"С английским повсюду"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Основной целью обучения иностранным языкам, а, следовательно, и предложенного курса, является формирование коммуникативных умений, т.е. приобретение речевых навыков общения на разнообразные, преимущественно бытовые темы, связанные с решением некоторых вопросов и мелких проблем пребывания за границей. В последнее время увеличивается поток российских туристов, учащихся, деловых и частных поездок в англоязычные страны, возрастают наши контакты со специалистами, приезжающими в Россию для сотрудничества. Данный курс позволит преодолеть языковой барьер, поможет в различных ситуациях в поездках за границу и общении с иностранцами, т.к. даже те учащиеся, которые углубленно изучают английский язык, зачастую испытывают затруднения в общении.

Элективный курс «С английским повсюду» отвечает требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования к обязательному минимуму по английскому языку, а также предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и поможет учащимся восполнить те знания, которых им недостаточно, чтобы они свободнее и комфортнее чувствовали себя во время поездки за границу. Курс даст ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером, поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, а также их профессиональной ориентации, поможет углубить и расширить знания по английскому языку, будет способствовать выработке навыков самостоятельной работы учащихся. Курс будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, учащиеся смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни британцев: манерах поведения англичан, существующих стереотипах в восприятии той или иной нации.

Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологий проблемного обучения, технологии имитационного моделирования и проектной технологии. Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи таких форм деятельности, как дискуссия, урок-диалог; этому будут способствовать занятия - исследова­ния, аналитическая беседа, сопоста­вительный анализ; речевой компетентности за счет творческих работ, устных высказываний, презентаций проектов.

При составлении программы курса использовались материалы аутентичных английских учебных изданий издательств Оxford и Cambridge University Press, Express Publishing, в целях максимального приближения навыков речи к общепринятым в современном разговорном языке конструкциям, отражающих современные реалии английского языка. Темы расположены в порядке возрастания сложности и в этой же последовательности рекомендуется их изучать при систематических занятиях, что не исключает, однако, возможности освоения отдельно взятых тем. Компактно подобранный лексический материал может послужить незаменимым спутником в поездках за рубеж. Устойчивые фразы, разговорные формулы и клише вполне доступны для освоения учащимися с любым уровнем владения языком, т.к. служат для развития памяти, нестандартного мышления и готовят учащихся применить свои знания при выполнении различных творческих заданий.

Содержание элективного курса «С английским повсюду» способствует приобретению навыков понимания содержания текстов разных жанров, ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, восприятия на слух основного содержания несложных аутентичных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания письма и заполнения анкет, научит ориентироваться в типичных ситуациях за границей. Все тексты и диалоги имеют необходимое лексическое и фразеологическое наполнение, они построены на материале лучшей английской литературы.

Особенностью данного курса является применение нетрадиционных форм и методов обучения, таких как ролевая или лингвистическая игра, т.к. игры – хорошее тренировочное средство развития человеческих, психологических свойств и качеств: внимания, памяти, наблюдательности, терпения. Именно в игре учащиеся приближаются к реальной жизни. На занятиях планируется использовать иллюстративные материалы (видеозаписи, картинки, британские журналы, газеты, банкноты), что будет способствовать «живому» общению со страной изучаемого языка, ее культурой, обычаями и традициями.

Чрезвычайно важным является связь курса с другими учебными предметами, такими как русский язык, литература, география, информатика, этика, что, безусловно, способствует формированию и развитию более широких и разнообразных интересов учащихся, их склонностей и способностей. Все это создает условия для мотивированного практического применения иноязычных навыков и умений, дает возможность учащимся увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 9 (предпрофильных) классов и предусматривает типовое оборудование школы с применением аудио- и видеозаписей, а также разнообразный наглядный дидактический материал, имеющийся в школе.

Основная цель курса: Коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников, ознакомление учащихся с особенностями жизни и быта жителей англо-говорящих стран, развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, а также их самостоятельности и личностной активности.

