Новые образовательные стандарты и программы по природоведению, естествознанию, экологии предусматривают введение в образовательный процесс материалов краеведческого характера. Однако большая часть данных, касающихся животного и растительного мира своего края. Загрязнение среды промышленными выбросами и воздействие на живую природу, зачастую недоступны учителям т.к. проводятся в основном в ведомственных отчетах, научных статьях, сборниках. Найти и обработать такой материал в приемлемом варианте. Особенно для детей начальной школы, очень трудно.
Экологические катастрофы прошедших 3–5 лет доказали необходимость введения вопросов краеведения в образовательные стандарты уже с начальной школы. И не в форме факультативных и кружковых занятий.
Формирование экологического сознания и поведения одно из главнейших направлений в преодолении экологической проблемы, которые стоят не только перед страной, но и всей планетой.
Именно привлечение научного эколого-краеведческого подхода позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления с природой на эколого-краеведческое образование. Это позволит формированию экологической, краеведческой, этнической культуры обучающихся, уже с начальной школы будет способствовать так же изменению в подготовке учителей начальных классов в ВУЗАХ. Это превратит уроки по программе “Природоведение” в более разнообразные и интересные уроки экологического краеведения.
Значение природы в жизни человека чрезвычайно велико. Природа дает человеку все необходимое: пищу, одежду, лекарство, строительные материалы для жилья. Познавая природу, открывая ее законы, человек использует полученные знания в своей жизни и деятельности. Наблюдая и познавая природу, человек становится добрее к другим и ко всему, черпает вдохновение для создания произведений искусства.
Трудности при освоении темы по эколого-краеведческому образованию встречаются в основном при определении сфер влияния природы на человека. Зачастую дети рассматривают значение природы в жизни человека с точки зрения потребителя, то есть выделяют только материальный аспект. Поэтому нужно чаще обращать внимание ребенка на красоту природы родного края, предлагать слушать звуки в окружающей его природе, соотносить эти звуки с произведениями родных его краю писателей, поэтов и композиторов, посвященных природе.
Например: Чтобы проверить понял ли ребенок, как влияет природа на жизнь человека в его области, можно использовать следующие вопросы и задания при изучении темы растительный мир:
- Какие породы деревьев произрастают в ваших лесах и какую пользу оказывают эти породы деревьев для человека?
- Как охраняются данные породы деревьев в вашей местности, и какова твоя роль в этой охране?
- Кто из русских художников, писателей, поэтов или художников, писателей, поэтов твоего края изобразил деревья твоей области в своих произведениях ?
- Какие животные занесены в Красную книгу твоей области?
- Какие лекарственные растения используют в твоей семье, собирают на территории твоего района?
Такие тестовые задания можно придумать достаточно много, тем более что дети очень охотно их выполняют, потому что материал им знаком, доступен, понятен.
Кроме понимания того, как природа влияет на человека, необходимо уяснить и влияние человека на природу. Известно, что роль человека может быть как положительной, так и отрицательной.
Положительная роль: человек стареется сохранить природные богатства, которые нас окружают, защитить хрупкий мир природы.
Отрицательная роль: человек загрязняет окружающую среду, уничтожает растения и животных.
Необходимо предложить ребенку нарисовать несколько картинок, на которых будут изображены положительное и отрицательное отношение человека к природе, составить по ним рассказ, или нарисовать запрещающие знаки поведения человека в природе. Очень хорошо, если ребенок изобразит отрицательное отношение к неправильному поведению в природе (например разорение гнезд, муравейников, пожар, мусор после пикника в лесу и т.д.).
Большую роль играет в эколого-краеведческом образовании изучении народного календаря во все времена года, привязанного к данной местности и данным природным и погодным условиям. Дети должны знать в какое время года на территории его края происходят посадки урожая и как влияет погода и климат на созревание и сбор сельскохозяйственных культур. Какими основными отраслями сельского хозяйства занимается население родного края, какие отрасли промышленности развиты в его родном краю и какой вклад несет его родной регион, область, край, район, во вклад всей страны. Это имеет и огромное нравственное значение для ребенка, учит его беречь и сохранять природу родного края, гордиться достижениями своих земляков и по-своему вносить посильный вклад в эколого- краеведческую деятельность.
