Цели:
- расширить и углубить знания детей об обитателях леса. В занимательной форме показать взаимосвязь математики и окружающего мира;
- развитие интереса к изучению математики и окружающего мира, стремление познать новое, расширение кругозора детей;
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
- фонограммы “Звуки леса”, “Звуки птиц”,
- слайды с изображениями леса, птиц, зверей, насекомых, деревьев,
- предметные картинки “Деревья”, презентация музыкальной физкультминутки.
1-й ведущий: Здравствуйте ребята! Древнее латинское изречение гласит “Природа говорит языком математики”. Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Даже в лесу мы сможем использовать математические знания. Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по страницам лесной энциклопедии. Нас ждут занимательные задачи, интересные загадки. Я уверена, вы узнаете много нового. А чтобы нам не заблудиться давайте возьмём с собой проводников. Попросим их представиться.
Команда
“КВАДРАТ” (ученики 1-го класса)Девиз:
У нашего “Квадрата”
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Команда “КРУГ” (ученики 3-го класса)
Девиз:
“Думай, пробуй и ищи, будет трудно, не пищи!”
2-й ведущий: Прежде чем отправиться в путешествие, наши команды продемонстрируют мини-плакаты по правилам поведения в лесу, которые они подготовили заранее.
Команда “Квадрат”:
- Не шумите на природе. Не берите с собой магнитофоны, барабаны!
- Не ловите бабочек, стрекоз, кузнечиков, лягушек, жуков.
- Не ловите детёнышей диких животных и не уносите их домой.
Команда “Круг”:
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
- Убирайте за собой мусор.
- Берегите прекрасный мир растений.
1-й ведущий: Итак, отправляемся в путешествие!
1-й чтец
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(На экране изображение леса, слышны звуки леса)
2-й чтец
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои!
3-й чтец
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
(Фонограмма “Звуки леса”)
2-й ведущий: Слышите – лес зовет вас!
I страница “Мир растений”
Ведущий: Без чего нам нельзя представить лес? Конечно же, без деревьев. С помощью наших проводников узнаем о деревьях – великанах нашего леса.
Первоклассники нам высчитают высоту деревьев, т.е. насколько они могут вырасти. (участники получают предметные картинки с заданиями)
Дуб 20 + 20
Береза 10 + 5
Осина 31 + 4
Сосна 23 + 2
Ель 30 + 5
3 классы высчитывают продолжительность жизни деревьев (участники команды решают задачу)
Ель живёт до 600 лет, это в 6 раза больше, чем берёза, но на 520 лет больше, чем осина и на 200 лет меньше, чем дуб . Выясни, сколько лет могут прожить берёза, осина и дуб.
Игра со зрителями (проводится во время выполнения заданий командами)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (Сосна)Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елка)Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
1-й ведущий: А знаете ли вы? Самым старым дубом в Европе считается Стелмужский дуб, растущий в небольшой деревне Стелмуже в Зарасайском районе Литвы. Возраст дерева 1500 лет, высота – 23 метра, на уровне человеческой груди его диаметр достигает 4 метров. Если опоясать дерево на высоте 3 метров, то его обхват 13,5 метра.
II страница “Мир птиц”
1-й ведущий: Перед нами новая страница, которая называется “Мир птиц”. Чтобы узнать интересные факты из жизни птиц, мы предлагаем вам показать свои умения быстро и правильно считать. (Дети устно решают примеры. При правильном ответе на экране открывается изображение птицы)
Задание для команды “Квадрат”
Известно, что сокол летает быстрее всех птиц? Узнайте, с какой скоростью он может летать.
6 + 4 + 10 + 100
(Сокол может развить скорость до 120 км/ч)
Совместное задание для команд “Квадрат” и “Круг”
Какая птица может повернуть голову на 360 градусов? (Поворот “кругом”)
(5 – 3 + 4 – 5 + 10 + 7) . 10
(Сова может повернуть голову на 270 градусов)
Задание для команды “Квадрат”
Какая птица кормит своих птенцов до 400 раз в сутки? (Синица)
(7 . 8 + 40 – 16) : 2 . 1000 : 100
1-й ведущий: А знаете ли вы?
