"Охрана растений". Программа "Школа России"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели урока:

  • продолжить знакомство с растениями ближайшего природного окружения.
  • закрепить знания о правилах поведения детей в природе, направленные на её сбережение

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представление учащихся о многообразии лекарственных растений;
  • обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес у учащихся, наблюдательность и мышление, творческие способности;
  • развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование:

  • компьютер; проектор с экраном;
  • гербарий;
  • плакаты: “Будьте активными защитниками природной среды!” и “Сохранить природу – сохранить жизнь!”;
  • иллюстрации;

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!

– Сегодня мы продолжаем нашу работу по разделу “Эта удивительная природа”. Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”. Сегодня мы поговорим об удивительном мире растений.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Закройте глаза. Играем в “День и ночь”. Кого я коснусь, тот встает и отвечает на мой вопрос.

1)Что обозначает слово растение?

2) Много ли растений на Земле?

3) Что относится к растениям?

4) Как называются растения, полезные для здоровья?

5) Почему они так называются?

– На вопросы вы отвечали так, как могли, и убедились, что пока еще очень мало знаете о наших растениях. А ведь они повсюду.

III. Работа по теме урока.

Учитель. Отгадайте загадки.

  1. Дышит, растет, а ходить не может
  2. Что называют “зеленой одеждой земли?”
  3. Назови одним словом: деревья, кустарники, травы, цветы.

Ученики. Ответ: Растения.

Учитель. Богат и разнообразен растительный мир нашей Родины. Множество удивительных растений можно встретить на ее территории. Народ издавна наблюдал за красотой цветов.

– Вспомните сказку “Каменный цветок”. Кто ее написал?

(Эту сказку написал Павел Бажов).

– А сказку об удивительном, волшебном цветке?

(Учитель показывает книжку С.Т. Аксакова “Аленький цветочек” и читает небольшие отрывки).

– Что же такое цветок?

– Заглянем в толковый словарь русского языка.

“Цветок – часть растения, на котором образуется плод, а также само растение”.

– Но нам хочется знать больше о растениях. Мы хотим знать названия цветов, нам интересно их рассматривать, нас привлекают их запахи.

(На доске предлагаются изображения различных цветов: колокольчик, ландыш, ветреница).

– К какой группе они относятся? ( К группе цветковых растений).

– Какие чувства вызывают у вас цветы? (Радость, восхищение).

– Часто жертвами нашей “любви” к цветам стали не только редкие растения, но и массовые виды. Многие из них занесены в Красную книгу.

Лесной цветок ландыш постепенно исчезает из наших лесов из-за невежественного отношения к нему людей. Собирать букеты из ландышей и продавать их запрещено законом.

Есть цветы, которые люди вывели упорным и долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы.

– Назовите их? (Розы, тюльпаны, нарциссы…)

– Эти цветы создал человек, для того чтобы украсить сады, парки, скверы. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

IV. Практическая работа. Работа с гербарием.

Учитель. Я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения? Найдите в гербарии лекарственные растения. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку?

Дети. Подорожник, липа, зверобой, береза, крапива.( Показ лекарственных растений)

Ученик.

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения.
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Учитель. Лес дает человеку лекарственные травы и цветы.(Липовый цвет, корень жень-шень – 1кг – стоит автомобиля), грибы, ягоды, орехи, масло. Крапива полезна, из нее варят вкусные щи, делают лечебные кровоостанавливающие настои.

– Вспомнить правила, которые нужно знать, чтобы сохранить растения и посмотрим ваши рисунки, которые доказывают, что нельзя делать, бывая в лесу. Приложение1.

  1. Не резать кору деревьев!
  2. Не разжигать костер в лесу без взрослых. Не бить стекло в лесу.
  3. Не оставлять мусор в лесу.
  4. Не вырубать, не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы.

– Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.

– Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш и другие).

Ученик.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляют нам каждое лето.

Учитель. Ребята, случалось ли вам натереть ногу в пути? Как облегчить боль? Листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (Листья подорожника.)

1-й ученик.

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг.
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

2-й ученик.

Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

3-й ученик.

Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб)

(Сообщение о лекарственных растениях.) Приложение2.

Молодцы, ребята! Вы, очень много знаете лекарственных растений.

Ученик.

Лес не только для забавы
Он богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Все растенья надо знать
Их беречь и охранять
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель. В конце нашего занятия Солнышко предлагает вам сыграть в интересные игры на знание природы. (Работа в группах)

  1. Знаешь ли ты деревья и кустарники родного края? (Раздаются букеты, листья, цветы, за 3 минуты должны угадать названия растений.)
  2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет птицу, другой – растения.
  3. Веселые художники. С закрытыми глазами нарисовать хорошо знакомое растение.

Молодцы, ребята, Солнышко благодарит вас за работу.

VI. Рефлексия.

Учитель. Ребята, давайте повторим правила друзей природы.

  1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
  2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
  3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
  4.  

VII. Домашнее задание творческого характера.

  1. Придумай фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.
  2. Оформи для своих младших товарищей книжку – малышку “Берегите лекарственные растения!" На первой странице напиши, что сказали бы растения ребятам, если бы могли говорить.