Любовь к родной природе - драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних детских лет. И взращивается не призывами. Полюбить природу можно, лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение.
Кроме всего прочего, эколого-краеведческое образование способствует развитию наблюдательности. Это драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающей среде, воспринимать богатые краски мира природы, правильно строить свои отношения с другими людьми. Наблюдательность тесно связана со многими качествами личности. Она как бы впитывает в себя пытливость, любознательность и внимание. Наблюдательный человек больше увидит, больше запомнит, а значит, и больше узнает. Исходя из приобретенных знаний, такой человек во-время может среагировать в критических ситуациях, может предугадать природные катастрофы и поможет другим в трудный момент.
Развитие наблюдательности идет повседневно; для неё не отведешь каких-либо специальных часов. Как и во всяком серьезном деле, здесь должна быть своя система. Но это не значит, что она должна представлять из себя что-то сухое, надоедливое и скучное. Напротив, она должна опираться на эмоциональное начало, порождающее у ребенка удивление, восхищение, радость от пережитого, желание новых встреч. И здесь невозможно переоценить значение встреч ребенка с природой родного ему края.
Выйти на поляну знакомого ему с детства леса, посмотреть как таинственна зовущая в лесную глушь даль этого леса, отнести гостинец лесным зверькам, да еще придумать им имена, разве у такого ребенка поднимется рука на уничтожение родной природы. Радость встречи с живым существом, пусть даже с мышонком, надолго останется в памяти детей.
Разумеется, дети живущие в сельской местности, естественно, раньше и полнее схватывают эту гармонию. Но и городской школе есть в этом отношении кое-какие возможности. Природа ведь входит и городской дом - в виде городских парков, скверов, в виде декоративных цветов в квартирах, аквариумных рыбок, домашних певчих птиц. И это тоже дает простор наблюдательности.
С наблюдательностью тесно связана любознательность. Она и побуждает развитие наблюдательности, и как бы питается ею, а так же способствует формированию логического мышления. Увиденное рядом, дома, в своем городе вызывает немало вопросов: “Что это? Зачем оно? Какое оно? Для чего оно? и наконец Почему?”.
Ответы на данные вопросы ребенок может найти в своем творчестве. Жизненный опыт детей и их творческая фантазия привлекаются для работы на уроках трудового обучения. Это еще один аргумент в пользу эколого-краеведческого образования. Дети охотно опираются на образы родной природы. Различают природные материалы будят творческую фантазию, находят оригинальные конструктивные решения. Тут есть еще один важный с воспитательной точки зрения момент. Сделав несколько таких поделок, наши дети обязательно поймут, как высоко может быть оценен их труд, как приятно своим трудом и вниманием к ближнему приносить радость людям.
Природа гармонична. В ней все взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Эмоционально-образное восприятие природы издавна находило выражение в народном творчестве. Знание этнических особенностей народов своего края, их быта, обычаев, культуры поможет ребенку сделать правильный выбор в жизни. Как говорится в народной мудрости “Где родился, там и пригодился ”. Об этой слитности человека и природы родного края, можно судить по выдающимся классикам русской живописи и литературы.
В чем же заключается этнокомпонент? Оказывается, он красной нитью должен проходить через все уроки эколого-краеведческого образования, интегрировано вплетаться в уроки чтения, истории. Большую роль при этом уделять изучению обычаям коренных жителей данной местности, их языку, речи, общению, внешнему виду. И тогда наверное с большим удовольствием и даже удивлением услышим от своих детей не привычное “В-А-У, СУПЕР”, а более приятное и знакомое “ВЕЛИКОЛЕПНО”.
Маленький школьник далеко не безучастен к делам и заботам своей малой родины. Он может и должен принять посильное участие в том, чтобы сделать её богаче и прекрасней. Для воспитания действенного патриотизма очень важно организовать посильные для детей дела по охране природы. А это возможно только при введении в курс начального обучения предмета экологическое краеведение.