Задачи:
- дать знания о среде обитания и характерных особенностях поведения белки;
- учить анализировать, делать выводы; уточнить представления детей о значении леса;
- расширить представление детей о правилах поведения в лесу;
- закрепить умение считать в пределах четырех и проводить сравнительный анализ;
- воспитывать в детях чувство симпатии к родной природе.
Ход занятия
Воспитатель показывает картину «В лесу»
- Что вы видите на картине? (лес, деревья, кусты, кругом снег). Сколько деревьев? Кустов? снега? (много)
-Красиво? (да)
- Вы хотите побывать в лесу? (да)
(воспитатель предлагает совершить прогулку. Дети встают с воспитателем и идут в лес, преодолевая препятствия)
Впереди густой лес, помогаем ручками убрать ветки. (Дети выполняют махи руками)
У нас на пути лежит дерево. (Перелезаем через него)
Вот пенёк, (спрыгивают с него) здесь сугроб (идут высоко поднимая колени)
Воспитатель: Мы попали на полянку. А что же растет посередине поляны?
Дети: Елка. (одна ёлка)
Воспитатель: Ох, а это что такое? Следы? Какой зверь их оставил? (Варианты детей) Сколько их? (много)
Воспитатель: кто же их оставил? Как узнать? (пойти по следам). (Дети шагают по следам, но путаются и ходят вокруг ёлки)
Воспитатель: Посмотрите, кто это? (на ветке сидит белка). Так, кто же, ребята, оставил эти следы?
Дети: белка
Чтение стиха (А.А. Вахрушев):
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз:
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: белка.
Воспитатель: Да белка, но уже не рыжая, а серая. Она «шубку» на более теплую поменяла. Почему цвет шерстки стал другим?
Дети: Чтобы ей теплее было. Чтобы ее не нашли и др.
Воспитатель: Так белка от врагов прячется. Например, от хищников (ястреб, волк, куница, лиса). Деревья зимой голые, серые и такой цвет шубки меньше заметен среди деревьев.
Играем в игру «Спрячь белку».
Воспитатель: Что вы ещё увидели на ёлке? (на ели развешаны грибы и шишки).
- Как вы думаете, почему? (зимой ими питается белка) Посмотрите, сколько их? (дети сравнивают по счёту, величине)
На какой ветке меньше шишек? На сколько меньше?
Воспитатель: А вот наша белочка считать не умеет, чтобы узнать на какой ветке больше шишек, а на какой меньше, белка стучит своими лапками по ветке, ветка, которая дольше качается, на той и больше.
Воспитатель: Белка делает запасы: грибы сушит, натыкает их на острые ветки; орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама под кустами. Если попадется вам такая кладовая в лесу, не трогайте ее, белке эти орешки нужнее.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, где живет белка?
Дети: В дупле.
Воспитатель: А вы знаете, что белка, закрывая вход в дупло пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.
Воспитатель: Посмотрите, у белки хвост как парашют. Как вы думаете, зачем?
Дети: чтобы прыгать; чтобы следы заметать
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опускается на ветку. А когда очень ветрено, садится спиной к ветру и хвостом закрывается.
Воспитатель: Коготки у белки острые, цепкие. Белки ловко по стволам бегают, и орешки из шишек добывает.
Подвижная игра «День, ночь». На одного ребенка надеваем маску ястреба.
Воспитатель: Мы все белочки, встаем в кружок и попрыгаем (имитируем прыжок белки), пока ястреб спит.
Воспитатель говорит: «день» - белочки прыгают на опушке вокруг елочки.
Воспитатель говорит: «ночь» - вылетает ястреб, а белочки должны спрятаться.
Воспитатель: Понравилось вам в лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вспомним как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не ломать ветки, не топтать грибы и ягоды. Не трогать кладовые белки. Не зажигать костры. Не бросать мусор и т.д.
Воспитатель: А сейчас возвращаемся в детский сад (движения повторяются).
Вот мы и пришли с прогулки. Посмотрите, для нас приготовлен сюрприз. Что это?
Дети: Краски, карандаши, бумага.
Воспитатель: И письмо от Белочки. Она очень просит вас сделать предупреждающие знаки для людей. Это для тех, кто еще не знает, как надо правильно вести себя в лесу. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель опрашивает каждого ребенка о том, что он будет рисовать. Во время рисования звучит музыка П. И Чайковского «Времена года»