Цели:
- сформировать представления учеников о Великой Отечественной войне и её героях, и отобразить в творческом проекте;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
- воспитывать патриотические чувства у учащихся на примерах героизма, храбрости и мужества советской армии и советских людей.
Ход урока:
1. Организационный момент, Эмоциональный настрой.
Звучит фонограмма песни “Вставай страна огромная”.
Учитель читает стихотворение:
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва замаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!
2. Введение в тему.
Учитель. – О чём будет наш сегодняшний урок?
– Война… Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
– Что такое война? (Ужас, страх, голод.)
– Тема у нас сегодня непростая, читаем хором: “Великая война и великая Победа”.
Сегодняшний урок пройдёт в форме семинара-заседания научных групп.
Я попрошу найти в толковом словаре значение слова семинар, чтобы всем стало
понятно чем мы будем заниматься.
Ученик. – Семинар – это собрание, на котором люди, заинтересованные какой-то темой, собираются, чтобы узнать подробнее о ней, побеседовать и решить сообща какие-то проблемы.
Учитель. – Мы заранее разделились на 5 научных групп, которым было дано задание исследовать определённый этап войны. Они выступят с лекцией. Вспомним, как нужно слушать лекцию? (Ответы детей.) Да, мы должны слушать внимательно, не перебивая лектора, и записывать ключевые слова возникающих вопросов, а зададите их в конце лекции.
– Итак, тема урока: “Великая война и великая Победа”. (Презентация. Слайд.)
Объект исследования: Великая Отечественная война 1941–1945 годов. (Слайд)
Цель: сформировать представление о Великой Отечественной войне и её героях и отобразить в творческом проекте. (Слайд)
План:
- Выступление 1-й группы: “Начало Второй Мировой войны. Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву”.
- Выступление 2-й группы: “Блокада Ленинграда”.
- Выступление 3-й группы: “Сталинградская битва”.
- Выступление 4-й группы: “Курское сражение”.
- Выступление 5-й группы: “Освобождение Европы. Взятие Берлина”.
- Ответы на вопросы, возникшие у учащихся в ходе лекций.
- Викторина
- Итог: Творческий проект “Великая война и великая Победа”. (Слайд)
3. Основная часть – выступления учащихся по темам, сопровождающиеся слайдами.
Выступление 1-й группы.
Начало Второй Мировой войны.
Начало Великой Отечественной войны.
Битва за Москву.
1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
К моменту начала войны между СССР и Германией действовал Пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 года. Но в конце декабря 1940 года А.Гитлер подписал “План Барбаросса” – план нападения на СССР.
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через 2–3 месяца от СССР должно было остаться только воспоминание. Россию Гитлер хотел сделать сырьевым придатком Великой Германии. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск врага. Но силы были неравные. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами, дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату. По этим и другим причинам Советские войска несли огромные потери. Враг был жестокий и сильный. Весь Советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. С 22 июня по 20 июля 1941 года ее защитники вели непрерывные бои. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.
К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на 2 месяца остановить наступление немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к Москве, героически сражались советские бойцы и командиры у стен города Смоленска.
Самые храбрые участники этого сражения – четыре советские дивизии – первые в Красной Армии получили звание – гвардейских.
Не считаясь с потерями, немцы продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны.
Стояла осень, 30 сентября 1941 года. Фашисты подошли к Москве. До столицы осталось 8 км. Немцы были уверены, что вот-вот войдут в Москву и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, Урала, Казахстана, Средней Азии, Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, оружия, танков, самолетов. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до Победы было еще далеко.
Выступление 2 группы.
Блокада Ленинграда.
Гитлер наметил Ленинград одним из первоочередных объектов своей агрессии. Он намеревался разбить советские войска в Прибалтике, выйти к Ленинграду, захватить город и стереть его с лица земли, а дальше развивать наступление на Архангельск.
