Задачи урока: Учить детей правильно произносить и выделять согласный [й'] в слабой позиции (после гласных), различать гласный звук [и] и согласный [й'] на слух, обозначить звук [й'] буквой Й. Обучать чтению слогов с этой буквой.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
– Какие гласные буквы мы изучили ?
– Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного?
– Какие гласные звуки делают предшествующий согласный твёрдым?
– Почем некоторые гласные буквы мы изучали парами?
– Какие согласные буквы мы изучили?
– Что у них общего?
II. Знакомство с новым материалом.
На доске: изображение «Чайник»
Звуковой анализ слова ЧАЙНИК
– Охарактеризуйте звук [й']. (Согласный, мягкий, звонкий.)
Наблюдение за различиями звуков [й] и [й']в словах ТРАМВАИ, ТРАМВАЙ
На доске: изображение «Трамвай», «Трамваи», под изображениями написаны слова.
– Разделите слова на слоги.
– Сколько слогов в слове ТРАМВАИ? (3)
– Сколько слогов в слове ТРАМВАЙ? (2)
– Гласный [и] в слове ТРАМВАИ образует третий слог, а [й'] третьего слога не образует, он всегда находится в одном слоге с гласным. Значит, [й'] – не гласный а звонкий согласный звук.
– Он очень звучный, похожий на [и], только краткий, поэтому буква этого звука и называется И-краткое.
На доске появляется изображение буквы Й.
Физминутка
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?
(Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата бегают.
(Бег на месте)
Вот голодная лиса
(Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает,
(Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает.
(Дети садятся за парты)
Слайд 1 Презентация
Обучение чтению слов с [й']на конце (после гласного)
(Хором с доски)
Слайд 2
– Послушайте рассказ про букв Й и назовите слова, в которых она присутствует.
Там, где буква Й, всегда май, прибой, айва, чайки. Любуйся, восхищайся, играй, мечтай! А сама буква Й всегда скромная: вперёд не лезет почти никогда. Всё время либо в серединке спрячется, либо в самом конце пристроится: зайка, зазнайка, лай трамвай…
Дети называют слова. Хоровое деление слов на слоги?
– Может ли Й образовывать слог?
– Где Й находится в слоге? (Находится в конце слога, после гласного, никогда от него не отрывается.)
Разгадывание кроссворда
(Хоровое чтение ответов, деление слов на слоги)
Слайд 3-8
По горизонтали:
1. Я б на гвоздях лежать не смог,
А папа может – он же… (йог)!
2. Пришёл мороз. Под небом синим
На ветках серебрится… (иней).
3. Митя в магазин за сайкой
Мчался так, что взмокла… (майка)!
По вертикали:
1. Отважный рыцарь, что с тобой?
Проснись, тебе поря уж в … (бой)!
2. Поломал игрушку? Дай-ка!
Просто отвинтилась … (гайка).
III. Подведение итогов урока.
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Что вы узнали о ней?
Превращалочка
Слайд 9
Чайка по небу летела,
Сесть на луг она хотела,
Но волшебница-ромашка
Превратила чайку в … (чашку)
Нет, она здесь не на месте!
Поколдуем снова вместе –
И ползёт уже букашка
По цветку с названьем … (кашка).