Красота окружающего мира в поэзии и живописи

Разделы: Начальная школа


Учебные материалы:

  • УМК “ПНШ”. Учебник “Литературное чтение”1ч. Н.А. Чуракова.
  • Тетрадь для самостоятельных работ 1ч. О.В. Малаховская.
  • Учебник “ Русский язык” 2ч. М.Л. Каленчук.
  • С.И.Ожегов “Словарь русского языка”; карточка со словом красота; иллюстрации барсука, насекомых; цветные карандаши; лупы; музыкальный центр; кассета с записями музыкальных произведений “Волшебный, новый день” студия “Астерра” музыкальный редактор И. Попов.

Оформление: Панно “Осень” из травянистых растений и иллюстраций насекомых (кузнечик, бабочка, пчела…).

Время реализации: 45 минут.

Цели урока:

Познакомить детей с произведениями С.Серовой “Ландыш” ,

С.Козлова “Маленький кузнечик” и картиной художника Хиросиге “Тростник под снегом и дикая утка”; совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи; учить детей понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стихотворения; обеспечить эмоциональное восприятие произведений С.Серовой, C.Козлова, Хиросиге с помощью музыки из сборника “Волшебный, новый день” студия “Астерра” музыкальный редактор И. Попов; помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы через поэтическое слово, живопись и музыку.

Задачи:

– обсудить, какие картины нарисовал поэт словом;
– рассмотреть, в Музейном Доме картину художника Хиросиге “Тростник под снегом и дикая утка”;
– подвести детей к выводу, что поэты, музыканты и художники– очень наблюдательные люди;
– продолжить обсуждение мысли, что каждый человек может обнаружить в привычном красоту, если он будет заинтересованным и наблюдательным.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Знакомство с новым произведением.
  4. Проверка первичного восприятия первого произведения.
  5. Физминутка.
  6. Подготовка к восприятию нового произведения.
  7. Работа с новым произведением.
  8. Работа с картиной.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Снятие напряжения. Эмоциональный настрой на урок.)

Учитель (У.) Добрый день! И действительно добрый день: погода прекрасная, мы все вместе, гости в доме. Вы готовы работать и помогать друг другу?

Дети (Д.) Да.

У. И поэтому тоже добрый день. Улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация.

У. У Гостеприимного Барсука (рисунок) есть секрет. Он предлагает нам с вами самим найти и раскрыть его в ходе урока. Вы согласны?

Д. Да.

У. Без чего невозможна добрая, приятная жизнь на Земле?

Д. Без доброты, тепла, любви, красоты.

У. (Появляется слово КРАСОТА).

Какие ассоциации это слово у вас вызывает?

Что вы представляете, когда слышите это слово?

Д. Ответы детей. (Краски. Солнечный день. Лес. Осень. Закат. Река….)

У. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о красоте окружающего мира в поэзии и живописи.

3. Знакомство с новым произведением.

(Звучит лёгкая музыка.)

а). Самостоятельное знакомство со стихотворением Е. Серовой “Ландыш”.

У. Маша, Миша и Елена Серова приглашают посмотреть на чудо. Они нашли его в лесу. Прикоснитесь к этому чуду в тетради на с.26 №19.

Д. (Открывают тетрадь с 26 №19) Самостоятельное чтение.

У. Какую красоту увидела поэтесса? Что увидели вы? Что почувствовали? Как надо читать это стихотворение?

Д. Ответы детей.

У. Есть слова, смысл которых вы хотели бы уточнить?

4. Проверка первичного восприятия первого произведения.

б). Выразительное чтение .

У. Гостеприимный Барсук пожелал послушать ваше чтение и увидеть картину вашего ландыша..

(Чтение 2-3 детьми). Оценивание голосовых картин детьми .

У. Я увидела ландыш таким: (чтение произведения учителем).

в). Проверка первоначального восприятия. Работа с вопросами после стихотворения.

У. Какой же вопрос волнует Гостеприимного Барсука?

Д. Кто может услышать, как звенит ландыш?

У. С чьим мнением вы согласны? (т с 26) подчеркните строки нужным цветом.

Д. С мнением Миши: “Тот, кто видит, замечает красоту”.

У. Мы сейчас эту красоту покажем. Все встали удобно. Текст хорошо виден.

5. Физминутка.

(Хоровое (выразительное) чтение детьми стихотворения “Ландыш” Е.Серовой на фоне музыки, используя мимику и жесты.)

г). Работа с цветом.

У. Музыку слушали, увидели ландыш.

Раскрасьте стебелёк и лист ландыша (иллюстрация в тетради). Раскрасьте 2-3 цветка, чтобы у ландыша были яркие, красивые друзья.

Д. (Дети раскрашивают рисунок).

д). Сообщения.

У. Есть ли среди вас Любознайки, которые что– то интересное нашли о ландыше?

Д. Сообщения детей о цветке. (Красота бывает ядовитой).

е). Выборочное чтение.

