Типы химических реакций (урок закрепления – игра "Химический лабиринт")

Разделы: Химия


Цель урока: закрепить знания учащихся о типах химических реакций.

Задачи:

  • образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения;
  • развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового;
  • воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма проведения: игра “Химический лабиринт”.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация "Типы химических реакций" (приложение), печатное или нарисованное на доске изображение лабиринта с обозначенными этапами, клубок ниток (желательно яркого цвета).

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие учащихся:

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

2. Мотивационный этап

Учитель: Когда-то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный знаменитым греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, без конца кружил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр – чудовище с головой быка, пожирающее людей.

Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые девять лет они должны были выбирать семь прекрасных девушек и семь сильных юношей и привозить их на Крит на съедение чудовищу.

Афинский царь – молодой Тесей – отправился с другими несчастными, чтобы победить чудовище и освободить свой народ от страшной дани.

Его мужество, красота и отвага пленили дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею клубок ниток. Когда Тесея и его спутников, обреченных на смерть, привели к подземелью, он незаметно привязал конец клубка к ветке дерева у входа и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок.

Нам с вами предстоит вслед за Тесеем проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении препятствий и борьбе с чудовищем.

Мы должны пройти лабиринт, выполнив все задания и выйти обратно. Только вместе, только сообща мы сможем сделать это. Итак, в путь!

3. Закрепление знаний по теме

1-й этап “Начало пути в лабиринте”

CaO + SiO2 = CaSiO3

CH 4 = C + 2H2 реакция замещения

Fe2O3 +2 Al = Al2O3 + 2Fe реакция разложения

2KClO3 =2 KCl+3O2 реакция соединения

K2 O + H2 O = 2 KOH

2-й этап “Дорога к цели”

Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно препятствие. Перед нами следующее задание. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций и определить тип реакции.

S + C = CS2

Mg + HCl = MgCl2 + H2

C + PbO = Pb + CO2

HgO = Hg + O2

3-й этап “Разбитая амфора”

В зале дворца лабиринта, в который мы с вами попали к третьему этапу, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. Одна из амфор разбита, но именно она – пропуск к следующему залу. Ваша задача – собрать древнегреческий сосуд, прочесть и выполнить задание, написанное на нем.

Задание: Дописать уравнение реакции. Расставить коэффициенты и определить тип реакции.

Ba + O2 =

Na + O2 =

4-й этап “Надпись на стене”

На стене лабиринта Тесей нашел полустертую надпись – ключ к следующему этапу. Вам нужно восстановить эту надпись.

….. + O2 = … Zn O

…. + … HCl = FeCl2 + H2

… Ag + ….. = Ag2 S

…. H 2 O = H2 + ….

5-й этап “Шифровка”

Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище. Но Тесей со своей группой проник в зал первым – и все двери за ним закрылись. Чтобы Тесею помочь, нужно, использовать ключ. Чтобы его добыть мы должны выполнить следующее задание, из которого мы и узнаем, что произошло с Тесеем.

Уравнение реакции

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

CaCO3 = CaO + CO2 ц т у
N2 + 3H2 = 2NH3 е р а
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 о л с
2Na + S = Na2S е д ж
2H2 O = 2H2 + O2 т й я
Cu(OH)2 = CuO + H2 O ф п л
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 в р о
SO3 + H2 O = H2 SO4 б к м
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 б ш е
2HgO = 2Hg + O2 с д в
2H2 + O2 = 2H2 O и п о
Mg + CuCl2 = MgCl2 + Cu в с л

6-й этап “Спасительный клубок”

Итак, Тесей победил Минотавра. Но на этом приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и помогла нить Ариадны. Сматывая нить в клубок, Тесей вывел свою группу из лабиринта Дедала.

Задание на “5”

Допишите уравнение, расставьте коэффициенты и определите тип реакции.

Al + O2 =

К + O2 =

Задание на “4”

Вставьте пропущенные вещества, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.

H2 + … = H2 S

Mg + CuCl2 = MgCl2 + ….

Задание на “3”

Расставьте коэффициенты и определите тип реакции.

Cu + O = CuO

Fe2 O3 + Al = Fe + Al2 O3

4. Итог урока. Выставление оценок

Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Презентация