Цели:
- Продолжить знакомство учащихся с качествами характера славян.
- Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
- Развивать устную речь, внимание, память, умение работать по учебнику.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать интерес к истории родины и родного края.
Оборудование:
- презентация Power Point, “Характер славянина”;
- кроссворд;
- иллюстрации с использование оружия и орудий труда;
- карточки;
- учебник Н.Ю. Виноградовой “Окружающий мир”; 3 кл. 2 часть 2008 г.;
- тетрадь Виноградовой Н.Ф., Поглазовой О.Т. “Учимся познавать мир” № 2.
Вид урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дан звонок, и все мы смело
Примемся уже за дело
Путь нелёгкий предстоит
В даль дорога уж бежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесёмся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за тысячу лет…
Какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
1) Работа по тетради №2 с. 11 задание № 24, 25.
Работа с пословицами.
Вы отметили пословицы, в которых говорится о любви человека к родной стране. (Дети зачитывают)
- Родина- мать, умей за неё постоять.
-Чужбина – калина, родина – малина .
- Чужого не желай, а своего не отдавай.
- Мала птица синица, да и та своё гнездо бережёт.
Почему ты так думаешь?
- О какой черте характера говорится в пословицах? (О преданности)
2) Подбери синонимы к словам.
Помощь-
Родина –
Труд –
Работа по рисункам детей (3-4 чел.)
3) Работа в парах - разгадывание кроссворда “Качества характера славян”.
Проверка первых пар (4 чел.)
4) Ответы на вопросы.
- Назовите качества характера славян.
- Когда славянам приходилось проявлять смелость и отвагу?
- Как славяне помогали друг другу? Приведите примеры
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими чертами характера.
(На доске карточка с названием качества характера славян)
Трудолюбие, доброта, смелость, взаимопомощь, хитрость, находчивость)
Все эти качества помогли нашим предкам выжить в таких трудных условиях.
III. Знакомство с новым материалом.
Слайд 1. Презентация
1. Русский историк Николай Карамзин говорил: “История предков всегда любопытна …”.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с качествами характера наших предков – славян. Узнаем во что и в кого они верили, как отдыхали и какие у них были праздники.
Учитель: О жизни наших предков мы можем узнать в нашем краеведческом музее г. Вольска. А что мы можем там увидеть? (Посуду, украшения, оружие, одежду и т.д.).
- У нас тоже производились раскопки и находили различные предметы быта. Кто, как и где их использовали славяне? (Учащимся раздаются иллюстрации с изображением оружия, орудий труда, украшения, посуда)
Задание: Соедини стрелками, что кому принадлежит.
Проверка взаимопроверка.
Ответ на вопрос “Как и где использовали их славяне?”. Слайд 2
1) Чтение и анализ текста “Славяне были гостеприимными”.
- Объясните, в чем проявляется такое качество характера, как гостеприимство. (Ответы детей)
- Прочитаем текст учебника на с. 38, вы узнаете, обладали ли этим качеством славяне.
(Дети читают)
- В чём проявлялось гостеприимство славян?
- Как понимаете старинное выражение: “Хозяйка угожестью всех затмила”?
Прочитаем отрывок из книги русского историка Н.М. Карамзина с. 38.
О какой черте характера славян говорится в нем? (Вывешивается карточка – гостеприимство, уважительность, хлебосольство)
2) Чтение и анализ текста “Как отдыхали?”. С. 39.
- Как вы понимаете пословицу “Делу - время, а потехе – час”?
- А сейчас мы узнаем как отдыхали славяне и что любили петь. (Дети читают)
Отвечают на вопросы:
Как отдыхали славяне?
Какие черты характерны славян? (Жизнерадостность, сострадание, милосердие, справедливость)
Наши предки очень любили петь и поэтому они сочиняли песни и в радости и в горе. Они помогали выжить в трудные времена.
IV. Физминутка
Дети исполняют песню “Ой блины мои блины, вы блиночки мои”.
Ученица вносит блины.
V . Продолжение изучения нового материала. Славянские боги и праздники. (Показ слайда)
1) Вот мы с вами и отдохнули под народную песню А знаете ли вы, что прежде чем приступить к работе наши предки обращались к богам. А как вы думаете почему? Сколько их было?
(Их было много. Наши предки были – язычниками.)
Как понимаете слово “язычники”? (По словарю с. 124: Язычники – люди, которые верят в существование множества богов.)
Слайд 3
2) Рассказ учителя.
- Как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца.
Как думаете почему? (Ответы детей) Показ слайда.
Солнце греет и кормит человека. Но бывало и так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, наступает голод.
А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. Показ слайда
Карточка “Суеверие” (зачитать по словарю).
3) Праздники славян.
