Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Маленький человечек сталкивается с многообразием окружающего мира: предметами, событиями, людьми. Родители знакомят его со всем тем, что его окружает. Взрослые всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам и явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов и речи. Познавая окружающий мир, ребенок получает эталоны отношений, проявляет выраженное и избирательное отношение как к предметам, так и к людям. Четко ребенок выделяет из окружающих ему людей своих близких, проявляя свое эмоциональное состояние, дает понять близким что ему нравится, что сердит.
В последние годы происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. На это влияют многие факторы: с одной стороны стрессовые ситуации, проблемы взрослых, низкий жизненный уровень, а с другой стороны - технологизация жизни. Все больше появляется детей с нарушением в психо-эмоциональном развитии, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность и тревожность.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку зачительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстников.
Поэтому эмоционально-личностное развитие речи дошкольника является одним из приоритетных направлений современного образования.
Главная цель моей деятельности - способность психическому и личностному росту ребенка, создание эмоционального благополучного настроения в группе.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Создание эмоционально-благоприятной обстановки в группе.
2. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого; во-вторых, управлять собственными эмоциями через релаксацию и саморегуляцию. Понимание своих чувств и эмоций через мимику, жесты, выразительные движения также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
3. Пополнение «эмоционального словаря» словами, обозначающими различные настроения и состояния, передача словами оттенков настроений.
4. Развитие гуманных отношений друг к другу, коммуникативных навыков.
Задачи, которые я поставила перед собой, решались как на занятиях, в совместной деятельности детей, в самостоятельной деятельности, так и в тесном контакте с родителями, которые проявляли искренний интерес к деятельности педагогов группы.
Для создания эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, обеспечения успешной адаптации малыша к новой обстановке (а дети только что пришли к нам из ясельной группы), для положительного впечатления о новой группе, совместно с родителями провели ряд мероприятий:
1. Анкетирование родителей, с целью выявления проблем адаптации к новым условиям и индивидуальных особенностей малышей.
2. Родительское собрание на тему: «Адаптация дошкольников к условиям детского сада и - пути успешного решения проблемы».
3. Совместно с родителями создали групповой стенд «Моя дружная семья» - с целью обеспечения благоприятного эмоционального состояния ребенка в группе, формирования гуманных отношений между детьми группы, развития общения, как между детьми, так и между взрослым и ребенком, а также для смягчения адаптационного периода.
4. Вместе с родителями создали семейный альбом «Моя дружная семья». Цель этой работы - дать понять родителям, что для того, чтобы хорошо воспитывать своего ребенка, надо уметь наблюдать за ним, изучать его, видеть успех и неудачи, стараться помочь малышу развиваться в собственном темпе.
На первой странице альбома предложила родителям нарисовать своего ребенка и печатными буквами написать о нем все, что хочется о нем написать. Когда ребенок в подготовительной группе начнет читать, ему будет интересно узнать, что о нем рассказали родители.
На второй странице папа, а затем мама обводит контур своей ручки, в центре ладошки наклеивают свою фотографию, а на контурах пальцев пишет (печатными буквами) характеристику себе, каким он бывает по отношению к ребенку: спокойный, добрый, требовательный, уверенный и т.д.
Работать в данном альбоме родители и дети будут на протяжении четырех лет, до выпуска детей в школу. Аналогичная работа может быть представлена в виде семейной книги «История моей жизни».
На протяжении этого времени будут родителям предложены следующие видысовместной деятельности с малышом (оформляем следующие странички):
«За что мы любим малыша»,
«Каким нам хочется видеть своего ребенка»,
«Я бываю грустным когда мне ... » (на ромашке: на сердцевине нарисовано грустное эмоциональное настроение, а на лепестках - родители печатными буквами записывают ответы детей),
«Мне весело когда ... »,
«Я бываю злым когда ... »,
«Наши семейные традиции»,
«Как мы празднуем Новый Год»,
«Папа, мама, я - спортивная семья»,
«Мамины помощники»,
«Маму я люблю»,
«Мой друг»,
«Папы - бравые солдаты»,
«И мама было маленькой когда-то»,
«Мамины родители» и «Папины родители»,
«Как мы празднуем именины»,
«Моя любимая игрушка».
Все странички накопительного альбома оформляются вместе с детьми с использованием фотографий и рисунков, выполненных детьми вместе с родителями. Все тексты и надписи пишутся печатными буквами, для будущего удобного прочтения их детьми.
Планирую еще такие странички, как: «Говорит наш ребенок», «Каким мы увидели своего сына (дочь) летом».
5. Организовала стенд «Наши настроения» с целью развития способности понимать символическое обозначение различных эмоциональных состояний и умения оценивать свое эмоциональное состояние.
6. Оформила фотоальбом «Хорошо у нас в саду».
Свою педагогическую деятельность строим с учетом возрастных особенностей детей, системности в работе и последовательности на основании практико- методического руководства, где отражены все виды детской деятельности, которые решают проблемы эмоционально - личностного развития младшего дошкольника.
Задачи эмоционально - личностного развития, решаемые в организационной деятельности плавно переходят в другие виды детской деятельности.
На занятиях по сенсорному воспитанию детям предлагаем задания, при выполнении которых они вступают в отношения сотрудничества - согласование и соподчинение действий.
Малыши могут взаимодействовать попарно при работе со знакомым материалом.
Причем учитываем два основных типа сотрудничества:
- по роли (функции),
- по правилу (чередование действий, разделённость операций и т.д.)
Конечно, взаимодействие детей каждой раз происходит по-разному. Успех взаимодействия зависит от образовавшейся пары, от типа темпераментов, развития коммуникативных умений, от знаний и умений каждого ребенка в отдельности.
Однако можно отметить, что у детей с более высоким уровнем коммуникативных умений наблюдается взаимопомощь по ходу выполнения деятельности другого, умение приходить к общему мнению, способность выполнять работу, используя такие средства, как уговоры, убеждения.
Наиболее эффективный прием в умении детей договориться и взаимодействовать - прием показа воспитателей с помощником (няней), как можно работать вместе.
В отношения сотрудничества дети учатся вступать и в игровой деятельности.
Сенсорные игры также создают благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, активизируют эмоциональную сферу в целом.
В своей работе я пользуюсь играми и сенсорными упражнениями Марии Монтессори: «цветные катушки», «Найди пару», «Прищепки», «Колокольчики» и др. Эти игры не только решают сенсорные задачи, НО и развивают чувство симпатии детей друг к другу, умение действовать совместно, побуждают к эмоциональному реагированию через все анализаторы: зрительный, осязательный, слуховой, вкусовой и вестибулярный.
Обеспечивается психологически комфортное пребывание ребенка в игре, устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками игры.