Цель: формировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Действующие лица: девочка Оля в национальной ненецкой одежде.
Оборудование: магнитные доски, конверты с цветной бумагой разных цветов (обязательно цвета российского флага), 2 скакалки, два флага на подставке, заготовки варежек, цветные карандаши, образцы национальных ненецких узоров, клюква.
Ход мероприятия
Развлечение начинается в коридоре, у стенда с картой России.
(Приложение).
Ведущий. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах. На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны.
- А как можно узнать, где какая страна?
Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум - трем детям.)
А что еще может рассказать карта? Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предположения детей.)
Это города. Посмотрите, как много городов в России.
А как называется город, в котором мы живём? Давайте найдём его на карте.
(Прикрепляет к расположению города красный флажок).
Наша страна Россия очень большая. В России много городов. Природа здесь очень разнообразная: много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают различные полезные ископаемые.
Необъятна наша Родина, красива и богата.
Ведущий. У любой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у России. (Показывает один за другим государственные символы России.).
А сейчас мы пройдём в зал и там продолжим наш разговор о нашей стране – России.
Входят в зал. На стене изображение флага и герба, гимн РФ.
Ведущий. Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека, у страны есть имя. Наша страна называется Россия, а мы, — россияне.
Давайте послушаем, что написал о России, ее необъятных просторах поэт М. Исаковский.
1-й ребенок.
Посреди земного шара
Есть земля под названием Русь,
Где рассветов горят пожары,
Где дубов просветленная грусть.
2-й ребенок.
Здесь озера с водой живою,
Соловьиных ночей разлив!
Как я счастлив, что здесь живу я,
Что частица я этой земли!
3-й ребенок.
И ни часу нельзя, наверно,
Мне прожить без тебя вдали,
Потому что оно безмерно —
Притяжение русской земли!
Дети исполняют песню “Родина”.
Ведущий.
Наша Родина — большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки, символы. Что это за символы?
Дети. Флаг, герб, гимн.
Ведущий. Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Что означает белый - цвет — цвет мира?
Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет — это вера, верность, народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет — цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Проводится игра “Составь флаг из цветных частей”.
Когда-то в старину флаг нужен был для того, чтобы собрать вокруг себя воинов, дружину. А наши флаги смогут собрать дружных ребят в команды.
Проводится игра “Соберись у флага”.
Ведущий. А как вы думаете, что такое гимн?
Дети. Это главная песня страны.
Ведущий. Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. Гимн полагается слушать стоя, не разговаривать во время исполнения, не размахивать руками.
Послушаем гимн России.
Звучит гимн Российской Федерации
Ведущий. В каждой стране есть главный город – столица. Столица России – Москва. О Москве написано много стихов, песен, ее рисовали многие художники, а народ сложил пословицы и поговорки.
- Кто управляет нашей страной?
- Как зовут нашего Президента? (Демонстрация портрета Президента России.)
Ведущий. А вы знаете стихи о Родине?
Дети читают стихи.
Ведущий. В нашей стране есть много разных городов. Мы с вами живем в самом молодом городе России. Наш город называется Губкинский, он для нас - Родина.
Давайте послушаем песню о нашем городе.
Звучит песня “Мой город - Губкинский”.
Звучит музыка, в зал входит девочка – ненка.
Ведущий. Здравствуй, девочка, кто ты, почему ты такая грустная?
Оля. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оля. Я живу в тундре.
А грустная я потому, что когда я была в тундре со своими оленями, налетел северный ветер, закружил меня и понёс. Я отстала от оленей и потеряла варежки, у меня замёрзли руки.
Куда я попала? Как называется ваш детский сад?
Как называется ваш город? (Ответы детей)
Ваш город находится на Ямале.
А вы знаете, как переводится с ненецкого Ямал?
Ямал, в переводе с ненецкого, - “край земли”.
Суров мой Север лишь на первый взгляд!
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад,
И обогреть душевной теплотою!
Ведущий. Не эти ли варежки ты потеряла?
Оля. Спасибо большое, пойду искать своих оленей.
Ведущий. Постой, не уходи, расскажи ребятам о своей жизни.
Оля. Послушайте мои загадки, и из них вы узнаете многое о богатствах нашего края. (Отгадки показывает на картинках).
- Листики - с глянцем
Ягодка – с румянцем,
А сами кусточки – Не выше кочки. (Брусника)
- Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала,
И ребятам мила. (Черника)
- Когда весною талые
Сойдут с болот снега,
Она, как бусы алые,
Усеет берега. (Клюква)
- По деревьям ловко скачет
Шубка серо – голубая
Про запас орехи прячет,
Сушит на зиму грибы,
Шелушит проворно шишки. (Белка)
- У него рога ветвисты,
А бока чуть – чуть пятнисты,
Всех катать ему не лень,
Возит саночки … . (Олень)
Молодцы, ребята.
Северные реки богаты рыбой. С давних времён ненцы занимаются ловлей рыбы. Дети помогают взрослым в их нелёгкой работе.
Предлагаю вам поиграть в ненецкую игру “Рыбаки и рыбки”.
Проводится игра.
Оля. А сейчас я вам покажу танцевальные движения, с помощью которых ненцы греются, когда холодно.
А вы потанцуйте вместе со мной.
Исполняется танец по показу.
Ведущий. Спасибо тебе большое Оля, ты много интересного и полезного нам рассказала. И в подарок для тебя и для твоих друзей из тундры мы дарим варежки, чтобы ваши руки не замёрзли.
Блок ИЗО.
Дети под музыку украшают заготовку варежки национальными узорами и передают их Оле.
Слышится звон колокольчика.
Оля. Ребята, я слышу звук моих оленей. Спасибо вам большое. Примите в дар от щедрой северной земли вкусную полезную ягодку – клюкву. До свидания! До новых встреч!
Ведущий. В заключение нашего праздника давайте, исполним песню “Край, в котором ты живёшь”.
Дети исполняют песню.
Уходят из зала.