситуацию, изображенную на следующих слайдах (слайд 10–11). При объяснении возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Почему возникли такие ситуации с мальчиками?
Слайд 12–13. Звучит тема урока, дети записывают ее в тетрадь.
Включаю диск “Открытая физика”, под редакцией С.М.Козела первая часть, законы Ньютона. А затем как повторение, некоторые элементы из диска “Кирилла и Мефодия”.
Веду объяснение, а информацию ребята записывают в тетради. В заключении, еще раз обобщаем информацию о возникающих силах при взаимодействии, и говорим о практическом применении 3-го закона Ньютона.
Закрепление:
Слайд 14–19.
Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление оценок.
- Так кто же прав, физики или лирики?
- Возвращаемся к слайдам 10–11.
Мы решили ту проблемную ситуацию, которую поставили перед собой? И на все вопросы, возникшие в этих слайдах, мы нашли ответ. Он заключен в формулировке третьего закона И.Ньютона.
В заключение звучат слова о И.Ньютоне. (Слайд 20–21)
Литература:
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9-й класс.
- Г.Уэллс. “Человек, который умел творить чудеса”.
- М.М.Пришвин. “Кладовая солнца”.
- В.М.Гарин. “Лягушка-путешественница”.