Внимание как профессионально важное качество водителя автомобиля

Разделы: Школьная психологическая служба


…Внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все, что
только входит в душу человека из
внешнего мира.

К.Д. Ушинский

Факультативное занятие “Внимание как профессионально важное качество водителя автомобиля”.

Цели урока:

  1. Ознакомить с процессом внимания, видами, свойствами внимания, приемами изучения и развития внимания.
  2. Побудить к активному овладению приемами регулирования и развития внимания.
  3. Стимулировать процесс познания себя и окружающей действительности.

Основные понятия: внимание как сосредоточенность, свойства внимания.

Основные приемы: беседа-диалог, элементы эксперимента, анализ особенностей своего внимания в его свойствах.

Обеспечение: Наглядный материал, слайды, набор предметов для проведения эксперимента (секундомер, свисток, карандаши)

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

План занятия:

  1. Понятие внимания.
  2. Виды внимания.
  3. Свойства внимания.
  4. Конкурс "Самый внимательный".

Формы работы на уроке: Групповая, выборочно– индивидуальная.

Обратная связь: Рефлексия

Ход занятия

Можно ли представить себе невнимательного хирурга или стрелочника? Сие, как говориться, можно увидеть разве что в кошмарном сне. Допустить такое в реальной жизни – трагедия для всех. Что ни специальность в современном мире – то свод жестких требований к объему и качеству внимания.

Скажите, нужно ли внимание водителю?

Конечно, внимание для водителя является профессионально важным качеством. Это качество приобретает в дороге первостепенное значение.

Чтобы вы поняли, что такое внимание, я расскажу о том, как один из восточных властителей выбирал себе первого советника.

Многие из седобородых мудрецов выражали желание быть первым советником владыки. Но им мог быть только тот, кто выдержит испытание: надо было пройти по узкой дощечке, приподнятой, над землей, держа в руках кувшин, доверху наполненный молоком, и донести его полным, не пролив ни капли молока. Многие пытались это сделать и все неудачно. И только один выполнил условие. Удивленный владыка спросил, как ему удалось это сделать. А я, – сказал мудрец, – думал о том, чтобы не качнуть кувшин и не пролить молоко. Мне что-то кричали, угрожали, дергали за одежду. Бросали в меня камни, а я все думал, как бы не пролить молоко".

И к вам вопрос: что же помогло мудрецу выполнить условие испытания?

Древнеиндийская притча образно показывает, как работает внимание. Каждый раз, сосредотачиваясь на чем-либо – предмете, явлении, человеке, деятельности, мы в той или иной степени отвлекаемся от всего остального. Такая способность позволяет нам лучше запомнить, понять, быстрее оценить происходящее или конкретный объект и тоже время помогает более точно и эффективно выполнить любое действие.

Вы поняли, что без этой сосредоточенности на одной мысли, одной цели, которую поставил перед собой мудрец, он не мог бы выполнить условие. Попробуем теперь дать более четкое определение, что же такое внимание.

Внимание – это наша сосредоточенность на каком-либо предмете, действии, собственной мысли.

Вам задание: Мысленно представьте какие угодно свои действия и скажите – можно ли выполнить действие, не сосредоточившись на нем?

Хотя бы секунды, минуты – все же есть это отключение от другого и сосредоточенность лишь на том, что выполняешь. Это может быть что угодно: решение задачи, прыжок через планку, вдевание нити в иглу, чтение книги, разговор с товарищем, ответ перед классом – всюду для успеха выполнения нужна сосредоточенность.

Виды внимания

Внимание классифицируется по видам:

  • Непроизвольное,

  • Произвольное,

  • Послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – простейший, генетически исходный вид. Его основа – ориентировочная реакция. Оно пассивно, возникает бессознательно, без специальных волевых усилий, длится до тех пор, пока действует внешний раздражитель. Его вызывает все необычное.

Непроизвольное внимание вызывают яркий свет, сильный звук, непривычный запах, интересный фильм, увлекательный, эмоционально насыщенный рассказ, т.е. значимые для человека раздражители. Привлекает внимание все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства наглядной агитации.

Несколько лет тому назад начинающий водитель ехал по подмосковному шоссе. Справа на обочине увидел ярко раскрашенный щит. Стал читать подпись к рисунку и … очнулся в больнице. Пока выздоравливал, мучила мысль: что же там написано? Когда выписался, поехал на место происшествия. Щит стоял на прежнем месте. На нем не без труда из-за витьеватого шрифта, прочитал: Водитель! Находясь за рулем, не смотри по сторонам!"

