ЦЕЛЬ: выполнить аппликацию “Дары осени”.
ЗАДАЧИ:
- обучающие – дать представления об аппликации, учить пользоваться ножницами, учить работать с шаблонами;
- развивающие – развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, творчество;
- воспитательные – воспитывать аккуратность, трудолюбие, формировать умение экономно расходовать бумагу:
Оборудование:
шаблоны помидора, яблока, груши, моркови; тарелочка;
картина “ Осень в огороде”; маски для инсценировки “Спор овощей”, образцы аппликаций;
ветная бумага, клей – карандаш, ножницы, салфетка для рук.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ:
Итак, друзья внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
УЧИТЕЛЬ: Давайте проверим готовность к уроку. Нам необходимо: цветная бумага, клей – карандаш, ножницы, простой карандаш, шаблоны, тарелочка.
2. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: Послушайте стихотворения. О каком времени года говорится в этих стихотворениях?
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью)
Осень, осень….Листопад
Листья желтые кружат.
Всё, что летом зеленело, –
Пожелтело, покраснело.
Вот уже спелая пшеница
Жёлтым золотом искриться.
Солнце, солнце веселей
Посвети еще, погрей.
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай!
Осень, осень…. Листопад.
В школу школьники спешат.
УЧИТЕЛЬ: – Ребята, а почему я завела сегодня разговор об осени?
– Давайте вспомним, что происходит осенью в природе? (Становится холоднее, листья меняют свою окраску и опадают, птицы улетают на юг и т.д.)
– Какие работы производят люди в садах и огородах с наступлением осени? (Собирают урожай) (Рис. 1)
УЧИТЕЛЬ: Осень щедра на подарки. Кроме красоты природы, она одаривает людей урожаем овощей и фруктов. Сегодня я предлагаю вам собрать богатый урожай.
Давайте послушаем, о чём они говорят. (инсценировка стихотворения Н. А. Семёнова “Спор овощей”)
УЧИТЕЛЬ: – Послушайте внимательно и скажите, какие овощи завели спор?
УЧИТЕЛЬ:
Кто из вас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек – Ну и хвастунишка!
УЧЕНИК (в роли ГОРОШКА) (весело):
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
УЧИТЕЛЬ:
От обиды покраснев,
Свёкла проворчала…..
УЧЕНИК (в роли СВЁКЛЫ) (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
УЧЕНИК (в роли КАПУСТЫ) (перебивая):
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчишки – плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
УЧЕНИК (в роли ОГУРЦА) (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
УЧЕНИК (в роли МОРКОВИ):
Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
УЧИТЕЛЬ:
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
– Какие овощи завели спор?
– А какие еще вы знаете овощи? Какие знаете фрукты? (ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: – Сегодня мы будем выполнять аппликацию “Дары осени”.
– А вы знаете, что такое аппликация? (ответы детей)
АППЛИКАЦИЯ – это один из древнейших декоративно-прикладных способов изображения путём соединения деталей с фоном.
В наше время аппликации уделяют серьезное внимание, как народные умельцы, так и художники прикладного искусства. (показ разных видов)
Аппликацию очень любят выполнять дети своими руками.
УЧИТЕЛЬ: – А где используют аппликацию? (ответы детей)
Аппликацию применяют для оформления открыток, игрушек, предметов быта, одежды и интерьера.
Вот и сегодня мы тоже будем с вами выполнять аппликацию “Дары осени”. Посмотрим, у кого лучше получится.
3. Изучение нового материала.
УЧИТЕЛЬ:
Поздним летом в огороде
Собирается народ.
Зрел всё лето урожай!
Что собрали? Отгадай!
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Как на нашей грядке
выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, –
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша)
УЧИТЕЛЬ: – Какие овощи и фрукты будут у нас использоваться в аппликации?
Давайте попробуем её составить на доске. Составление композиции.
УЧИТЕЛЬ: – Рассмотрите аппликацию и ответьте на вопросы: (Рис. 2)
– Какие плоды подарила нам осень?
– Какой материал нам потребуется для выполнения работы? (цветная бумага, тарелочка, клей-карандаш)
– Какие цвета мы будем использовать для изготовления фруктов и овощей?
– Какой инструмент будем использовать на уроке? (ножницы) Обводить по шаблону будем простым карандашом.
– В какие геометрические фигуры мы можем вписать фрукты и овощи? (яблоко – в круг, морковь – в овал, помидоры – в круг, груши – в треугольник)
– Как выполнена работа? (аккуратно вырезана, нет лишнего клея, фрукты и овощи композиционно расположены)
Физминутка:
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, подтянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись.
То приселись, то нагнулись
И, конечно, улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
4. Составление технологической карты.
УЧИТЕЛЬ: Итак, с чего начнем нашу работу. Часть работы будем выполнять, вместе пользуясь технологической картой. (Приложение 2)
- Выбор материала.
- Разметка по шаблону.
- Резание бумаги
- Составление композиции
- Сборка изделия (приклеивание).
- Уборка рабочего места .
УЧИТЕЛЬ: – Какую цветную бумагу вы выберите для изготовления аппликации?
УЧИТЕЛЬ: У каждого из вас есть шаблон. Прикладываем шаблон к краю бумаги нужного цвета. Почему? (Мы будем учиться экономить бумагу, чтобы её можно было использовать в другой работе).
Одной рукой крепко держим шаблон и аккуратно обводим простым карандашом по обратной стороне бумаги.
УЧИТЕЛЬ: На этом этапе вы должны строго соблюдать следующие правила по технике безопасности. (Приложение 1)
Физминутка:
Дождик песенку поёт: кап – кап …
(постукивание пальчиками по парте)
Только кто её поймёт – кап – кап!
Не пойму ни я, ни ты, кап-кап!
А зато поймут цветы, кап-кап!
И осенняя листва, кап-кап!
Пожелтевшая трава, кап-кап!
Овощи и фрукты располагаются в центре тарелочки.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы.
Закончил работу, прибери на своём месте.
5. Итог урока.
Дети выставляют свою работу на доску. Учитель оценивает деятельность поэтапно.
УЧИТЕЛЬ: – Ребята, вы работали дружно, активно, помогали советами друг другу, соблюдали правила по технике безопасности, пользовались планом.
УЧИТЕЛЬ: – Молодцы! Спасибо за урок.