Цель:
- научить самостоятельно находить нужную информацию о редких представителей фауны Краснодарского края, Анапского района;
- внести свой вклад в составление альбома-справочника « Фауна Анапы»;
- расширить знания о фауне, представителях Красной книги;
- научиться определять принадлежность животных к группам.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- опросить учащихся по теме;
- проанализировать полученные данные;
- оформить альбом « Красная книга. Фауна Анапы и Анапского района»
Проблема: для чего мы это делаем? ( Изучить исчезающих редких обитателей).
Гипотеза: изменится ли дальше количественный и видовой состав фауны.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Наблюдение.
2. Сравнение.
3. Анализ и обобщение.
4. Изготовление наглядного материала.
Практическая значимость данной работы заключена в разработке альбома «Красная книга. Фауну Анапы», который можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.
Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся (Слайд 1, Презентация) нашей начальной школы. Нами были опрошены 50 человек 2 класса «Б», «В».
На вопрос: «Каких представителей животного мира, занесённых в Красную книгу Кубани, вы знаете?»
Нам ответили: 28 человек никого не смогли назвать, 17 человек назвали 2 животных, 5 человек назвали 3 животных.
Вопрос №2 «Каких представителей фауны нашего района вы знаете?» вызвал затруднение среди учащихся. И, конечно, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни представителей Красной книги нашего района.
Результаты исследования
1. Организация класса.
- Ребята, что написано у вас на бейджиках? (юный эколог)
- Как понять эти слова? ( наблюдать, расследовать, защищать)
2. Экскурсия в краеведческий музей г.-к. Анапа.
- Знакомство с исчезающими видами.
- Как мы их запомнили? (Слайд 6)
3. Выступление ребят. (Слайд 7)
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Всё это родная Кубань.
4. Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Познакомимся с животными и растениями Краснодарского края, которые занесены в неё. Кто знает, что такое Красная книга?
Ученик: В Красную книгу внесены те животные и растения, которые требуют заботы человека.
Учитель: Правильно. А история этой книги такова. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Учеными был составлен список таких животных и растений. И назвали этот список Красной книгой. Сюда же были внесены и редкие виды.
– Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Слайд 8).
Ученик: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.
Ученик: Красный цвет – это сигнал опасности.
Учитель: Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной. В Красной книге два раздела: растения и животные.
Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
– Как вы думаете для чего?
Ученик: Все животные очень красивые, интересные.
– Мы употребляем их в пищу.
– У некоторых животных ценный мех.
Учитель: Совершенно верно. Вырубая леса, применяя гербициды, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных и растений.
В нашей стране для охраны растительного и животного мира в 1974 году была утверждена Красная книга СССР. А для уточнения и углубления знаний о редких видах растений и животных в нашем крае с целью разработки мер по их охране в 1984 году была учреждена Красная Книга Краснодарского края (демонстрация книги).
В Красную книгу Краснодарского края внесен список редких и исчезающих видов на территории Краснодарского края по растениям и животным.
На этих страницах много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока еще не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти
Ученик: Афалина – живёт до 25 лет небольшими группами. Питается донными рыбами. За пищей может нырять на глубину до 150 метров. Обитает в мелководных зонах Чёрного моря. (Слайд 9)
Ученик: Шип- семейство осетровых. В Чёрном море встречается вдоль побережья Краснодарского края. Может достигать длины до 2 м, массы 60 кг, возраста 33лет. Предпочитает нереститься в реках с относительтно мутной водой. Плодовитость 101-1000 тыс. икринок. После нереста скатываются в море. (Слайд 10)
Ученик: Медведица Гера-отряд чешуекрылые. Вид находится на грани исчезновения. Обитает повсеместно, кроме высокогорий. (Слайд 11).
Ученик: Сколия степная, сколия гигант. Вид находится на грани исчезновения. Обитает повсеместно. (Слайд 12)
Ученик:
Бражник «Мёртвая голова» - передние крылья темно-бурые с двумя поперечными
полосами и желтоватым опылением. Задние крылья охристо-желтые с двумя черными
поперечными полосами. Грудь черновато-бурая. Брюшко толстое, с широкими желтыми
и узкими черными поперечными полосами и с синеватой продольной спинной полосой.
