Деление десятичных дробей

Разделы: Математика


Цель урока: выработка умений самостоятельного применения правил действий с десятичными дробями, осуществление их переноса в новые условия если результат деления бесконечная десятичная дробь.

Задачи урока:

  • введение правила деления дробей, если частное бесконечная десятичная периодическая дробь;
  • систематизация и обобщение знаний сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, изучение методов нахождения значений выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби;
  • развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умений говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы;
  • воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.

План урока

I. Организационный момент

Дидактическая задача этапа Время Содержание деятельности учителя Условия получения положительного результата Форма работы Оборудование
Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке 2 минуты Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку Фронтальная Доска, мел

II. Проверка домашнего задания

Дидактическая задача этапа Время Содержание деятельности учителя Условия получения положительного результата Форма работы Оборудование
Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися, устранение обнаруженных пробелов. 5-6 минут Выявление уровня знаний учащихся по заданному на дом заданию; определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления; ликвидация недостатков Оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки; использование системы приемов, позволяющих проверить выполнения задания учащимися фронтальная Компьютер, проектор

III. Актуализация ЗУН

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя Условия получения положительного результата Форма работы Оборудование
Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов 7-10 минут Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию Умение определять и ставить триединые дидактические цели урока; владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию цели Фронтальная, групповая Компьютер, проектор, доска, мел

IV. Изучение нового материала

Дидактическая задача этапа

Время

Содержание деятельности учителя Условия получения положительного результата Форма работы Оборудование
Формирование у учащихся новых знаний, умений навыков. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися; на основе знаний выработать умения 7-10 минут Самостоятельная работа учащихся; восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация Опора на жизненный опыт учащихся; индивидуальный подход по дозе помощи; организация учащихся на оперирование успеваемым содержанием Фронтальная, индивидуальная Доска, мел

V. Первичное закрепление нового материала

Дидактическая задача этапа Время Содержание деятельности учителя Условия получения положительного результата Форма работы Оборудование
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Установить осознанность усвоения учащимися нового материала; усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами 10 минут Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний Использование системы заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; выявление пробелов в знаниях и успехов учащихся в ходе проверки Фронтальная, индивидуальная Доска, мел

VI. Подведение итогов

Дидактическая задача этапа Время Содержание деятельности учителя Условия получения положительного результата Форма работы Оборудование
Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках 2 минуты Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности фронтальная  

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто отсутствует на уроке? (записать отсутствующих)

Я хочу начать урок с того, что расскажу вам одну поучительную историю. Послушайте, пожалуйста, внимательно:

Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

В чем причина обид его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна,

Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека….

Послушав это замечательное стихотворение, я думаю, вы задумаетесь, что может случиться, если пренебрежительно относиться к точности вычислений и поймете, что знания, умения и навыки в работе с десятичными дробями очень важны.

Поэтому мы очень серьезно отнесемся к проверке домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания:

Приложение 1

В качестве домашнего задания на прошлом уроке вы получили карточки. Вы должны были выполнить действия по блок-схеме и расшифровать слово. Какое слово у вас получилось? Посмотрим, как вы выполняли задание. Проверим, как получилась первая буква этого слова. Расскажет нам об этом (вызвать ученика). Как получили последнюю букву расскажет (вызвать другого ученика). Ребята, а какие правила действий с десятичными дробями вы использовали при выполнении этого задания.

III. Актуализация ЗУН

Итак, тема нашего урока “Деление десятичных дробей”. Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока.

Мы продолжим работать над темой “Деление десятичных дробей” и при этом приобретем новые знания, а, следовательно, умения и навыки.

Давайте еще раз уточним, какие действия вы уже можете производить с десятичными дробями. Сделаем это в процессе выполнения упражнений.

Система “пишу и говорю”(ученик записывает выполнение задания в тетрадь, при это вслух проговаривая каждое действие. Остальные учащиеся записывают услышанное решение ). Также после каждого этапа прогноз ошибок.

Приложение 2

IV. Изучение нового материала

При просмотре презентации 2 и работе над заданиями возникает проблемная ситуация: 0,05:0,3 (в десятичных дробях получаем бесконечное деление).

Ребята, что же делать?

Для того чтобы выполнить это задание, я предлагаю пойти вот по такому пути: Я предлагаю ответить на следующие вопросы:

Какие виды дробей мы изучили? (Обыкновенные и десятичные)

Всякую ли обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной? (Нет) А какую можно? (Дробь, которая содержит в знаменателе только простые множители 2 и 5)

Всякую ли десятичную дробь можно представить в виде обыкновенной? (Да)

Всякую ли обыкновенную дробь можно разделить на обыкновенную дробь? (Да)

Всегда ли при делении десятичной дроби на десятичную дробь получается “хороший результат”.

Может быть у кого-нибудь уже появилась идея?

К доске пойдет … и покажет, что у него получилось в результате деления. 0,05:0,3=

А оказывается, найти частное двух десятичных дробей можно и другим способом.

0,05:0,3=

Какой вывод можно сделать?

Частное двух десятичных дробей всегда можно найти, перейдя к обыкновенным дробям.

V. Первичное закрепление нового материала

Учебник Г.В.Дорофеев, И.В.Шарыгин и др. “Математика 6” .

№434(а-е)

Найдите частное и, если возможно, выразите ответ десятичной дробью:

а) 0,7:0,3

б) 3,5:3

в) 2,5:9

г) 4,2:2,8

д) 0,33:0,9

е) 0,24:1,5

№435

Найдите значение выражения:

а); б) ; в); г); д) .

№436

Вычислите:

а)

б) 1,4:

в)

г)

д)

е) 0,8:

Учащиеся вызываются к доске по одному и решают задания, проговаривая каждый раз правило.

VI. Подведение итогов

Ребята, мы хорошо поработали на уроке и узнали очень важное правило, которое позволит нам в дальнейшем считать быстро и правильно.

Выставление оценок в журнал.

VII. Домашнее задание

Пункт 4.5 (стр. 88), №№434 (ж-и), 435(е-з)

Урок 2 (Приложение)

Приложение 3

Приложение 4