У. Как вы думаете, у Барсука какое настроение от такого стихотворения? Что бы он сделал? (Можно процитировать из других произведений).

Д. (Учебник с. 100. )“Надул свой толстый живот. Давай колотить от восторга по нему лапами, как по барабану, так что гул пошёл кругом”

6. Подготовка к восприятию стихотворения С.Козлова “Маленький кузнечик”.

У. с. 102. “И сразу, по команде, запели, зазвенели, застрекотали в саду все сверчки и цикады – ни дать, ни взять, целый оркестр заиграл”.

Слышите звуки оркестра? В этот добрый день представитель оркестра приглашает нас к себе в гости. Тишину и красоту окружающего мира мы нарушать не будем. Закрыли глаза (играет музыка, открывается панно).

Д. Открывают глаза, рассматривают картину..

У. Выразите свои ощущения мимикой, жестами (без слов).

Выразите свои ощущения одним словом.

Д. Красота. Великолепно. Чудо. Мечта. Волшебство. Сказочно….

7. Работа с произведением С. Козлова “Маленький кузнечик”.

У. Сергей Козлов увидел такую картину: …(учитель читает отрывок из стихотворения “Маленький кузнечик” ( тетрадь стр. 27).

а). Проверка первичного восприятия.

У. Есть слова, смысл которых вы хотели бы уточнить?

У. Каким предстал перед вами кузнечик?

Д. Добрый, со светлой душой, щедрый, творящий красоту….

б). Выборочное чтение.

У. Кузнечик создал красоту звуками. Поэт нарисовал картину словами.

Какими словами поэт описывает музыку, которую играл кузнечик? (Перечитайте, закрасьте жёлтым цветом.)

Д. Зачитывают второе четверостишие.

У. Почему жёлтый цвет выбрали?

Д. Жёлтый цвет тёплый, похож на солнечные лучи.

У. Как музыка действовала на тех, кто её слушал?

Д. Заслушались, забыли про дела (зачитывают третье четверостишие). Почувствовали себя счастливыми (четвёртое четверостишие).

в). Работа с цветом. Сообщения.

(Рисунок в тетради)

У. Что видите на рисунке т. с. 27? Оживите главного героя (раскрасьте).

Что Любознайки узнали о кузнечиках? Есть информация?

Д. Сообщения детей.

У. У кузнечика синяя шляпка, у мышки красная, у улитки венок из ваших цветов, бабочка – ваша. (Сообщения Любознаек о бабочках).

г). Самостоятельная работа по вариантам.

У. Самостоятельно прочитать 1в.– первое четверостишие, 2в-второе четверостишие , 3в-третье четверостишие, последнее четверостишие – все. Послушайте чтение друг друга. (Работа в парах).

Д. Чтение своей части в паре.

У. Гостеприимный Барсук желает послушать хоровое чтение всего произведения.

Д. Чтение вслух по вариантам всего стихотворения.

У. Молодцы. Передали голосом картину, которую словами “нарисовал” С. Козлов.

8. Работа с картиной.

Картина художника Хиросиге “Тростник под снегом и дикая утка”.

а). Подготовка к восприятию.

У. Глаза закрыли и оказались в гостях в чайном домике. Открываем глаза и оказываемся там. (учебник с. 108). Ощутили красоту?

Д. Ответы детей.

У. Что заметили?

Д. Нужен толковый словарь.

У. Найдите значение слова в словаре. (Русский язык 2ч.)

Д. Зачитывают значение слова свиток.

б). Детальное восприятие картины.

У. Найдите в Музейном Доме свиток художника Хиросиге “Тростник под снегом и дикая утка). Рассмотрите картину. Мысленно зайдите в неё. Что увидели? Что почувствовали? Что ощутили?

Д. Ответы учеников. (Холодно. Свежо. Снегом пахнет. Грустная уточка…)

У. – Какая часть реки говорит о том, что было тепло совсем недавно?

– Какая часть реки предупреждает, что впереди зима?

– Снег прошёл или продолжает идти?

– На что похожи стебли и листья тростника? (на лапы паука, схватившего уточку).

– Рассмотрите внимательнее уточку. Что скажете об оперении?

– Её можно назвать красавицей?

– Когда уточке лучше – летом или зимой? (Глаза говорят о том, что ей грустно и страшно).

Д. Ответы детей.

У. Рассмотрите печати в правом нижнем углу. Вы знаете что они обозначают?

Д. Высказывают предположения.

У. Гостеприимный Барсук в учебнике на с. 110 объясняет что обозначают эти значки.

Д. Зачитывают нужные фрагменты.

9. Домашнее задание.

По дороге домой постарайтесь найти необычное в обычном. Ведь даже небо не бывает одинаковым.

Тетрадь стр.26-27– выучить любое стихотворение, которое понравилось.

10. Итог:

У. Какой секрет Гостеприимного Барсука вы открыли?

К какому выводу о красоте пришли?

Д. Счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом! В том, что совсем рядом.

У. Нам удалось сегодня стать счастливее?

Д. Да, мы подмечаем красоту в самом простом.