Цель:
- обобщить и систематизировать знания о природе, также знания об отрицательном влиянии человека на природу;
- продолжить формирование знаний о правильном, т.е. экологически целесообразном поведении людей в природном окружении, показать на конкретных примерах как эти знания помогут выработке необходимых навыков поведения в природе, предполагающих ее повседневное сбережение;
- ввести детей в круг реальных экологических проблем: защита неживой природы (воздух, вода) от загрязнения, сохранение многообразия видов живых организмов в целостности их сообществ;
- охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей;
- воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле;
- привитие потребности облагораживать и воссоздать растительный и животный мир;
- пополнение копилки знаний на экологическую тему.
Оборудование: чистые таблички на столах у каждой группы, ватманы, маркеры, фонограмма, рисунки с изображением дома для каждой команды, компьютер, проектор, экран , презентация «Экология планеты»
Перед занятием класс делится на 3 группы. Из учителей школы формируется жюри(3 человека). На экране сменяются слайды с изображением природных объектов, экологических ситуаций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Опять черемуха в цвету, сбежались ландыши гурьбою.
Свою зеленую красу природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись в ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы – и до Земли ей поклонись.
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Лишь только солнышко весной лучи рассыплет над полями –
уже ручей звенит струной , ужа гроза гремит горами.
А там лесные соловьи опять засвищут до восхода!
Ты слышишь: дарит нам природа напевы лучшие свои.
Где красота, там доброта, их разлучить никто не сможет.
Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.
Ты защити трудом, добром все светлое и все живое.
Земля – она твой отчий дом, она собой тебя закроет.
Учитель: Закройте глаза. Прислушайтесь, стоя в лесу среди цветущего поля, высоко в горах, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли Матерью- Землею. Будь то журчание весеннего ручейка или нахлест речных волн на береговой песок, пение птиц или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки, взлет жаворонка и шум хлебных колосьев, тихое порхание бабочек. Все это бесчисленные звуки земли.
С давних пор люди стремятся, как можно больше узнать о мире, в котором живут. Солнце и звезды, воздух и вода, растения и животные – все это интересовало людей.
Да, все что нас окружает – природа. Природа – это ограмный дом, построенный из кирпичиков. Вот точно так, дом- природа состоит из кирпичиков – частей. Все составные части тесно связаны между собой. И если начнет разрушаться одна часть, то скоро может погибнуть весь дом – природа.
Как вы думаете , какую проблему мы сегодня будем решать? ( ответы учащихся)
Учитель: На этом занятии мы будем решать проблему спасения нашей планеты. Тема занятия: «Если вам по душе красота земная, берегите ее устали не зная». Пути решения этой проблемы мы выясним, работая сегодня в группах. Для более успешной работы сейчас вы должны придумать название своей команды, отражающее красоту природы и ее явлений, выбрать капитана, который достойно поведет свою группу к победе.
В течение одной минуты учащимся предлагается придумать название команды, записать его на табличке и определиться в выборе капитана.
(Учащиеся работают в группах. На столах находятся чистые таблички, на которых будет написано название команды).
Первый конкурс «Экореклама»
Каждой команде предлагаются рисунки, на которых изображены знаки, несущие определенную информацию. Объясните каждый знак, т.е. дайте ему рекламу. Это может быть подпись, призыв, девиз, четверостишие и т.д. Это полет вашей фантазии. Эта реклама должна вызывать у людей желание не причинять вреда природе.
(Задание выполняется на фоне тихой музыки. Время выполнения задания 5 минут)
Итоги конкурса подводит жюри. Оценивание ведется по 5 бальной системе.
Второй конкурс «Конкурс капитанов»
Перед капитанами на экране представлено слово « ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ». Необходимо составить как можно больше слов из этого слова. ( Каждое слово оценивается жюри в 1 балл).
Пока работают капитаны, учитель проводит с остальными учащимися рубрику « А знаете ли вы, что?»
1. А знаете ли вы, что есть такое понятие, как цветотерапия, т.е использование цветов при лечении различных заболеваний. Например, герань помогает при отите, неврозе. Хлорофитум очищает воздух от микробов. Большинство растений являются источником кислорода в комнате, поддерживают микроклимат, создают психологический комфорт.
2. В Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью.
3. Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле, люди ее полностью истребили.
4. За последние сто лет на Земле разрушено примерно одна четвертая часть всех плодородных почв.
5. Ландыш зацветает через 10 лет после того, как семечка упала в землю. Ребенок поступивший в 1 класс успевает закончить школу. Срывают ландыши весной и только в лечебных целях. Из него делают капли для людей с сердечными заболеваниями.
(Дальше рубрику продолжают учащиеся.)
Подведение итогов конкурса капитанов.
ФИЗМИНУТКА
Учитель читает строки в стихотворной форме о животных и птицах. Если речь идет о домашних животных , уч-ся должны хлопать в ладоши, о диких – топать ногами, о домашней птице- присесть, о дикой – махать руками.
1. За березовым кустом зайка спит под лопухом.
2. Выбегай поскорей посмотреть на снегирей.
3. На заре спозаранок накупил баран баранок.
4. На этой неделе грачи прилетели.
5. Стоит волк под горой, подпершись кочергой.
6. Лесные синички ростом невелички.
Третий конкурс «Экоситуация»
Каждой команде дается лист бумаги с изображением дома. Но вокруг дома ничего нет.
Учитель предлагает учащимся облагородить территорию вокруг дома. Облагораживание необходимо проводить с учетом темы занятия. ( Учащиеся с помощью маркеров наносят на рисунок то, что они считают необходимым для поддержания благополучной экологической обстановки вокруг их дома).
Каждая работа оценивается жюри по 5 бальной системе.
Четвертый конкурс «Призыв»
На столах участников находятся ватманы, маркеры. Необходимо составить обращение к детям с призывом о защите нашей планеты. Составленный призыв необходимо проскандировать всей командой.
Каждая работа оценивается жюри по 5 бальной системе.
Жюри подводит общий итог конкурса.
Учитель:
Природа – это жизнь!
Природа – это вечность!
Стремись всегда ты ввысь!
Не будь ты друг беспечным
Любите все живое на Земле!
Животных, насекомых, птиц!
Собачек всех в домашней конуре,
Жестокостью не искажайте лиц!
Природа- щедрый дар всем нам
Она поможет, сохранит, спасет.
Одна единственная просьба к вам-
За дело все, на помощь ей, в поход!
Живи в гармонии с природой,
Заботою о ней посейте всходы!
Мы величаем все живое,
Своими руками жизнь построим!
Природа – мать – мы величаем Вас!
Спасибо Вам за щедрость и прощенье!
Мы будем украшать Вас каждый час!
И исполнять любое ваше повеленье!
РИСУНКИ ДЛЯ КОНКУРСА « ЭКОРЕКЛАМА» (Приложение 1)