Цели урока:
- продолжить знакомство с растениями ближайшего природного окружения.
- закрепить знания о правилах поведения детей в природе, направленные на её сбережение
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление учащихся о многообразии лекарственных растений;
- обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.
Развивающие:
Воспитательные:
- воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование:
- компьютер; проектор с экраном;
- гербарий;
- плакаты: “Будьте активными защитниками природной среды!” и “Сохранить природу – сохранить жизнь!”;
- иллюстрации;
Ход урока
I. Организационный момент.
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
– Сегодня мы продолжаем нашу работу по разделу “Эта удивительная природа”. Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”. Сегодня мы поговорим об удивительном мире растений.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Закройте глаза. Играем в “День и ночь”. Кого я коснусь, тот встает и отвечает на мой вопрос.
1)Что обозначает слово растение?
2) Много ли растений на Земле?
3) Что относится к растениям?
4) Как называются растения, полезные для здоровья?
5) Почему они так называются?
– На вопросы вы отвечали так, как могли, и убедились, что пока еще очень мало знаете о наших растениях. А ведь они повсюду.
III. Работа по теме урока.
Учитель. Отгадайте загадки.
- Дышит, растет, а ходить не может
- Что называют “зеленой одеждой земли?”
- Назови одним словом: деревья, кустарники, травы, цветы.
Ученики. Ответ: Растения.
Учитель. Богат и разнообразен растительный мир нашей Родины. Множество удивительных растений можно встретить на ее территории. Народ издавна наблюдал за красотой цветов.
– Вспомните сказку “Каменный цветок”. Кто ее написал?
(Эту сказку написал Павел Бажов).
– А сказку об удивительном, волшебном цветке?
(Учитель показывает книжку С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” и читает небольшие отрывки).
– Что же такое цветок?
– Заглянем в толковый словарь русского языка.
“Цветок – часть растения, на котором образуется плод, а также само растение”.
– Но нам хочется знать больше о растениях. Мы хотим знать названия цветов, нам интересно их рассматривать, нас привлекают их запахи.
(На доске предлагаются изображения различных цветов: колокольчик, ландыш, ветреница).
– К какой группе они относятся? ( К группе цветковых растений).
– Какие чувства вызывают у вас цветы? (Радость, восхищение).
– Часто жертвами нашей “любви” к цветам стали не только редкие растения, но и массовые виды. Многие из них занесены в Красную книгу.
Лесной цветок ландыш постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом.
Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.
– Назовите их? (Розы, тюльпаны, нарциссы…)
– Эти цветы создал человек, для того чтобы украсить сады, парки, скверы. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
IV. Практическая работа. Работа с гербарием.
Учитель. Я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения? Найдите в гербарии лекарственные растения. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку?
Дети. Подорожник, липа, зверобой, береза, крапива.( Показ лекарственных растений)
Ученик.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения.
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Учитель. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы.(Липовый цвет, корень жень-шень – 1кг – стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои.
– Вспомнить правила, которые нужно знать, чтобы сохранить растения и посмотрим ваши рисунки, которые доказывают, что нельзя делать, бывая в лесу. Приложение1.
- Не резать кору деревьев!
- Не разжигать костер в лесу без взрослых. Не бить стекло в лесу.
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не вырубать, не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы.
– Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.
– Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш и другие).
Ученик.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляют нам каждое лето.
Учитель. Ребята, случалось ли вам натереть ногу в пути? Как облегчить боль? Листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (Листья подорожника.)
1-й ученик.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг.
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
2-й ученик.
Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
3-й ученик.
Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб)
(Сообщение о лекарственных растениях.) Приложение2.
Молодцы, ребята! Вы, очень много знаете лекарственных растений.
Ученик.
Лес не только для забавы
Он богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Все растенья надо знать
Их беречь и охранять
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель. В конце нашего занятия Солнышко предлагает вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)
- Знаешь ли ты деревья и кустарники родного края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
- Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой – растения.
- Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое растение.
Молодцы, ребята, Солнышко благодарит вас за работу.
VI. Рефлексия.
Учитель. Ребята, давайте повторим правила друзей природы.
- Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
- В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
VII. Домашнее задание творческого характера
.- Придумай фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.
- Оформи для своих младших товарищей книжку – малышку “Берегите лекарственные растения!" На первой странице напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли говорить.