Зимуют куколки в почве. Гусеницы питаются на различных растениях ( картофель,
баклажан, жасмин и др.), бабочки кормятся соком деревьев, привлекаемые запахом
меда, иногда забираются в ульи пчел. Бабочки, гусеницы и куколки могут издавать
звуки.
В Краснодарском крае – степная и предгорная зоны. Обитает на полях
культурных и сорных растений. (Слайд 13)
Ученик: Толстун степной- крупный бескрылый кузнечик, длиной 55-75 мм, с грузным телом, окрашенным в бронзово-чёрный цвет, с двумя жёлтыми продольными полосами по бокам брюшка. Распашка степей сократила ареал этого вида и поставила его на грань исчезновения. Толстун занесён в Красную книгу России, очень редкий вид, которому угрожает вымирание.(Слайд 14)
Ученик: Дыбка степная - сокращающийся в численности вид. Обитает в Анапском районе. (Слайд 15).
Ученик: Черный аист – крупная, до 3 кг птица, черного цвета, с белым брюхом, красным клювом и лапами. Гнезда строит на скалах, или на деревьях. Обитает в равнинных низкогорных лесах юго-восточной части края, у побережий Азовского и Черного морей. Питается земноводными, рыбами, мелкими млекопитающими. Является исчезающим видом. (Слайд 16).
Ученик: Дрофа- отряд журавлеобразных. Птицы от очень мелких до очень крупных размеров, различного телосложения и пропорций. Клюв прямой. На Кубани насчитывает 13 видов птиц. Предпочитает водоёмы, заросшие растительностью, а также лиманы. (Слайд 17)
Ученик: Кавказская лесная кошка- отряд хищников, семейство кошачих, редкий вид, имеющий малую численность и распространённый на ограниченной территории. Иногда объединяют лесную кошку и близкую к ней степную кошку в один вид под названием лесная кошка. Обитает в низовьях Кубани, др. реках, в камышах и зарослях кустарников. Отдаёт предпочтение глухим участкам, ведёт скрытый одиночный образ жизни. Иногда селится в постройках человека или вблизи жилья. Обычным убежищем служат дупла, расселины и норы других животных. Основа питания- мелкие грызуны, реже поедают мелких птиц, а при недостатке основного корма может напасть и на более крупных животных (фазаны, зайцы, на молодых копытных).Кошки поселяются вблизи жилья, питаются домашними птицами. В середине 20 века на численность кошек оказала влияние охота – в 50 годах ежегодно заготавливали до 5000 шкурок. Появляются гибриды лесной и домашней кошек. (Слайд 18).
Ученик: Ящерица средняя – отряд чешуйчатые, Внешний вид ящериц черезвычайно разнообразен: их голова, туловище, ноги и хвост могут быть в той или иной мере видоизменены. Большинство видов имеют 2 пары развитых пятипалых конечностей, однако в ряде случаев сохраняется только передняя или задняя пары ног. Кожа покрыта роговой чешуёй, характер и расположение которой может меняться. (Слайд 19)
6.Закрепление. (Слайд 20)
7. Охрана природы. (Слайд 21)
Чтение стихотворения учащимся «Просьба».
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
- Для какой цели учреждена Красная книга Краснодарского края? Какие правила природы необходимо соблюдать?
Не будем срывать цветы
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых
Не будем обижать Лягушек и жаб
Не будем разорять птичьи гнёзда
Не будем ловить диких животных и уносить их домой
Учитель:
– Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не повредишь ли ты природе. Помните! В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство нашей родной Кубани.
8. Домашнее задание
Нарисовать рисунок на тему «Охрана природы».
Литература
1. «Красная книга Краснодарского края»
2. «Фауна Кубани: видовой состав и экология». В.И. Голиков
3. «Чёрное море. Природа Краснодарского края.» В.И. Борисов
4. «Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Природа Краснодарского края.» М.П. Зинякова