Эта тема имеет важное обобщающее значение в изучении технологии. Развивает творческие способности у учащихся. Через изучение национальных костюмов девочки узнают историю развития многих народов, расширяют кругозор. Девочки воспитывают в себе чувство гармонии, аккуратность, стремление к красоте.
При изучении данной темы девочки готовят презентации по истории национальных костюмов. Презентации в отличии от рефератов дают более наглядную информацию для учащихся.
Если позволяет оснащение класса, то очень хорошо проводить компьютерное тестирование по повторению пройденного материала.
1. Этап урока | Информационные объекты |
2. Повторение пройденного материала | ПК+ученик |
5. Презентации по теме: Национальный кастюм. | ПК+медиапроектор |
При проведении данного урока не нужно ограничивать творчество учащихся, необходимо позволить девочкам творить, проявлять свою фантазию.
Цели урока:
- Образовательные - ознакомить учащихся с понятием "декор", классификацией отделок и их назначением
- Развивающие - развить навыки учебного труда; умение рационально планировать свою деятельность; умение работать с технической документацией (инструкционными картами), текстом; осуществлять наблюдение за выполнением приемов работы; выделять главное в учебном материале; решать проблемные задачи; умение самостоятельно выполнять упражнения (приемы работы); умение осуществлять само- и взаимоконтроль;
- Воспитательная - воспитывать трудолюбие, требовательность к качеству работы.
Наглядные пособия:
- иллюстрированный раздаточный материал;
- печатные материалы промежугочного теста по изученным ранее темам;
- демонстрационный материал различных видов отделки (пооперационная обработка);
- образцы изделий с использованием нескольких видов отделки;
- иллюстрированный материал по истории костюма;
- иллюстрированный материал по использованию народных традиций в оформлении костюма.
Тип урока: Комбинированный.
Межпредметные связи: ИЗО, история.
Профориентационные сведения: знакомство с профессией дизайнера, художника-модельера.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Проведение теста по темам: "вышивка, аппликация, вязание". Организация взаимоконтроля при проведении теста.
Проверка учащихся к сознательному усвоению: акцент делается на том, как учащиеся смогут используя знания, полученные на уроке, преобразить свои любимые вещи, придать им индивидуальность, неповторимость.
Беседа с учащимися по теме урока; использование в беседе из знаний по предмету, полученных ранее; использование из жизненного опыта.
3. Изучение нового материала.
Знакомство с понятием "декор" (рассказ учителя), с историческими сведениями по данному вопросу, межпредметными связями.
4. Практическая работа.
Работа по бригадам. Каждой бригаде даются одинаковые футболки, коробки с декоративными элементами.
Каждой бригаде необходимо украсить футболку, используя декоративные элементы.
Проведение вводного инструктажа по соблюдению техники безопасности при выполнении практической работы методом проб и ошибок. по окончании работы учащиеся выступают с защитой своего изделия, объясняя, какую технику они использовали и почему.
5. Презентации по теме "Национальный костюм".
Выделение 5 ключевых слов по костюму каждой национальности.
6. Практическая работа 2.
Каждая бригада получает задание :Придумать современный костюм, используя элементы национального костюма. Выполнить задание в технике лоскутной аппликации.
Каждой бригаде выдаётся текст частушек, который они переделывают для защиты своих костюмов.
7. Закрепления нового материала
Опрос учащихся по вопросам для контроля:
- Что означает понятие "декор"?
- От чего зависит выбор отделки?
- Классификация видов отделки.
Проведение заключительного инструктажа:
- анализ работы класса по схеме;
- выявление типичных ошибок;
- демонстрация лучших работ.
8. Анализ выполненной практической работы, подведение итогов.
Учащиеся освоили приемы выполнения различных видов декоративных отделок. Выработан устойчивый интерес к изучению особенностей использования отделок в русском национальном костюме. Углублены и обобщены знания учащихся по теме "декоративные отделки".
9. Домашнее задание.
Учащимся с высокими возможностями предлагается подготовить сообщение по теме: "новая жизнь старых вещей"
10. Завершение урока (уборка рабочих мест)
Вопросы для тестирования:
-живописный узор из ритмично расположенных геометрических, растительных и животных элементов.
- способ создания художественного узора посредством нашивания на ткань кусочков разноцветной ткани.
- совокупность украшающих элементов в изделии.
- специалист по художественному проектированию эстетического вида промышленных изделий.
- специалист по конструированию новых моделей одежды.
- объединение всех элементов изображения в единое целое.
- швы, проложенные в разных направлениях разными нитками образующие какой-либо узор.
- петельным ручным швом, машинным швом "зигзаг".
-ажурная вышивка по свободному контуру узора, середина которого вырезана.
- ажурные узоры, образовавшиеся на прореженной полосе, путём соединения нитей в пучки различными способами.
- крестом, гладью.
- последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.
- элементы для украшения края изделия в виде прямой или криволинейной орнаментной полосы.
- ритмично заполняющий всю поверхность узором.
- элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.
- шов образованный двумя перекрещивающимися диагональными стежками.
- вышивка прямыми или косыми стежками полностью или частично заполняющими узор.
Литература.
- Блинова Г.П. Русс http://www.hrosv.ru/
Прилагается.