Занятие в средней группе по развитию речи "Космическое путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели урока: Сформировать у детей элементарные представления о космосе. Учить детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. Учить объединяться в игре, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и картинок,
– проведение беседы о космосе,
– загадывание загадок,
– рисование ракеты цветными мелками,
– чтение стихотворений (С. Есенин “Звёзды”, И. Бунин “Огни небес”, А. Лугарёва “Космический сон”),
разучивание пальчиковой гимнастики “ На ракете улетим ”,
– выкладывание из счетных палочек ракеты, звезды.

Материал: Карточки, счётные палочки (на каждого ребёнка), воздушные шары.

Ход занятия

– Ребята, поздравляю вас с наступающим праздником-днем космонавтики!

– Кто летает в космос? (космонавты)

– Кто был первым космонавтом? (Ю.А.Гагарин)

– Как вы думаете, как можно назвать космонавтов, какие они? (бесстрашные, смелые, отважные, героические)

– Какое они совершают путешествие? (космическое)

– На чем летают они в космос? (на ракете)

– Что можно увидеть в космосе? (звезды, солнце, комету, другие планеты)

– А мы, на какой живем планете? (планета Земля)

– А у планеты Земля есть сестра, она вертится вокруг неё. Догадались кто она?

Отгадайте загадку:

Ночь приходит – она всходит.
В небе сияет, тьму разгоняет. (Луна)

– Ребята, а давай те с вами, выполним упражнение, которое называется “Спутник Земли”.

Каждый выберет себе пару. Один будет изображать Землю, другой – Луну. Луна вращается вокруг Земли, а Земля в это же время вокруг своей оси, то есть вокруг себя.

(Дети под музыку изображают Землю и Луну)

Молодцы, а сейчас садитесь.

– Почему же Луну называют спутником Земли? (Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удалиться, поэтому она всегда рядом с Землёй)

На мольберте выставляются карточки, и проводится игра “Четвертый лишний”

Дети должны перечислить, что нарисовано на карточке, что лишнее и почему? (н-р: ракета, Луна, скафандр, велосипед и.т.д.)

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы взлетать.
На ракете улетим,
И всю Землю облетим.
На Луне мы прилунимся,
И на Землю возвратимся.

Игра на развитие мелкой моторики “ Ракета”.

А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос с вами полетим!
Собираемся в полёт,
Строим новый звездолёт.

– Давайте выложим из палочек ракету. (дети подходят к столам и каждый выкладывает ракету)

(Раздается телефонный звонок, отвечаю на телефон.)

– Ребята, Лунтик приглашает нас в гости, одному ему очень грустно.

– А где же он живёт? (на Луне) А давайте полетим к нему на Луну!

– Начинаем собирать багаж. Что же нам понадобится для нашего космического путешествия? (карта, космическое питание, компьютер)

– А можно ли лететь на Луну в повседневной одежде?

– Что необходимо надеть для космического путешествия? (Скафандры)

– Давайте оденем скафандры. Имитация надевания.

Ты в чем? (спрашиваю 2-3 детей)

Я буду командиром космического полёта, а вы мой экипаж.

– А наш космический корабль мы назовём – “Смелый”.

(Cтавим стульчики в форме ракеты. Выставляю картинки с изображением ракеты – в это время звучит музыка)

Внимание! Приготовиться к полету! Пристегнуть ремни. Включить приборы.

Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Мы уже в космосе!

– У нас всё в порядке? (беру рацию)

– Земля, Земля, я “Смелый”, у нас всё в порядке!

– Кто знает, как называется окно в ракете? (иллюминатор)

– Это трудное слово, повторите его ещё раз.

– Мы уже далеко отлетели от Земли, посмотрите в иллюминатор, какая она? (красивая, голубая, необыкновенная, прелестная, замечательная)

Стихотворение: (читает ребенок)

Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Ещё никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами.
Над высокими горами.

Ребята, в космосе нет притяжения Земли, и мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости! (проводится динамическое упражнение “Невесомость”)

В невесомости плывем
Мы под самым потолком.

(Дети расходятся и делают медленные движения руками и ногами. Затем предлагаю сесть на стульчики)

Внимание, приготовиться к посадке на Луну, закрывайте глаза. (Звучит музыка)

Прилетели! Открывайте глаза. Выключаем приборы. Выходите.

– А где же Лунтик? Давайте его позовём. ( входит Лунтик )

– Здравствуй, Лунтик!

Лунтик:

– Привет, я Лунтик, я живу на Луне со своими друзьями лунятами.

– Хотите узнать на каком языке говорят лунята?

Они говорят – рисоварь – а как это слово звучит на нашем языке?

Как вы думаете? (это карандаш)

Варюля – кастрюля
Уколка – иголка
Дилибомчик – колокольчик
Зубохват – крокодил

Ребята, а мы с лунятами очень любим, играем в игру, называется она “ Друзья ”.

– Хотите поиграть? Вставайте в круг.

Я тебе друг – и ты мне друг,
Я встану в круг, и ты вставай в круг,
Я тебя вижу – и ты меня видишь,
Я тебя слышу – и ты меня слышишь.
Я помашу, и ты помашешь.
Прощай, я скажу – и ты мне скажешь.

Лунтик:

– Ребята, у меня беда. Вот здесь на космодроме стоят 5 ракет, нужно найти 2 одинаковые.

Одна – ваша, другая – моя. (ракеты расположены на доске)

Ведущий:

– Лунтик, а наши дети хотят показать тебе танец с воздушными шарами. Ой, дети, а у нас нет шариков, что же делать?

Лунтик: Не беда, я вам подарю шарики, но только не воздушные, а лунные.

(Дети танцуют с воздушными шарами)

(Раздаётся сигнал по рации)

– Нас вызывает Земля.

Земля, Земля, я – “ Смелый”, вас понял, возвращаемся домой.

(Прощаемся с Лунтиком, садимся на стульчики, предлагаю пристегнуть ремни, включить приборы)

– Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск! Закрывайте глаза. ( звучит музыка )

– Открывайте глаза, наш космический полет окончен.

Вот мы и дома!

– Понравилось вам путешествие?

Что интересного вы запомнили? Наше занятие окончено. Всем спасибо!