Занимательный практикум "Чудеса химии"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Время: 45 мин.

Цели

  • обучения: формирование интереса к предмету;
  • развития: познавательной активности, интереса учащихся к научному познанию;
  • воспитания: формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся разного возраста.

Образовательные объекты: обучающиеся 1-7 классов

Форма проведения: внеклассное мероприятие в рамках предметной недели

Средства обучения: кабинет химии и химическая лаборатория, лабораторное оборудование (пробирки, штативы, стаканы, стеклянные палочки и трубки), перечисленные в тексте реактивы, горелка, плакат-инструкция по ТБ

План практикума:

1. Знакомство с кабинетом и лабораторией (экскурсия) – 5 мин.

2. «Твердое, жидкое, газообразное», практикум – 15 мин.

3. «Радуга», практикум – 10 мин.

4. «Простые чудеса», практикум – 15 мин.

Ход практикума

I. Знакомство с кабинетом химии и лабораторией (экскурсия) – 5 мин.

А) Учитель встречает обучающихся у дверей в лабораторию и начинает свой рассказ.

- Разрешите познакомить Вас, мои юные исследователи с небольшими правилами в кабинете химии.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете

При работе с веществами
И не пробуйте на вкус.
Реактивы как арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалиться рука
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы.

Б) Обязанности лаборанта кабинета химии и учителя химии:

- В кабинете химии учитель ведет уроки по предмету. На уроках учитель химии показывает разные опыты и эксперименты, которые помогают  лучше понять этот сложный предмет. Опыты и эксперименты готовит лаборант химии. Лаборант следит за чистотой в лаборатории, работает с оборудованием и реактивами. А сейчас ребята приглашаю Вас в кабинет химии.

II. «Твердое, жидкое, газообразное», практикум – 15 мин.

- На уроках химии учитель показывает удивительные превращения, происходящие с веществами – твердыми, жидкими и газообразными. Химические уравнения приведены для учителя:

1. - Из двух жидкостей путем превращения можно получить твердое вещество – учитель демонстрирует химические реакции;

(Силикат натрия + раствор серной кислоты)

Na2SiO3 + H2SO4   =   H2SiO3    + Na2SO4

2. - Иногда из твердого вещества и даже металла можно получить газ;

(Цинк + раствор соляной кислоты)

HCl + Zn  =  ZnCl2 + H2

Газ водород, при опускании лучины в пробирку сгорает лающим звуком.

(Мел + раствор серной кислоты)

CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + H2O + CO2

Углекислый газ, образующийся из мела и соды, не поддерживает горение опущенной в пробирку лучины.

(Разложение  при нагревании перманганата калия )

 2KMnO4  = O2  + MnO2 + K2MnO4

Кислород, образующийся из марганцовки, заставляет лучину ярко вспыхивать.

III. «Радуга», практикум – 10 мин.

- При помощи разных веществ и химических превращений можно создать в лаборатории лучик солнца, кусочек летнего луга, весеннее настроение! Все цвета радуги!

(Обязательное условие опыта: в штативе все пробирки содержат бесцветные растворы  (подчеркнуты чертой). Лучше использовать круглый штатив для пробирок.)

VI. «Чудеса простых веществ», практикум – 15 мин.

- Иногда известные нам «простые вещества» могут быть началом чудесных превращений!

· Сырой картофель, вытяжка муки, кусочек яблока в контакте с йодом приобретают синий цвет – учитель демонстрирует опыт;

· Если в пластиковую бутылку набрать сухой пищевой соды, немного воды, и уксусной кислоты, то сода интенсивно вскипает с выделением углекислого газа. Завинтить крышку бутылки и подождать до прекращения реакции. После добавить сухого едкого натра (гидроксида натрия) и интенсивно взболтать смесь в закрытой бутылке. Бутылка сжимается из-за реакции углекислого газа со щелочью! – учитель демонстрирует опыт.

2NaOH + CO2 =  Na2CO3 + H2O

· Соки многих фруктов и ягод могут менять свой цвет в зависимости от разных веществ.

Если пропитать бумагу соком брусники или черной смородины, то при опускании кусочка бумаги в пробирку с раствором соды бумага станет синей, а в растворе уксусной кислоты останется красной! Это природные индикаторы! – учитель демонстрирует опыт.

Список литературы и информационных источников

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Образовательные диски «1С: Неорганическая химия. 8-9», «1С: Органическая химия. 10-11», «1С: Репетитор. Химия», «Открытая химия. 2.5»