Так, непрофессионализм оформителей шоссе отвлек внимание водителя и стал причиной трагедии.

Эксперимент на непроизвольное внимание.

Раздается звук колокольчика, учащиеся, реагируя на звук оборачиваются, демонстрируя тем самым непроизвольное внимание.

Чтобы снизить шум от автомашин на одной из улиц маленького города вблизи Вены, психологи предложили учесть закономерности непроизвольного внимания. Вдоль улицы по тротуару стала прогуливаться красивая девушка в ярком национальном костюме, погонявшая хворостиной гусей. Необычное зрелище приковывало внимание водителей, которые снижали скорость, и шум моторов стихал.

Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

Произвольное внимание – дитя цивилизации. Первобытный человек им не обладал. Он испытывал отвращение к однообразному труду. И в наши дни, чем менее образован человек, тем труднее ему заниматься систематической учебой, трудом. И только образованный, культурный человек, хорошо подготовленный учащийся не засыпает над книгой, способен ежедневно работать над собой, расширяя свой кругозор.

Формула здесь простая: "Мне надо быть внимательным и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что".

Внешние условия влияют на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, рабочее место специально подготовлено, когда посторонние раздражители устранены. Вряд ли удастся сосредоточиться, если на всю мощь включен магнитофон.

Произвольное внимание снижается при утомлении, приеме большинства успокаивающих и возбуждающих медикаментозных средств, например снотворного; при приеме алкоголя, транквилизаторов.

Упражнение 1

Методика “Расстановка чисел” предназначена для оценки произвольного внимания.

Давайте с помощью простого эксперимента, определим ваше произвольное внимание. Возьмите у себя на столах, листок с синим квадратом.

Инструкция: в течение 2-х минут расставить в клетках нижнего квадрата бланка числа в возрастающем порядке, которые расположены случайно в верхнем квадрате. Числа надо располагать построчно.

Средняя норма – 22 числа. (Приложение 1)

Основные виды внимания произвольное и непроизвольное – тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Наверное каждый испытывал эти взаимные переходы на себе.

По телевидению идет интересная передача. Но к завтрашнему дню вам необходимо дописать выучить билеты к экзамену по правилам дорожного движения. Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете билеты, с напряжением вчитываясь в написанные накануне строки… Начинаете размышлять и уже все исчезло вокруг, вы увлечены работой.

Свойства внимания.

К свойствам внимания относятся объем внимания, определяемый количеством одновременно отчетливо воспринимаемых предметов, действий.

Беседу о свойствах внимания можно начать следующим образом: у охотничьих племен индейцев развитие внимания, умения все видеть, умения замечать любые изменения жизненно важно. Поэтому были распространены особые игры обучающего характера для детей – будущих охотников.

Два или несколько соревнующихся, в течение короткого времени наблюдают какие либо предметы. После чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислять как можно больше деталей. Затем расположение предметов меняют и вновь следует ответ, какие произошли изменения.

Каждый в своих домашних условиях может проделать эти нехитрые опыты и определить объем своего внимания, его достоинства и недостатки.

Упражнение 2

Мы с вами проделаем этот эксперимент в несколько измененном виде сейчас. На экране будет экспонироваться 25-клеточная таблица с различными вариантами расположения фигур. У вас у каждого на столах лежат 25-клеточные пустые таблицы. Возьмите листок с красным прямоугольником.

Вам будут предъявлены различные комбинации кружков, треугольников, квадратов, крестов, прямоугольников. Вы внимательно смотрите на экран. После команды "Внимание!" – на экране на короткое время появиться какая-либо комбинация. Сразу же после экспозиции в своих таблицах отметьте, изобразите расположение фигур, которые были показаны на экране. (Экспозиция на счет – раз и два.

Затем подсчитывается число правильно обозначенных фигур. Считается хорошим объемом внимания 7-8 из предъявленных 10 фигур. (Приложение № 2)

Скажите, для вашей будущей профессии – водителя такое свойство внимания, как объем в чем проявляется? Правильно, объем внимание водителя включает в себя множество предметов и действий.

Поэтому, если у кого-то низкий объем внимания, то ему необходимо его развивать.

Наше внимание обладает удивительным свойством, которое называется избирательностью. Оказывается, для того, чтобы быть наиболее внимательным к чему-либо, нам требуется выделить практически, то есть, скажем взять в руки или мысленно все же выделить этот предмет из окружающего.

Упражнение 3

Предлагаю проследить эту особенность с помощь простой методики. Методика Мюнстерберга направлена на диагностику избирательности внимания.

Инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Возьмите листки с желтым треугольником. Время работы 2 минуты. (Приложение 3)

Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения двух или более различных видов деятельности. Очень важное качество для человека.

Распределение внимания выражено в том, что человек может одновременно успешно выполнять несколько действий.

"Говорят, что Наполеон одновременно мог выполнять семь дел. Трудно проверить, что это так и было. Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в тоже время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это – достоверный факт"

Упражнение 4

А теперь проведем небольшой эксперимент по изучению своей особенности распределения внимания. Возьмите листы с зеленым кругом.

Начинается по команде – "Начали". Проводится проверка правильности и быстроты выполнения.

Задание. Посчитайте одновременно, сколько букв "е", "о" в этих строчках. (Приложение 4)

Очень трудно?. С помощью такого набора букв или цифр или просто обыкновенного буквенного текста можно тренировать такое свойство внимания, как распределение.

Попробуйте сами рассказать о какой-либо профессии, в которой выполнение дела связано с обязательным распределением внимания. Конечно, это работа водителя любой машины.

Устойчивость внимания – характеристика внимания со стороны времени. Определяется длительностью сохранения сосредоточенности.

Устойчивость внимания является наиболее ценным качеством, входит составным элементом во все другие свойства внимания и обеспечивает наибольшую работоспособность.

Мы можем в простом эксперименте, в какой-то степени показать это свойство – устойчивость внимания.

Например можно дать такую задачу: два числа 34 и 25 (запомните задача решается только устно).

Упражнение 5

Задание: Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого числа, к тому, что получиться, прибавить вторую цифру второго числа и от полученной суммы отнять первую цифру первого числа (2х4+5-3=10). Конечно, эта задача требует от решающего длительной сосредоточенности на данных числах, достаточно отвлечься на секунду и задание не будет выполнено.

Переключение внимания.

Способность к переключению внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой, в переносе внимания с объекта на объект.

Скажите, какие операции выполняет водитель, где проявляется свойство переключение внимания?

Конечно, так водителю постоянно приходится переключать внимание с показаний приборов на светофоры, встречный транспорт, дорожные знаки.

Концентрация внимания – степень сосредоточенности внимания на определенном объекте или виде деятельности. Для успешного выполнения многих видов деятельности чрезвычайно важна глубокая концентрация внимания. В соревнованиях по многим видам спорта выступающий не видит публику, не замечает реплик зрителей.

Скажите, водителю, важно такое свойство, как концентрация внимания?

Конечно, оно является профессионально важным качеством.

Упражнение 6

Тренировать и развивать переключение и концентрацию внимания можно с помощью вот такой красно-черной таблицы. Кто хочет проверить свои силы?

  • назвать и показать черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 12.
  • назвать и показать красные цифры в обратном порядке от 12 до 1.
  • необходимо поочередно показывать и называть то черные, то красные цифры, причем черные – в возрастающей последовательности, а красные – в убывающей. (Приложение 5)

В жизни трудно определить за счет какого именно качества внимания достигается успех в деятельности: большого объема, или быстрой переключаемости и хорошего распределения. Поэтому, когда о ком-то говорят, как о внимательном человеке, имеют ввиду, целостную характеристику, а не отдельное свойство.

Конкурс "Самый внимательный"

Задание №1. Какое топливо предлагает заправщик шоферу? Проследите без помощи ручки или карандаша. (Рис. 1.)

Задание № 2. На рисунке художник изобразил контуры двадцати различных животных. Найдите их, потратив на это возможно меньше времени. (Рис.2)

Подведение итогов.

Сегодня мы с вами рассмотрели тему внимания, познакомились с видами и свойствами внимания, так важными для вашей будущей профессиональной деятельности, с помощью простых методик определили уровень вашего внимания и познакомились с приемами развития внимания.

Скажите, кто сделал для себя вывод, что он будет целенаправленно развивать свое внимание, так необходимое для будущей профессиональной деятельности? Молодцы! Каждому учащемуся раздаются памятки "Как развивать свое внимание". (Приложение 6)

Вы, конечно, осознаете, что наши проблемы находятся не вовне, а внутри нас.
То, что вам предстоит сделать, очень важная и нужная для вас работа.
Вы должны поверить в свои возможности и развить в себе те качества, которые так необходимы для успешной учебы и получения достойной вас профессии.

Список литературы:

  1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального определения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.– М.: Генезис, 2000. – 128 с.
  2. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.– 2-е изд., доп. – М.:Просвещение,1986, – 223 с.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Кн. Для студентов вузов.– 2-е изд., доп. – Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1997г. – 736 с.