Бои за Ленинград развернулись в июле 1941 года на Лужском оборонительном рубеже. 25 августа немецкие части прорвали оборону, перерезали Октябрьскую железную дорогу и 8 сентября овладели Петрокрепостью. Город оказался в кольце Блокады. Блокада продолжалась до 27 сентября 1944 года – 900 дней и ночей. Единственной наземной трассой, связывающей Ленинград с центральными районами страны, была дорога жизни по Ладожскому озеру. Жители города умирали от голода и холода. Паек хлеба составлял 125 г. Из дневника Тани Савичевой. Несмотря на голод, советские воины держали оборону, а гражданское население помогало фронту, ремонтируя и изготовляя военную технику. В январе 1943 года блокада была прорвана на узком участке вдоль южного берега Ладожского озера. Только 27 января 1944 года Блокада Ленинграда была полностью снята. За стойкость и героизм в период блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалью “За оборону Ленинграда”.
Среди защитников Ленинграда был и наш земляк Ф.Колоколов. Крестьянский сын из села Маядык Бирского района Федор Колоколов работал учителем физики и математики в Караидельской начальной средней школе в селе Абызово с 1933 года. В 1942 году его призвали на фронт. Он оборонял город на Неве с 1942 года вместе с Ленинградской армией, пережил блокаду, был ранен, лечился в госпитале. Освобождал Латвию, Эстонию, Восточную Пруссию. Затем воевал в Маньчжурии, Китае, Северной Корее. В 1946 году был демобилизован и вернулся домой. Учитель, завуч с декабря 1946 года по 1967 год. Директор Караидельской средней школы в течение 21 года. В 1957 году удостоен звания “Заслуженный учитель школ Башкирской АССР”.
Из дневника Тани Савичевой. Из него мы узнали, что в осажденном Ленинграде жила Таня Савичева. Ей было 11 лет. В дни блокады она вела дневник, куда записывала, кто и когда умирал из ее родственников. Последняя запись была такой: “Савичевы умирали. Умерли все. Осталась одна Таня”. Умирающую Таню удалось вывезти из Ленинграда. Но спасти ее не смогли. Она умерла. В Горьковской области, в рабочем поселке, на ее могиле установлен памятник. Более 600.000 человек погибло в блокадном Ленинграде.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в дороге, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
(Ольга Берггольц)
Выступление 3-й группы.
Сталинградская битва.
17 июня 1942 года – 2 февраля 1943 года – Сталинградская битва. Летом 1942 года начались ожесточенные бои за Сталинград. Вражеские самолеты непрерывно бомбили город. Вскоре он превратился в руины. Около 2х месяцев продолжались бои на улицах города за каждый дом, за каждый этаж. Тем временем Советское командование разработало план наступления в районе Сталинграда. Оно началось в ноябре 1942 года. Были окружены и взяты в плен свыше 91 тысячи гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход войны. 2 февраля 1943 года фельдмаршал Паулюс подписал акт капитуляции.
Открытие степному ветру,
Дома разбитые стоят
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России. –
И всю ее прикрыл собой!
(Сергей Орлов, “Сталинград”)
Один из учеников приготовил краткий пересказ рассказа С.Алексеева “Орден Суворова”.
Выступление 4-й группы.
Курская битва.
5 июля 1943 года по 23 августа 1943 года – битва на Курской дуге.
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. В Курской битве было разгромлено 30 дивизий противника. Стратегическая инициатива на фронте полностью перешла к советскому командованию. К концу октября 1943 года была освобождена вся правобережная Украина. Произошел коренной перелом в ходе войны.
Ученик Сираев Анвар приготовил рассказ о своём прадедушке, ветеране ВОВ.
“ Мой прадедушка Сафин Хафиз Вагизович прошёл всю войну от Москвы до Берлина. Служил в кавалерийских войсках. Его помощниками были тачанка, кони и пулемёт “Максимка”.Особенно ему запомнился бой на Орловско-Курской дуге. В одном бою погибло 126 кавалеристов, а его раненного, контуженного вынес с поля боя и протащил до медсанбата земляк Асылгареев Габбас, подарив деду вторую жизнь. Под Курском советские войска стояли насмерть, затем разгромили врага и заставили его отступать.
Выступление 5-й группы.
Освобождение Европы.
В 1944 году Советские войска перешли в наступление на всем советско-германском фронте. В результате была полностью снята блокада Ленинграда, очищены от врага Прибалтийские республики, освобождена Белоруссия, правобережная Украина и Крым. Сражения были перенесены на территорию Польши, Румынии и Венгрии. Наконец-то в июне 1944 года был открыт второй фронт высадкой союзных армий на севере Франции.
