Цели:
- обобщить, систематизировать и проконтролировать знания учащихся по теме «Классы неорганических веществ»;
- продолжить развитие умения записывать формулы веществ, уравнения реакций, которые иллюстрируют взаимосвязи веществ;
- развитие умения решать задачи на нахождение массы веществ по уравнению реакции;
- совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Форма урока: общественный смотр знаний.
Оборудование: оценочный лист для жюри; бланки ответов для учащихся; песочные часы; лабораторное оборудование (поднос: штатив для пробирок, по 2 пронумерованные пробирки с растворами кислоты и щелочи, фенолфталеин)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня наш урок посвящен теме «Основные классы неорганических веществ». Мы обобщим и проанализируем наши знания и умения по следующим разделам:
- состав и номенклатура неорганических веществ;
- химические свойства веществ изученных классов;
- типы химических реакций;
- уравнения диссоциации.
Данный урок отличается тем, что знания и умения оценит не учитель, а компетентное жюри. (В состав жюри могут входить: завуч, биолог, химик, учащиеся - призеры олимпиад.)
На уроке учащиеся получают баллы за выполнение заданий. Эти баллы жюри фиксирует в оценочном листе. В конце урока баллы суммируются и преобразуются в отметку.
3. Разминка
Во время разминки предлагается вспомнить формулы веществ и прочитать их хором:
H2SO4; Fe(OH)3; K2O; Zn(NO3)2, BaCl2; Na2SiO3.
4. Блиц-опрос (за правильный ответ - 1 балл):
1. Перечислите типы химических реакций.
2. Какая реакция называется реакцией разложения?
3. Какие вещества называют кислотами?
4. Какие вещества называют оксидами?
5. Как доказать наличие гидроксид ионов в растворе?
6. Фенолфталеин безразличен к воде,
Так же ведет он себя в кислоте.
А если к щелочи прилить?
Ему ………… тут быть.
7. Какую окраску приобретает лакмус в растворе кислоты?
8. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
9. Назовите формулу карбоната лития.
5. Конкурс «Назови и изобрази меня»
Учитель показывает карточки, где под номерами записаны формулы веществ или названия (правильная формула или название - 1 балл):
№1 - Н2СО3; №2 - Ва(ОН)2; №3 - K2SiO3; № 4 - фосфат калия; №5 - оксид железа (III); № 6 - гидроксид алюминия (В бланке ответов № 1 под соответствующими номерами ученики записывают названия или наоборот формулы веществ) (Приложение 1)
6. Тест на определение типа реакций и генетическую связь между основными классами неорганических веществ
В бланке ответов № 2 ребята внимательно читают тестовые вопросы, которые составлены по материалам ЕГЭ, и из предложенных вариантов ответов выбирают, на их взгляд, правильный. (Приложение 2)
Если ученик выполняет тест раньше остальных, у него есть возможность взять дополнительное задание с целью увеличить сумму своих баллов.
7. Лабораторный опыт / промежуточные итоги
Вспомнить технику безопасности по работе с кислотами и щелочами.
Экспериментальные задания:
1. Определите, в какой из двух пронумерованных пробирках находится кислота, в какой - щелочь.
2. Проведите реакцию нейтрализации. (Приложение 3)
8. Решение задачи
Учащиеся решают задачу в тетради.
Определите массы продуктов реакции, если известно, что в реакцию с хлоридом кальция вступает 510 грамм нитрата серебра.
9. «Гонка за лидером»
Вызываются 2 лидера, каждому задаются по 5 вопросов. Ученик, ответивший на большее число вопросов, объявляется единоличным лидером. Если лидеры не отвечают, вопрос передается остальным.
I.
1. К какому классу веществ относится Н2S?
2. Назовите формулы образующихся в реакции веществ: Zn(NO3)2 + NaOH = … + …
3. На какие ионы диссоциирует в растворе Na3PO4
4. Назовите формулу нитрата алюминия.
5. Назовите формулу поваренной соли.
II.
1. К какому классу веществ относится CaCO3?
2. Назовите формулу образующегося в реакции вещества: Na2O + H2O = …
3. На какие ионы диссоциирует в растворе Fe2(SO4)3?
4. Назовите формулу сульфида калия.
5. Назовите формулу медного купороса.
10. Домашнее задание
11. Рефлексия (Приложение 4)
12. Подведение итогов и выставление отметок
Можно спросить учеников, у кого совпала самооценка с отметкой, выставленной за урок.
Какое состояние вы испытывали на уроке?