Мамин платок. Урок изобразительного искусства. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: нарисовать платок с цветочным рисунком.

Задачи:

  • знакомство детей с народным промыслом “Павловские платки”;
  • развитие эстетического восприятия, творческой фантазии в украшении платка;
  • формирование знания и умения по росписи платка;
  • воспитание любви к народному творчеству.

Оборудование:

(для учителя)

Раскладушка “Узоры на Павловских шалях”, иллюстрации, образцы элементов росписи цветов, платки. Видеофильм “Плат узорчатый”, видеомагнитофон, компьютер, таблицы украшения платков, платки накрахмаленные.

(для учащихся)

Клеенки, кисти, палитра, гуашь, банки для воды, тряпочки. Учебник “Искусство вокруг нас” 3класс, тетрадь “Твоя мастерская” 3-й класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

На партах лежат: клеенки, гуашь, кисти, палитра, тряпочка. Стоит банка с водой. Учебник, тетрадь, накрахмаленные платки.

2. Сообщение целей урока.

– Сегодня у нас необычный урок рисования.

Мы сегодня отправимся в путешествие в город Павловский Посад. Во время путешествия вы должны нарисовать платки для своих мам, которые должны быть интересными и красивыми. Будьте внимательны аккуратны.

II. Беседа.

– Сегодня мы побываем на выставке, на какой, вы узнаете – отгадав загадку.

Разноцветные цветы

Расцвели на ткани.
Напечатаны они –
Умелыми руками.
В целом мире мы известны,
Знает нас любой знаток,
Этот сувенир чудесный
Значит … (Павловский платок)

Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания

Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на волосах.

Спрос на платки был огромным. Нарядный плат сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сейчас.

(С. 30 учебник, рисунок 1)

А выпускает эти знаменитые во всем мире Павловские шали фабрика, которая находится в городе Павловский Посад в московской области.

– Сегодня мы познакомимся с народным промыслом изготовления Павловских платков.

– Скажите, что такое платок?

(Это предмет одежды, квадратной формы, который повязывают на голове, накидывают на плечи, носят в кармане, в рука).

III. Просмотр видеофильма.

Давайте посмотрим видеофильм “Плат узорчатый” и понаблюдаем, как работает над платом мастер.

– Во время просмотра фильма вы познакомитесь с новыми словами.

(Словарная работа – на доске)

Мануфактура – ручное производство, рукоделие.

Набойка – нанесение узора на ткань с помощью плоских резных форм.

Фабрика – место, где изготавливают платки.

Задание:

1. Запомните, как изготавливают Павловские платки.

2. Что является украшением Павловских платков.

Комментарии во время просмотра видеофильма.

На невероятно длинном столе в современном цехе печати умещается лента ткани равная 19 платкам, размер ткани 1м 48 см на 1м 48 см. каждое полотнище мастера красят 3ч. 30 мин.

Затем сушат, повесив. Это ручная работа.

– Есть механический способ – когда печатают на станке. Сколько надо цветов на платке, т.е. сколько их задумал художник – столько надо и трафаретов.

IV. Выставка платков.

– Мы на выставке платков. Вглядитесь, ребята, в платки. Что в них особенного?

(Видим цветы, т.е. – цветочный рисунок)

– На уроке труда вы украшали платки – каким рисунком?

– цветочный рисунок;

– геометрический рисунок;

Значит, на платке может быть:

– цветочный рисунок;

– геометрический рисунок;

– тематический рисунок (например: история).)

– Давайте рассмотрим платки в учебнике (с. 31) и выберем платок для:

  • бабушки;
  • мамы;
  • девочки

Поле платка не сохранило первоначальный черный цвет – его красят и красным, синим, зеленым, бордовым, оставляют белым.

– Главная героиня Павловского платка – роза. Но мы можем встретить и другие цветы :ромашки, астры, ирисы, маки, лилии, гладиолусы, подснежники, гроздья рябины, колокольчики, незабудки. Видим различный растительный орнамент – листья (иллюстрации).

– Сейчас давайте рассмотрим различные композиционные узоры на цветном поле платка.

1. Кайма (с 31 учебник)

Если кайма широкая, то середина платка заполнена мелким рисунком.

Противоположные углы.

Кайма выполняется вдоль сторон квадрата. Кайма может быть широкой или узкой. При этом центр оформляется мелким, геометрическим рисунком,

Противоположные углы – оформляются систематичным мотивом, остальное, мелким рисунком.

2. Разные углы (один угол).

По диагонали – все одним рисунком.

Разные углы – разными рисунками.

3. Все углы. Центр платка.

1. При этом кайма может быть, но может и отсутствовать.

Дети, давайте, обратим внимание на цветовое решение.

  1. Рисунок платка может быть оформлен в теплой цветовой гамме.
  2. В холодной цветовой гамме.
  3. Но может быть оформлен контрастными цветами.

Физминутка

Цветы

Движения

Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы
Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки:
Тихо засыпают, головой качают.
Наклоны
Поливают цветы
Считают
Руки в стороны
Плавное раскрытие пальцев
Плавные движения рукам перед собой
Плавное закрытие
И опускают вниз руки

V. Инструктаж.

Приготовьте гуашь. Положите перед собой платки. Вы должны изготовить нарядный платок для мамы. Наносить рисунок будете сразу кистью без предварительной разметки. Будьте очень внимательны и аккуратны.

VI. Самостоятельная работа.

– Дети выполняют сразу в цвете.

VII. Анализ работы.

На белом фоне красивые цветы:
Лилии, маки, ромашки, подснежники,
Глазки лукавые, листики нежные
Ими повязаны головы женские.

– Давайте рассмотрим ваши работы.

Что получилось хорошо, как можно исправить недочеты.

VIII. Итог.

– Учениками, какого народного промысла вы были?

– Что особенно интересного узнали на уроке?

– Давайте рассмотрим ваши работы и полюбуемся платками. Оценки.

IX. Домашнее задание

1. В рабочей тетради задание с.10.

2.Учебник с 30-33 ответы на вопросы. Кому будут принадлежать эти платки?

Литература

  1. В.И. Даль “Толковый словарь” т. 4; т.3 –М: Русский язык, 1990 г.
  2. В.Г. Каменева “Праздник русского платка” журнал “Читаем, учимся, играем” № 4; 2003 г. (с.23-26).
  3. К. Соловьева “Плат узорный”; журнал “Мир вокруг нас” (с.23-25)
  4. Цветы России – на ваших плечах: Буклет – АО “Павловская мануфактура”: 2002 – (Шали почтой).
  5. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Г.Е. Гуров “Твоя мастерская”
  6. Б.М. Неменский “Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для начальной школы” 3 класс.
  7. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. “Искусство вокруг нас” учебник по ИЗО 3 класс. – Просвещение 2005 г.
  8. О.В. Островская “Уроки изобразительного искусства в начальной школе” – 1-4 класс (пособие для учителя) Москва: “Владос”, 2003 г.
  9. Видеокассета “Народные промыслы”, “Плат узорный” (Видеообразование для народного образования.) Центрнаучфильм. Студия “Кварт” Москва.