Время: 45 мин.
Цели
- обучения: формирование интереса к предмету;
- развития: познавательной активности, интереса учащихся к научному познанию;
- воспитания: формирование навыков коммуникативного общения у обучающихся разного возраста.
Образовательные объекты: обучающиеся 1-7 классов
Форма проведения: внеклассное мероприятие в рамках предметной недели
Средства обучения: кабинет химии и химическая лаборатория, лабораторное оборудование (пробирки, штативы, стаканы, стеклянные палочки и трубки), перечисленные в тексте реактивы, горелка, плакат-инструкция по ТБ
План практикума:
1. Знакомство с кабинетом и лабораторией (экскурсия) – 5 мин.
2. «Твердое, жидкое, газообразное», практикум – 15 мин.
3. «Радуга», практикум – 10 мин.
4. «Простые чудеса», практикум – 15 мин.
Ход практикума
I. Знакомство с кабинетом химии и лабораторией (экскурсия) – 5 мин.
А) Учитель встречает обучающихся у дверей в лабораторию и начинает свой рассказ.
- Разрешите познакомить Вас, мои юные исследователи с небольшими правилами в кабинете химии.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
При работе с веществами
И не пробуйте на вкус.
Реактивы как арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалиться рука
Задавай себе вопрос,
Но не суй в пробирку нос
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу –
Вот ответ на все вопросы.
Б) Обязанности лаборанта кабинета химии и учителя химии:
- В кабинете химии учитель ведет уроки по предмету. На уроках учитель химии показывает разные опыты и эксперименты, которые помогают лучше понять этот сложный предмет. Опыты и эксперименты готовит лаборант химии. Лаборант следит за чистотой в лаборатории, работает с оборудованием и реактивами. А сейчас ребята приглашаю Вас в кабинет химии.
II. «Твердое, жидкое, газообразное», практикум – 15 мин.
- На уроках химии учитель показывает удивительные превращения, происходящие с веществами – твердыми, жидкими и газообразными. Химические уравнения приведены для учителя:
1. - Из двух жидкостей путем превращения можно получить твердое вещество – учитель демонстрирует химические реакции;
(Силикат натрия + раствор серной кислоты)
Na2SiO3 + H2SO4 = H2SiO3 + Na2SO4
2. - Иногда из твердого вещества и даже металла можно получить газ;
(Цинк + раствор соляной кислоты)
HCl + Zn = ZnCl2 + H2
Газ водород, при опускании лучины в пробирку сгорает лающим звуком.
(Мел + раствор серной кислоты)
CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + H2O + CO2
Углекислый газ, образующийся из мела и соды, не поддерживает горение опущенной в пробирку лучины.
(Разложение при нагревании перманганата калия )
2KMnO4 = O2 + MnO2 + K2MnO4
Кислород, образующийся из марганцовки, заставляет лучину ярко вспыхивать.
III. «Радуга», практикум – 10 мин.
- При помощи разных веществ и химических превращений можно создать в лаборатории лучик солнца, кусочек летнего луга, весеннее настроение! Все цвета радуги!
(Обязательное условие опыта: в штативе все пробирки содержат бесцветные растворы (подчеркнуты чертой). Лучше использовать круглый штатив для пробирок.)
VI. «Чудеса простых веществ», практикум – 15 мин.
- Иногда известные нам «простые вещества» могут быть началом чудесных превращений!
· Сырой картофель, вытяжка муки, кусочек яблока в контакте с йодом приобретают синий цвет – учитель демонстрирует опыт;
· Если в пластиковую бутылку набрать сухой пищевой соды, немного воды, и уксусной кислоты, то сода интенсивно вскипает с выделением углекислого газа. Завинтить крышку бутылки и подождать до прекращения реакции. После добавить сухого едкого натра (гидроксида натрия) и интенсивно взболтать смесь в закрытой бутылке. Бутылка сжимается из-за реакции углекислого газа со щелочью! – учитель демонстрирует опыт.
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
· Соки многих фруктов и ягод могут менять свой цвет в зависимости от разных веществ.
Если пропитать бумагу соком брусники или черной смородины, то при опускании кусочка бумаги в пробирку с раствором соды бумага станет синей, а в растворе уксусной кислоты останется красной! Это природные индикаторы! – учитель демонстрирует опыт.
Список литературы и информационных источников
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.
3. Образовательные диски «1С: Неорганическая химия. 8-9», «1С: Органическая химия. 10-11», «1С: Репетитор. Химия», «Открытая химия. 2.5»