В 1945 году в результате мощного стратегического наступления Советской Армии на всем советско-германском фронте были освобождены Польша, Венгрия, восточная часть Австрии со столицей Веной, значительная часть Чехословакии, одержана победа в Восточной Пруссии. В результате Берлинской операции был завершен разгром немецко-фашистской армии. 2 мая над рейхстагом было водружено знамя Победы, а 9 мая в пригороде Берлина Карлхорсте подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. Длившаяся 1416 дней борьба советского народа за свою свободу и независимость окончилась полной Победой. Она потребовала самоотверженного труда людей в тылу и личного мужества, геройства и готовности к самопожертвованию воинов во имя свободы и независимости страны.
Миллионы участников боевых операций были награждены орденами и медалями. Свыше 11 тысяч воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, более 2 тысяч солдат стали кавалерами Ордена Славы всех 3х степеней. После войны свыше 16 миллионов человек получили медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.
Победа досталась огромной ценой. Страна лишилась свыше 27 миллионов своих граждан, павших на фронтах войны, умерших от ран и голода, погибших в плену и концлагерях, угнанных на рабский труд в Германию. На оккупационной территории были разрушены сотни городов и практически все промышленные предприятия.
Германия потеряла в годы войны 13 миллионов 600 тысяч человек.
4. Физкультминутка.
5. Возможные вопросы после выступления каждой группы:
- Почему войну назвали Отечественной?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Кем был разработан план наступления Советских войск под Сталинградом?
- Каков итог Курской битвы? (Стала началом крупного наступления советских войск.)
- Почему именно 9 мая 1945 года считается Днём Победы?
6. Итоги.
Учитель. – Спасибо, ребята, вы проделали большую работу. А для чего мы
изучаем войну, для чего изучать подробности этой страшной трагедии? (Чтобы
война больше никогда не повторилась.)
– Одна из героических страниц истории – Великая Отечественная война. Ещё раз
назовите даты этой войны?
– 1416 дней…Наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией. Цена
победы:
27 миллионов погибших, страна в руинах, разрушены города, сожжены сёла. Ценой
жизни воинов-освободителей и всего народа достигнута Великая Победа. Почтим
память погибших Минутой молчания. (Метроном.)
Стихотворение читает ученица.
В мирные годы война к нам пришла.
Многие жизни с собой унесла.
Храбро сражались наши полки,
Врага раздирали, словно волки.
Многие, многие там полегли.
Но отстояли честь нашей земли.
Мы победили в смертном бою
И доказали храбрость свою!
Жизнь и свободу солдаты спасли,
В страшных сраженьях они полегли.
В сердце их подвиги мы сохраним.
Память погибшим и слава живым!
Учитель. – Итогом нашего исследования стал творческий проект “Великая война и великая Победа”. Это папка, куда вошли ваши рисунки о ВОВ, сегодняшние выступления, рефераты, исследовательские работы. Как создавался творческий проект? (Посетили Краеведческий музей, в библиотеке искали материал о войне, изучали энциклопедию о войне, писали сочинения о родственниках, об участниках ВОВ, о соседях, рисовали рисунки о войне, просмотрели фильм о войне.) Надеюсь, этот творческий проект будет иметь продолжение.
7. Закрепление знаний с помощью викторины.
Учитель. – Пользуясь материалом учебника (стр. 140–146) и той информацией, которую вы прослушали, ответьте на вопросы викторины (викторина на листочках).
- Когда началась Вторая Мировая война? (1939 году.)
- Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 года.)
- Сколько городов получили звание “город-герой”? (7 городов.)
- Почему война называется Великой Отечественной? (Весь народ встал на защиту страны и борьбу с врагом.)
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей.)
- В каком году Советская армия перешла в наступление? (В 1942 году.)
- Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом в 1943 году.)
- Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? (В 1944 году.)
- Кто руководил штурмом Берлина? (Маршал Жуков Г.К.)
- Какой день стал Днём Победы? (9 Мая 1945 года.)
Проверка викторины.
Учитель. – Пусть всегда над нами будет мирное небо. Миру – мир!
Звучит фонограмма песни “День Победы”.
8. Домашнее задание.
Учебник стр.140–146 – прочитать; рабочая тетрадь стр.40 – ответить на вопросы.
Оценивание.