Практические цели курса:

  1. Развитие навыков речевого этикета в устной и письменной формах на английском языке в наиболее распространенных ситуациях общения на базе аутентичного материала.
  2. Развитие умения самостоятельно выражать свои мысли и выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе общения.
  3. Формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.
  4. Развитие умения учащихся ориентироваться в информационном пространстве.
  5. Повышение интереса обучающихся к использованию полученных знаний в проектной деятельности.

Задачи курса:

  1. Ознакомить учащихся с фразами и выражениями устного и письменного речевого этикета для использования в общении на английском языке.
  2. Ознакомить учащихся с грамматическими явлениями характерными для устной и письменной речи на английском языке с использованием формул речевого этикета.
  3. Научить учащихся вести диалог по определенным программой курса темам с использованием формул речевого этикета.
  4. Научить учащихся правильно заполнять выездные анкеты, оформлять таможенные декларации, составлять отзывы в гостиницах и т.д.
  5. Научить учащихся правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях с необходимостью решения каких-либо проблем. 

Ожидаемые результаты:

По окончании элективного курса «С английским повсюду» учащиеся должны:

  • освоить лексический запас, наиболее употребительный в английском языке в устной и письменной речи, необходимый при поездках за рубеж;
  • максимально приблизить его к общепринятым в современном разговорном английском конструкциям;
  • соблюдать этикетные нормы межкультурного общения;
  • освоить навыки разговорного общения в нестандартных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью решения каких-либо проблем;
  • уметь ориентироваться в информационном пространстве;
  • подготовить презентацию или защитить проект по одной из предложенных тем, изученных по программе курса.

Содержание данного элективного курса направлено на развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной, групповой. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения языком на каждом этапе обучения.

Учебно-тематический план: 

Содержание учебных тем Грамматические структуры часы
1. Введение: цели и задачи курса Лексико-грамматический тест. 1
2. Заказ билетов на транспорт. Прибытие в страну: паспортный контроль, таможня, заполнение анкет. Имя существительное. Артикль. 2
3. Речевой этикет. Имя прилагательное. Наречие. 3
4. Телефонный этикет. Числительные. 1
5. Бронирование гостиницы, размещение, сервис в гостинице. Времена группы Simple. 2
6. Обмен валюты. Открытие банковского счета. Местоимения. 1
7. Транспорт в стране: метро, автобус. Прокат автомобиля. Времена группы Progressive. 2
8. Общественное питание. Времена группы Perfect. 2
9. Покупки. Размеры. Меры веса и длины. Пассивный залог. 2
10. Погода в стране. Предлоги. 1
11. Осмотр достопримечательностей. Заказ экскурсии. Артикль с географическими названиями. 3
12. Бытовое обслуживание. Модальные глаголы. 2
13. Почтовые услуги. Косвенная речь. 2
14. Посещение врача. Медицинская страховка. В аптеке. Условные предложения. 2
15. Экстренные случаи и чрезвычайные ситуации. Инфинитив. Герундий. 1
16. Деловое и личное письмо. Фразовые глаголы. 2
17. Ролевые игры учащихся.   1
18. Заключительный урок по грамматике. Лексико-грамматический тест. 1
19. Заключительные уроки: защита проектов и предъявление презентаций.   3
Итого: 34 часа

