Интегрированный урок "Похититель рассудка, или Самый привычный яд". 9-й класс

Разделы: Химия, Биология

Класс: 9


Девиз урока:

«Яд, действующий не сразу,
не становится менее опасным».
Восточная мудрость

В программе по химии Габриеляна О.С. в 9 классе спирты изучаются на одном уроке. У учащихся есть знания о строении молекул спиртов и сформировано понятие об их физических и химических свойствах. Поэтому после изучения спиртов тему следующего урока я формулирую «Похититель рассудка или самый привычный яд», так как считаю, что профилактика алкоголизма среди учащихся в нашей школе актуальна. Школа сельская, основная общеобразовательная, а это значит, что село маленькое, все на виду. Почти в каждом классе есть дети, в семье которых есть эта проблема. И это проблема не только взрослых, но, к сожалению, и молодежи.

К этому времени учащиеся, как правило, уже знают о ядовитых свойствах этанола и об отрицательном воздействии на органы человека. Из курса биологии им известно строение организма человека на молекулярном, клеточном уровне, строение и функции его важнейших органов и систем. Это интегрированный урок по химии и биологии, на котором воздействие этилового спирта на клетки, органы человека и организм в целом рассматриваем ненавязчиво, обращая внимание на причины, на химизм этого воздействия. Это создает для учащихся ситуацию выбора – употреблять или не употреблять алкоголь, а этот выбор перед ними неизбежно встанет именно сейчас, когда они, окончив нашу школу, имеют неограниченную возможность посещать клубы, дискотеки, общаться с молодежью. Чтобы исследование достигло цели, необходимо 2 часа(1 час за счет урока химии + 1 час за счет урока биологии), если класс слабый и достаточно 1 часа, если класс сильный.

Этот урок мне представляется своеобразной «прививкой» для наших выпускников против губительной привычки перед выходом в большую жизнь.

Дидактическая цель: создать условия для выявления причин токсичности этилового спирта.

Тип урока: урок – исследование, применение имеющихся знаний в проблемной ситуации.

Цели по содержанию:

образовательная: на основе химического эксперимента рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы и системы органов человека, выявить причины его токсичности, на основе яркого зрительного образа спрогнозировать последствия токсического воздействия спирта на организм человека;

развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, давать прогноз;

воспитательная: создать условия для формирования ценностных ориентаций учащихся и осмысленного выбора ими жизненной позиции – употреблять или не употреблять алкоголь.

Методы обучения: проблемный: частично – поисковый, исследовательский (лабораторный эксперимент).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения:

1. Химия: Учеб. для 9 кл /Габриелян О.С., М. Дрофа, 2007

2. Биология: Учеб. для 9 кл./Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.., М.: Вентана - Граф 2007.

3. Компьютер с мультимедийным проектором.

4. Слайд №1, таблица «Путь алкоголя в организме человека»;

5. Слайды № 2 – 5 (зашифрованные карточки с рисунками №1 - №4);

6. Слайд №6, схема. «Этапы окисления этилового спирта в печени»;

7. Зашифрованные карточки (Приложения 1-4), инструкции к проведению опытов, реактивы – этиловый спирт, азотная кислота, вода, раствор яичного белка, лабораторное оборудование.

Ход урока

I. Постановка проблемы. Актуализация знаний (фронтальная работа) 7 мин

1. Объявляется учителем тема урока: «Похититель рассудка или самый привычный яд». Как вы думаете, о каком веществе идет речь? (алкоголь, этанол, этиловый спирт)

2. Почему этанол так охарактеризован? - Учащиеся делают свои первоначальные предположения.

3. На основе имеющихся знаний (биология), используя таблицу «Путь алкоголя в организме человека» < слайд №1>, учащиеся вспоминают прохождение этилового спирта в организме человека и отмечают его этапы:

а) прохождение через ротовую полость и пищевод в желудок;

б) всасывание в кровь;

в) поступление в функциональные системы организма;

г) метаболизм в печени;

д) удаление из организма.

Алкоголь поступает в кровоток через желудочно–кишечный тракт и, легко преодолевая биологические мембраны, оказывает воздействие через 5 -10 минут после употребления, так как быстро и полностью всасывается в желудке. Опьяняющее действие зависит от состояния здоровья человека, массы тела, пола. Прием трех рюмок водки в течение часа способен создать 0.05%-ное содержание спирта в крови – это повышает настроение и уменьшает подавленное настроение. Двенадцать рюмок водки в течение часа могут вызвать неконтролируемое поведение и нарушить деятельность центральной нервной системы; двадцать четыре рюмки водки в течение часа могут вызвать бесчувственное состояние, близкое к коматозному, или смерть. [4]. Женщины пьянеют легче мужчин из-за того, что у них меньше относительное содержание воды в организме.

II. Основная часть урока. 27 мин.

1. Всасывание в кровь

1. Каковы причины быстрого проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь по сравнению с молекулами воды? - класс делится на четыре группы, каждая группа – это лаборатория, каждая из них работает с зашифрованными карточками[2] по выявлению этих причин (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

2. Обобщение результатов работы групп с рисунками 1-4 (учащиеся используют слайды №2-5, каждая группа называет найденные причины) : Через биологические мембраны с наименьшей затратой энергии способны проходить вещества – неэлектролиты, молекулы которых малы, обладающие свойством растворяться в жирах и разрушающие белки. Поэтому легко преодолеть биологические мембраны молекулам этанола позволяет:

•малый радиус молекулы спирта,

•хорошая растворимость спирта в воде за счет образования водородных связей с молекулами воды,

•хорошая растворимость спирта в жирах,

• слабая поляризация и диссоциация молекул спирта.

