Своеобразие обучения детей раннего возраста заключается в том, что вся деятельность маленького ребенка организуется взрослым. Освоение программного материала детьми младшего дошкольного возраста осуществляется в повседневной жизни: во время режимных моментов, наблюдений, на прогулке и т.д.
На этапе раннего и младшего дошкольного возраста большую роль играет ознакомление детей со свойствами предметов. Профессор Н.М. Щеглов называл данный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В нашем учреждении разработан и активно применяется проект по сенсорному развитию малышей.
Конспект занятия для детей первой младшей группы
тема: «Домашние животные»
Цель: способствовать понятию «один-много»; закрепить понятие «домашние животные», учить отличать их по внешнему виду; обогащать словарь по данной теме, развивать связную речь, звукопроизношение в звукоподражаниях; повторить знакомые потешки о домашних животных; подвижные игры о домашних животных.
Развивающая среда: домик в деревне с домашними животными: корова, коза, лошадка, поросенок, курочка с цыплятами, пишущие доски, мыльные пузыри.
Ход занятия
Рассматривание картины с изображением домашних животных.
-Ребята, посмотрите, кого вы видите на картине?
Дети: Корову, лошадку, поросенка, козочку, петушка, курочку.
-А хотите посмотреть, где они живут?
Дети: Да, очень.
-Ну, тогда, дети, нам надо поехать в деревню, чтобы увидеть этих животных. А отправимся мы туда на поезде.
П/и «Поезд» (Цель: умение строиться друг за дружкой под звуки «ту-ту»)
-Вот мы и приехали. Только еще немного нам надо пройти пешком.
(Включается аудиозапись «Голоса домашних животных»)
Дети: Корова мычит.
-А это значит, что деревня совсем близко.
-Подойдем вместе к этому дворику. (Домик, огороженный плетеным забором)
-Кого вы, дети, видите во дворе?
Дети: Корову.
-А как мычит корова?
-Му
-Поросенка.
-А как он хрюкает?
-Хрю-хрю.
-Курочку.
-А как кричит курочка?
-Животных во дворе много. (Эмоционально подчеркнуть слово «много»)
-А посмотрите здесь, ребята; это курочка с цыплятами. Курочка одна, а сколько цыплят?
Дети: Много.
-А давайте, дети, на зеленой травке поиграем в игру «Курочка и цыплятки».
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки – желтые цыплятки.
Ко-ко-к, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Съели толстого жука, дождевого червячка,
Выпили водицы полное корытце.
-А теперь вернемся домой.
(Подвижная игра «Поезд»)
-Вот мы и вернулись домой. Понравилось ли вам в деревне?
-Да.
-Кого вы увидели там?
Дети: Корову, поросенка, козу, лошадку.
-Много животных было в деревне. А сколько курочек мы увидели?
Дети: Одну.
-А был ли петушок во дворе?
Дети: Нет, не было.
-Правильно, ни одного петушка мы не видели. Папа – петушок искал червячков для всей семьи.
Индивидуальная работа с подгруппой детей: нарисовать на пишущей доске много пузырьков, один пузырек.
-А сейчас, ребятки, мы будем пускать настоящие пузырьки!
Совместная игровая деятельность воспитателя и детей: пускание мыльных пузырьков.