Прожорливость подрастающей кукушки очень велика. Известен случай, когда молодая птица этого вида, выкормленная в клетке, съела за день 18 ящериц, 39 больших зеленых кузнечиков, 3-х куколок бабочки “мертвая голова”, 43 капустных гусениц, 5 личинок майского жука, 4-х пауков-крестовиков, 50 мучных червей и немалое количество муравьиных “яиц”.
2-й ведущий: Давайте остановимся и послушаем пение птиц (фонограмма “Звуки птиц”).
Игра со зрителями “Угадай, чей голосок”. (Звучит фонограмма голоса птицы. При правильном ответе открывается изображение птицы)
1-й ведущий: Что-то стало в лесу тихо, смолкли птичьи голоса. А вот и первые капли тёплого летнего дождя. Но мы ведь его не боимся? Порадуемся ему вместе со зверятами (музыкальная физкультминутка “Дождик”).
2-й ведущий: Дождик закончился. Нам пора торопиться нас ждут жители следующей страницы. Как вы думаете, кто это? А поближе познакомиться с ними нам снова поможет математика.
III страница “Мир зверей”
Задание для команды “Круг”
Медведь в средней полосе России весит 600 кг, за период спячки медведь теряет около 80 кг. Сколько весит медведь при пробуждении весной?
Задание для команды “Квадрат”
Крупный заяц-беляк может весить 4 кг, а лиса – 10 кг. На сколько килограммов масса лисы тяжелее массы зайца?
2-й ведущий: А знаете ли вы?
Заяц-русак на коротком расстоянии способен развить скорость бега до 50–60 км/ч по прямой. Путает следы. Неплохо умеет плавать.
Задание для команды “Круг”
Масса волка 60 кг, масса лося – 600 кг. Во сколько раз меньше масса волка массы лося?
Задание для команды “Квадрат”
А первоклассников мы попросим сравнить числа: 35 и 15.
А знаете ли вы, что за сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой – 12–15 кг; за год – около 7000 кг?
(56 и 65)
А знаете ли вы, что лоси могут бегать со скоростью 56 км/ч, а волки во время погони вполне могут достичь скорости и в 65 км/час. Но следует отметить, на взрослых лосей волки нападают только стаей, да и то избегают бросаться спереди, так как лоси хорошо умеют защищаться мощными рогами и передними ногами.
IV страница “Новости о рекордсменах леса”
1-й ведущий:
Мы привыкли думать, что все рекордсмены должны быть большими, крепкими и сильными. В лесу есть такие рекордсмены, которых мы порой и не замечаем. Их мы можем встретить не только в лесу, но и в огороде, на лугу, у водоемов.
Как вы думаете, какое животное имеет 25000 зубов? (Улитка)
Самое время познакомиться с тяжеловесами:
Гусеница может поднять груз в 25 раз тяжелее собственного веса, а муравей – в 100 раз.
Жук – носорог при весе в 14 г он способен тащить груз в 1580 г.
А какие они помощники леса!
Ежегодно на каждом гектаре леса пауки истребляют около 200 кг насекомых. Больше половины которых – серьёзные вредители леса.
Рыжие лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето около 10 миллионов вредных насекомых. Охраняйте муравейники!
4-й чтец
Беречь будем мы птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
(Все участники исполняют песню “Мир похож на цветной луг”)
2-й ведущий. Но вот мои дорогие друзья, сегодня на празднике вы видели содружество природы и математики, учились видеть богатство и красоту родной природы. Мы совершили интересное и познавательное путешествие в лес. Но ещё не все свои тайны он раскрыл перед нами. А сколько ещё интересного предстоит нам узнать, но это все в будущем.