2. Поступление спирта в клетки организма

1. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Самые чувствительные к алкоголю – очень нежные и легко ранимые нервные клетки головного мозга [1]. Малейшее содержание алкоголя вводит их в состояние наркоза, а затем вызывает их отравление [5]. Особенно трагическими могут быть последствия употребления алкоголя подростками, у которых защитно – приспособительные реакции организма еще крайне неустойчивы [3]. Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

- каждая лаборатория проделывает химический эксперимент «Влияние этанола на молекулы белков», в ходе которого в пробирки, содержащие яичный белок, приливают воду, этиловый спирт и концентрированную азотную кислоту. Во второй и третьей пробирке наблюдают свертывание (денатурацию) белка. Им предложено найти причины этого явления. Каждая группа получает инструктивную карту, в которой цель эксперимента, ход работы, опорные знания, необходимые для работы. [2].

Лаборатория №1.

Инструктивная карта №1

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

В состав плазматической мембраны входят белки и липиды. Они упорядоченно расположены и соединены друг с другом химическими взаимодействиями. По современным представлениям, молекулы липидов в мембране расположены в два ряда, образуя бислой. Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они расположены в слое липидов, погружаясь в него на разную глубину.

Цель эксперимента:

Выявить причину нарушения проницаемости клеточных мембран – исчезновения барьера для крупных молекул и выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны.

Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

Лаборатория №2.

Инструктивная карта №2

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

Клеточные катализаторы называют ферментами. Каталитическая активность ферментов исключительно велика. Они ускоряют реакции в десятки, сотни миллионов раз. По химической структуре ферменты – белки.

Почти каждая химическая реакция в клетке катализируется особым ферментом. Число различных реакций, протекающих в клетке, достигает нескольких тысяч. Соответственно, в клетке обнаружено несколько тысяч ферментов.

Цель эксперимента:

Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке.

Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

Лаборатория №3

Инструктивная карта №3

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин, которое определяет красный цвет крови. Поэтому эритроциты называют красными кровяными клетками. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гема.

Цель эксперимента:

Выявить причину разрушения молекулами спирта красных кровяных клеток и последствия этого процесса. Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

Лаборатория №4

Инструктивная карта №4

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания:

Бактерии имеют очень малые размеры (в длину они достигают от 1 до 10мкм) и различную форму. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана.

Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ.

Цель эксперимента:

Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами (вызывает гибель бактериальных клеток).

Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 5 мл воды, этиловый спирт, азотную кислоту.

Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Ответьте на вопрос, который сформулирован как цель эксперимента.

Приложение 5

2. Затем каждая группа выступает с результатами своего исследования по схеме:

цель —> выводы —> аргументы

3. Процессы, происходящие с этанолом в печени

1. В печени происходит обеззараживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Спирт – сильный яд для печени. Этот орган врачи называют «мишенью» для алкоголя, так как 90% этанола обезвреживается в печени, где происходя химические процессы окисления этилового спирта. - (учащиеся анализируют схему – Приложение 6)

2. Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20г. Если доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада.

Уксусный альдегид – это вещество в 30 раз токсичнее этилового спирта. Врачи доказывают, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид.

Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени. А это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов, накоплению перекисных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток буквально «вытекает» через образовавшиеся поры, все это приводит к разрушению печени – циррозу.

3. Не обезвреженный печенью спирт и ядовитые продукты его распада вновь поступают в кровь и разносятся по всему организму, надолго оставаясь в нем. Например, в головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде в течение 20 дней.

4. Удаление спирта и продуктов его распада из организма: 10% - в неизменном виде, через легкие, почки, кожу; 90% - в виде СО2 и Н2О через легкие, почки.

ΙΙΙ. Рефлексия. 7 мин.

Заполнение таблицы: Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи

Уровень организации живой материи

Проявление спиртом токсичных свойств

Молекулярный

Клеточный уровень

Органный уровень

Системы органов

Организм

 

IV. Подведение итогов урока. 4мин

1. Выводы как решение проблемного вопроса, поставленного вначале урока.

Похититель рассудка потому, что, нарушая функцию, в первую очередь, нервных клеток, он вызывает их гибель, приводит к снижению памяти, внимания, способности к обобщению. Алкоголь как бы смывает творческие возможности человека.

Самый привычный – так как содержится в известных алкогольных напитках: пиве, вине, водке, коньяке, виски и т.п., легко доступен. Яд – потому, что организм реагирует на алкоголь как на любой другой яд. Но «…яд, действующий не сразу, не становится менее опасным», гласит восточная мудрость. Причины токсичности этилового спирта – в строении его молекулы, в его свойствах, в способности беспрепятственно преодолевать биологические мембраны и губительно действовать на белковые молекулы.

2. Оценка работы лабораторий (групп) и отдельных учащихся.

Домашнее задание:

§35,

Отрицательное воздействие алкоголя не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер, и на одном уроке охватить все ее аспекты невозможно.

Творческое задание. Написать краткое сочинение – рассуждение на тему: «Пьющим – яд, окружающим – пытка»

Литература

1. Зверев И. Д Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983, с.186.

2. Игнатьева С.Ю. Профилактика алкоголизма: интегрированный урок в 10 классе //Химия в школе, №1, 2003

3. Павлова Е.А., Н о с к о в а Н.В.Вредным привычкам – нет! //Биология в школе,

№2, 2002

4. Фримантл М. Химия в действии.1-2 ч – М., Мир, 1991, ч.1, с.279, ч.2, с.458 – 459.

5. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Том «Медицина», сост. Буянова Н.Ю. - М., АСТ, 1998

6. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя .- М., Просвещение, 1985