Учитель: Чтобы Боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь празднике. В статье “Народные праздники” вы узнаете какие праздники и как отмечает русский народ и в честь кого.
- Главному богу - богу Солнца - славяне посвящали несколько праздников. Первый – в декабре, когда день перестает убывать. Следующий – масленица - это праздник проводов зимы и встреча весны.
- Какой праздник мы сейчас отмечает уже целую неделю? Что вы знаете об этом празднике?
Как называют каждый день недели?
Учитель: Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучело водили хороводы, а потом сжигали его на костре, встречая весну, славяне молили бога об урожае. На масленицу пекли блины - символ солнца. Как вы думаете, почему пекли блины? Как известно, “Масленица семь дней гуляет”. Масленица по церковному календарю до сих пор называется “сырной неделей”. Начинается она в понедельник. Каждый день праздника имеет свое название:
Понедельник – “Встреча”,
Вторник – “Заигрыши”,
Среда – “Лакомка” (“Перелом”),
Четверг – “Разгуляй” (“Широкий”),
Пятница – “Тещины вечера”,
Суббота – “Золовкины посиделки”,
Воскресенье – “Прощеный день”.
Рассказ о днях масленицы.
Первый день – “встреча”, гостей встречали, и масленицу тоже. Дети строили ледяные горки. Взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины, первый блин – нищим или для умерших на окошко. Ребятишки, скатываясь на салазках с гор, кричали: “Приехала Масленица! Приехала Масленица!” Девушки приносили на гору блины, клали их себе на голову, когда пели песни о Масленице. Парни отбирали у девушек эти блины и ели их.
В этот день изготовляли чучело Масленицы.
Второй день – “заигрыши”, в этот день начинаются самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых: “Масленица ставит молодых на показ”. По сути это были смотрины невест. Масленицу зазывали: “У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!”
В этот день любили одеться пострашнее: у кого богаче фантазия. Во второй день много пели, плясали.
В народной памяти сохранились древние обряды, связанные с этим днем. С горок скатывали горящие колеса, считая, что так укрепляют солнце. Носили по улицам в клетке на шесте живого петуха – птицу, посвященную солнцу.
Третий день – “лакомка”, готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и легкие. К блинам подавалась приправа – сметана, яйца, икра.
Четвертый день – “разгуляй”. Масленица набирала полную силу. Катались на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки. Ребятишки возили по деревням гулять Масленицу, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы.
Пятый день – “тещины вечера”, в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев: “Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом”.
Шестой день – “золовкины посиделки”. Золовка – это сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.
Седьмой день – “прощеный день”, или “целовальник”. Родственники и друзья шли друг к другу с “повиновением”, просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В этот день весело прощались с Масленицей, устраивая забавные “похороны”, причем Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.
Вывод: еще у древних славян был этот многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Она сохранила и принесла с собой те обычаи, без которых мы сейчас просто не мыслим себе ее празднование. Не смотря на то, что некоторые из основных символов русской Масленицы содержат далеко не русские корни, большинство населения считают исконно русским “старинный обычай Зиму-матушку проводить и Весну-красну встретить”.
Ласково называли Масленицу объедалой, блиноедой, круглой, румяной и белой. Не отпразднуешь ее сытно, не быть сытому и всему году. Каких только нежных слов не находили, обращаясь к Масленице: “Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сахарные уста, сладкая твоя речь; ясочка, кеточка, касаточка, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерная дочка, разгульная, широкая, веселая, честная, ты же моя перепелочка.
- Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, Проходил в ночь с 23 по 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки; водили хороводы, пели песни, в честь бога Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в воду и купались.
- Какой славянский праздник и сейчас широко празднуется?
- Отличается ли современная масленица от древнеславянской?
4) Просмотр рубрики “Картинная галерея”.
- Какие зимние забавы существовали у народов в современном мире?
- Рассмотрим картину В.И. Сурикова, на которой изображена зимняя спортивная игра “Взятие снежного города”.
Что проходило во время этой затеи?
Чтение вывода по учебнику с. 64.
VI. Рефлексия.
Узнал новое ____________
Задумались________
Хочу узнать _________
VII. Итог урока.
- Что вы узнали нового о славянах?
VIII. Домашнее задание
Прочитать текст на с. 38-39, 60-65.
Литература
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник. 3 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Виноградова Н.Ф., Поглазова О.Т. Учимся познавать мир: рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2002.
3. О.А. Исакова. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Катаева О.Ю. Урок окружающий мир “Памяти о прошлом” 3 класс. Фестиваль “Открытый урок” 2008-2009 уч. год.
5. Бурумбаева Г.К. Урок окружающего мира “Наши предки в далеком прошлом”. 3 класс. Фестиваль “Открытый урок” 2008-2009 уч.г.