Влияние акцинтуации характера на формирование девиантного поведения подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Для профессиональных училищ (ПУ) традиционна большая концентрация учащихся с девиантным поведением. В систему НПО приходит на обучение специфический контингент учащихся, представляющих в основном социально-неблагополучные слои населения. Это учащиеся с низкой успеваемостью и низкой самооценкой своих способностей. Они мало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важного решения о своих образовательных планах опираются главным образом на мнение своих приятелей, а не на собственные интересы и потребности.

Инженерно-педагогические работники в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Ситуация, когда 15–20 % набора на первый курс состоит на учете в милиции, условно осуждены, уже никого не удивляет.

Проведение исследования представляется важным для образовательного учреждения, т.к. с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением.

Инженерно-педагогическим работникам училища необходима информация психолога о внутренней картине наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах существующих учебных и социально-психологических проблем. Без такой информации преподавателю, мастеру производственного обучения, социальному педагогу трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.

Целью исследование явилось выявление взаимосвязи влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростков училища.

Согласно цели работы были поставлены задачи:

1. Отразить проблему девиантного поведения. Рассмотреть девиантное поведение в историческом аспекте. Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения.

2. Выделить акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков. Дать определение “акцентуации характера”, рассмотреть существующие типы.

3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростка.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие гипотезы.

Гипотеза 1: Акцентуации характера влияют на формирование девиантного поведения подростков.

Гипотеза 2: Высокая встречаемость девиантного поведения наблюдается среди подростков с гипертимным и демонстративным типами акцентуаций характера.

Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами исследования. В состав выборки вошли учащиеся “группы риска”. Возраст обследованных 15-18 лет.

Для достижения цели исследования был использован следующий диагностический инструментарий:

Основные:

  • Опросник Шмишека (акцентуация характера)
  • Опросник Айзенка (темперамент)
  • Методы наблюдения и беседы

Дополнительные: Проективные тесты, Тест Люшера, анкета “Прогноз”, опросник Басса-Дарки, тест Ассингера и др. Дополнительные методики использовались при необходимости, исходя из проблемы, для более полного анализа причин отклоняющегося поведения.

Этапы работы включили в себя:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы.
  2. Проведение диагностических исследований.
  3. Анализ полученных результатов. Выработка рекомендаций для инженерно-педагогических работников.
  4. Разработка коррекционно-профилактических мероприятий.

Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы.

Таким образом, девиантное поведение является достаточно широким понятием, включающим в себя различные варианты социальной дезадаптации от систематических прогулов до деликвентного (противоправного) и криминогенного (преступного) поведения.

Причины девиантного поведения:

  1. Биологические факторы – врожденная патология (умственная отсталость, ядерные психопатии и т.д.), минимальная мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия, резидуальное органическое поражение головного мозга;
  2. Психофизиологические факторы – темперамент, эмоциональность, реактивность организма (все эти факторы связаны с функциональной активностью нервной системы);
  3. Психологические факторы – характер (тип акцентуации характера), стереотип поведения;
  4. Социально-психологические факторы – ценностные ориентации, позиции, мировоззренческие, нравственные установки, мораль общества;
  5. Социальные факторы – социально-экономический статус семьи, родителей, их профессия, образование.

Почву для отклоняющегося от нормы поведения учащихся ПУ создают следующие причины:

  • неудовлетворенность процессом обучения, неуверенность в своих знаниях, возможностях их применения;
  • сомнения в правильности выбора профессии, ее перспективности, возможностях дальнейшего трудоустройства;
  • трудности адаптации в новом коллективе (низкая приспособляемость, негибкость);
  • высокий уровень тревожности;
  • многочисленные личные проблемы;
  • проблемы взаимоотношения с педагогами;
  • проблемы взаимоотношения с товарищами по группе;
  • конфликтность в семьях, непонимание, неприятие старшими ценностей подростков;
  • невозможность, неумение организации полноценного досуга;
  • проблемы со здоровьем, низкая сопротивляемость организма, высокая утомляемость, нервные перенапряжения;
  • материальные трудности в семье;
  • невозможность самостоятельного заработка в свободное от занятий время и т.д.

Психобиологические предпосылки отклоняющегося поведения учащихся представлены разнообразным кругом явлений, требующих своевременного различения, выявления и диагностики, а также своевременного дифференцированного и адекватного применения мер воспитательно-профилактического характера.