Содержание учебных тем

  1. Цели и задачи курса. Оформление туристической поездки в Англию, составление правильного маршрута, заказ гостиницы. Входное лексико-грамматическое тестирование.
  2. Заказ билетов на транспорт, правила провоза багажа, запрещенные к ввозу товары; прибытие в страну: паспортный контроль, таможня, оформление декларации; отъезд из страны: оплата багажа сверх нормы, магазин беспошлинной торговли.
  3. Формулы речевого этикета: обращения и ответные реплики, пожелания и ответные реплики, привлечение внимания на улице; просьбы, отказы, запрещения, согласие, совет, утешение, сочувствие, комплимент, одобрение.
  4. Телефонный этикет: типичные ситуации общения по телефону, речевые клише.
  5. Бронирование гостиницы, размещение, регистрация и оплата услуг; сервис в гостинице.
  6. Лексика по теме: «Обмен валюты»: как правильно обменять валюту, снять деньги со счета или открыть/закрыть банковский счет.
  7. Транспорт: проезд в метро, на рейсовом автобусе; прокат автомобиля, правила езды по дорогам Англии, сигналы и указатели на дорогах.
  8. Общественное питание: правила поведения в ресторанах, кафе, пабах, заказ столика, особенности меню, оплата по чеку, чаевые.
  9. Покупки: посещение торговых центров и совершение покупок, соответствие размеров одежды и обуви российским размерам; формы оплаты покупок; английские меры веса и длины.
  10. Погода: климат и погода в разных районах Великобритании, составление диалогов о погоде.
  11. Экскурсионная программа: запрос информации о местонахождении интересующего объекта, использование карты города, заказ и оплата экскурсии.
  12. Бытовые услуги: посещение парикмахерской, прачечной, салона по ремонту мелкой бытовой техники, ремонта обуви; предъявление претензий к качеству выполненной работы.
  13. Отправка или получение корреспонденции: телеграмм, писем, посылок; пользование Интернетом.
  14. Медицинская помощь: посещение врача, экстренная медицинская помощь, наличие медицинской страховки; покупка медикаментов в аптеке.
  15. Чрезвычайные ситуации: вызов срочной помощи в экстренном случае или чрезвычайные ситуации; служба спасения, органы охраны правопорядка, пожарная служба.
  16. Составление делового или личного письма, открытки, написание резюме и сообщения на автоответчике.
  17. Распределение на группы, выбор темы ролевых игр по изученным разделам, составление правил и подготовка материалов к ним.
  18. Заключительный урок по грамматике.
  19. Заключительные уроки: защита проектов и предъявление презентаций.

Критерии оценки деятельности учащихся

  • знание содержания материала по всем лексическим темам, а также использование дополнительной информации по изученным темам;
  • правильное изложение мыслей, четкая формулировка и хорошее произношение.
  • активность учащихся в учебной деятельности;
  • творческий подход к решению поставленных задач, оригинальность способов и методов решения проблем;
  • самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;
  • умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи;  

Литература:

  1. Акуменко В.В. Англо-русский и русско-английский словарь ложных друзей переводчика. - М., Советская энциклопедия, 1969
  2. Бонк Н.А. Учебник английского языка. Часть 2. - Москва, Деконт- ГИС, 1997
  3. Голицинский Ю.Б. Пособие по разговорной речи. С-Пб, Каро, 2006
  4. Гроза О.Л. и др. Английский язык нового поколения 10 и 11 класс. – М., Титул, 2007
  5. Деревянко Н.Н. Английский язык нового поколения 8 и 9 класс, М., Титул, 2007
  6. Дюканова Н.М. Поездка в Англию. Учебное пособие. Курс разговорного английского языка. - М.: Иностранный язык. ОНИКС, 2000
  7. Павлоцкий В.М. Знакомимся с Британией. Книга для чтения по страноведению для 9- 11 классов». – С-Пб, Игрек-М, 1996
  8. Нестерова Н.М. Страноведение: Великобритания. – Феникс, 2006
  9. Осипов В. Великобритания глазами русского. - М.: АПН, 1997
  10. Рум Р.У. Великобритания. Лингвострановедческий справочник. - М.: Русский язык, 1985
  11. Русско-английский разговорник на все случаи жизни. – Москва, 1992
  12. Соловова Е.Н. Создание авторских программ и курсов – актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования. // Журнал «АЯ в школе» № 3, 2003
  13. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ. // Журнал «АЯ в школе» № 5, 2004
  14. Страны и континенты. - M., Дрофа, 1997
  15. Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии вкратце. М., Новая школа, 1997
  16. Химунина Т.Н. и др. В Великобритании принято так: об английских обычаях. Учебное псобие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр.яз.» – М., 1984
  17. English for International Tourism. Longman, 2001
  18. O’Driscoll J. “Britain. The Country and Its People: An Introduction for Learners of English”. –
  19. Oxford University Press, 1996
  20. Redman Stuart. English Vocabulary in Use. Pre-intermediate@ intermediate. – OUP, 1997
  21. Thomas B.J. Intermediate Vocabulary. Longman, 1997