Цели:
Ход урока
I. Организация. Сообщение темы урока, его целей
Тема нашего урока: “Выражение целей, намерений человека через конструкцию и украшение”.
Цель: Будем учиться воспринимать окружающую жизнь: прекрасное и безобразное; творчески пользоваться собственной фантазией; закреплять навыки пользоваться художественными материалами – цветными мелками; инструментами – белой бумагой, ножницами.
II. Вступление
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем.
(“Воздушный корабль” М.Лермонтов)
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по морю-океану.
- Путешествие начнем с истории средств передвижения по воде. С каких же средств началось передвижение?
- Посмотрите на данные средства передвижения и назовите их во время чтения рассказа в нужном месте:
1. В глубокой древности мостов не было. Большие реки преграждали дороги. Но вот заметили: реку можно переплыть на ….. (бревне). Подгребай ладонями, да смотри не перевернись.
2. А потом придумали: привязали бревно к бревну. А к этому бревну еще бревно. И получился ….. (плот). Устойчивый, только тяжелый. Ладонями его с места не сдвинешь. Стали от дна отталкиваться длинным ….. (шестом).
3. Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась первая …. (лодка) – долбленка. Можно двигать лодку шестом, но удобнее широким …. (веслом). На лодке мог быть один гребец или несколько.
4. Проходит время и люди поняли: лодка и без весел может плавать, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами … (парусами), прикрепленными к распоркам – мачтам и реям. А чтобы вода через край не заливалась – стали доски прибивать по бокам. Так постепенно научились строить большие корабли.
Работа со словарем:
- шест – длинная палка;
- долбленка – первая лодка;
- мачта – парус;
- рея – поперечный брус на мачтах судов;
- носовая часть – передняя часть палубы;
- корма – задняя часть судна;
- трюм – место для груза, внутренние помещения;
- каюты – отдельные комнаты на судне.
- Посмотрите на карточку, на которой даны изображения парусников, начиная с древнейших египетских и, кончая современными (карточки лежат на партах у каждого ученика). Приложение 1.
- Найдите парусник под № 10. Прочитайте название. Кочи можно назвать тружениками северных морей.
- № 11. “Полтава” была первым линейным (большим военным) кораблем. В строительстве принимал участие Петр I, который считается основателем русского кораблестроения. (Портрет)
- № 12. На корабле “Святой Павел” держал свой флаг адмирал Ушаков. (Портрет)
- К уроку вы приготовили сообщения о Петре I и адмирале Ушакове. Расскажите об этих выдающихся личностях России (предварительно класс был разделен на две группы, каждый ученик в группе готовил свое сообщение).
- № 15. Фрегат “Паллада” (трехмачтовый военный корабль) прославился своим кругосветным плаванием на Дальний Восток в 19 веке.
- Сравните древние (первые) египетские парусники и более современные.
- Подумайте, а в наше время есть парусники?
- Да. Это учебные и научные суда. Учебный барк “Крузенштерн” - один из крупнейших современных парусников. Во Владивостоке – учебные парусники “Паллада” и “Надежда”, на которых лучшие курсанты военно-морских учебных заведений уходят в кругосветное плавание.
- А теперь давайте еще раз вспомним тему нашего урока.
III. Подготовка к практической работе
(Грамм.запись. Отрывок из “Сказки о царе Салтане”)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?
- Флот царя Салтана идет в гости к князю Гвидону. (Иллюстрация)
- Как вы думаете, какой это флот по внешнему виду? (Праздничный, нарядный, добрый, радостный).
- Наперерез торговым кораблям Салтана вышел флот пиратов. Пираты – кто это? (Морские разбойники)
- Как вы думаете, их флот по внешнему виду будет какой? (Не праздничные, а хищные, устрашающие).
- Для каких целей он предназначен?
- Конструкция (т.е. постройка), украшения помогают человеку выразить свои намерения, сообщить о них другим. (Хочу устрашить! – Хочу радовать!). Приложение 2.
Плакат – распределить суда на добрые и разбойные.
- Но злой волшебник стер все формы и краски. Корабли нельзя различить. Приложение 3.
IV. Практическая работа
- Ваша задача: помочь мастеру постройки и мастеру украшения раскрыть намерения каждого флота с помощью конструкций кораблей и их украшений (цвет, орнамент и т.д.)
- Продумайте каждый из вас форму корабля-парусника, украшение, а затем сформируйте флот с добрыми намерениями и флот пиратов. На выбор! Кто-то конструирует добрый флот, кто-то – злой.
Техника безопасности при работе с ножницами.
V. Формирование двух флотов
Каждый ребенок выходит к доске со своим парусником и прикрепляет его к нужному флоту. Приложение 4.
VI. Подведение итогов
- Мы справились с задачей урока?
- Построили корабли?
- Смогли выразить цели, намерения человека? Через что?