Подростковый период – один из наиболее сложных и ответственных в жизни человека. В этом возрасте идёт коренная перестройка всех систем организма, и на фоне физических изменений происходят более глубокие изменения психики, происходит завершение формирования характера.

Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. А.И. Личко определяет акцентуации характера как крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается чрезмерная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим.

Диагностика акцентуаций и сопутствующих им отклонений в поведении помогает более точно выстраивать взаимодействие с трудным подростком. Для диагностики акцентуации харктера подростков в училище использовался опросник Шмишека.

Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, "ядро" личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом акцентуированными". (Приложение 1)

Психологическое сопровождение акцентуированных подростков требует обращать особое внимание на возможные формы дезадаптации и стремиться снижать их риск путём коррекции вызывающих их условий.

Вывод об индивидуально-психологических особенностях психолог делает, как правило, на основе результатов нескольких методик, знакомства с документацией, социальной ситуацией развития обучающегося. В итоге мы получаем целостную картину, как бы “молекулу” характера ученика. Разные сочетания типа нервной системы, различных типов акцентуаций дают нам возможность наиболее детально наметить план психолого-педагогического сопровождения учащегося, определить в какие кружки и секции лучше его вовлечь, какую стратегию общения выбрать, чтобы наиболее эффективно предотвратить социальную дезадаптацию и отсев.

На определение типа акцентуации характера, было обследовано 247 подростков (юношей), основную часть которых составили подростки “группы риска”, а также другие категории обучающихся испытывающих проблемы в обучении и воспитании. Из числа опрошенных у 2% акцентуация не выявлена, 24% акцентуированы, 74% выявлены 2 и более акцентуации характера.

Частота встречаемости того или иного типа акцентуации характера среди обучающихся ПУ представлена на рис.1

Рис. 1

Частота встречаемости акцентуации у подростков “группы риска” составила 100%. Из них у 39% выявлена 1 акцентуация характера, у 61% 2 и более акцентуации характера. (Рис.2)

Рис.2

Из анализа видно, что наиболее часто встречаются среди юношей следующие типы акцентуаций: гипертимность (72% ), демонстративность (73 % ), экзальтированность (52%), циклотимность (36%), возбудимость (33%).

Таблица 2

Тип акцентуации

Юноши -247 чел.

Кол-во чел. %
1 Гипертимный 179 72
2 Дистимный 26 11
3 Циклотимный 89 36
4 Эмотивность 28 11
5 Демонстративный 154 63
6 Застревающий 35 14
7 Педантичный 31 13
8 Тревожный 14 6
9 Возбудимый 82 33
10 Экзальтированный 129 52

Вывод: Результаты исследования позволяют констатировать, что среди подростков с девиантным поведением встречаются различные типы акцентуации характера, но преобладают гипертимные, демонстративные, экзальтированные, циклотимные и возбудимые. Акцентуации характера влияют на формирование девиантного поведения подростков. У всех учащихся с отклоняющимся поведением (100%) выявлена та или иная акцентуация характера.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что акцентуации характера в большей степени обусловлены врождёнными свойствами нервной системы, чем приобретёнными качествами, поэтому устранить их либо кардинально скорректировать невозможно, но своевременное их распознавание и построение воспитательной тактики, учитывающей характерологические особенности подростка, помогло бы предотвратить многие проблемы личностного развития, не допустить эмоциональных срывов или серьёзных отклонений в поведении подростка.

На сегодняшний день воспитательно-профилактическая работа должна быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения подростка, учете его индивидуально-психофизиологических особенностей и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Список литературы

  1. Федосеенко Е.В. Помощь подроску. Полное практическое руководство для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009, -320 с.
  2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: уч. метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с. -(Коррекционная педагогика) Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 288 с.
  3. Клейберг Ю.А. Девиантология. – СПб.: Речь, 2007. – 412 с.
  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.
  5. Конев Ю.А. Коррекция агрессивного поведения: учебное пособие. – Биробиджан: Изд-во БФ АмГУ, 2007. – 88 с.
  6. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  7. Липунова О.В. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие. – Комомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.пед.ун-та, 2004. – 116 с.
  8. Липунова О.В. Девиантное поведение подростков. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, 2007. – 134 с.
  9. Реан А.А. Психология подростка. – СПб. Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006. 480 с.
  10. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб-метод. пособие. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  11. Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политизд, 1990. - 494 с.