Пояснительная записка
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Основной целью обучения иностранным языкам, а, следовательно, и предложенного курса, является формирование коммуникативных умений, т.е. приобретение речевых навыков общения на разнообразные, преимущественно бытовые темы, связанные с решением некоторых вопросов и мелких проблем пребывания за границей. В последнее время увеличивается поток российских туристов, учащихся, деловых и частных поездок в англоязычные страны, возрастают наши контакты со специалистами, приезжающими в Россию для сотрудничества. Данный курс позволит преодолеть языковой барьер, поможет в различных ситуациях в поездках за границу и общении с иностранцами, т.к. даже те учащиеся, которые углубленно изучают английский язык, зачастую испытывают затруднения в общении.
Элективный курс «С английским повсюду» отвечает требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования к обязательному минимуму по английскому языку, а также предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и поможет учащимся восполнить те знания, которых им недостаточно, чтобы они свободнее и комфортнее чувствовали себя во время поездки за границу. Курс даст ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером, поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, а также их профессиональной ориентации, поможет углубить и расширить знания по английскому языку, будет способствовать выработке навыков самостоятельной работы учащихся. Курс будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, учащиеся смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни британцев: манерах поведения англичан, существующих стереотипах в восприятии той или иной нации.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологий проблемного обучения, технологии имитационного моделирования и проектной технологии. Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи таких форм деятельности, как дискуссия, урок-диалог; этому будут способствовать занятия - исследования, аналитическая беседа, сопоставительный анализ; речевой компетентности за счет творческих работ, устных высказываний, презентаций проектов.
При составлении программы курса использовались материалы аутентичных английских учебных изданий издательств Оxford и Cambridge University Press, Express Publishing, в целях максимального приближения навыков речи к общепринятым в современном разговорном языке конструкциям, отражающих современные реалии английского языка. Темы расположены в порядке возрастания сложности и в этой же последовательности рекомендуется их изучать при систематических занятиях, что не исключает, однако, возможности освоения отдельно взятых тем. Компактно подобранный лексический материал может послужить незаменимым спутником в поездках за рубеж. Устойчивые фразы, разговорные формулы и клише вполне доступны для освоения учащимися с любым уровнем владения языком, т.к. служат для развития памяти, нестандартного мышления и готовят учащихся применить свои знания при выполнении различных творческих заданий.
Содержание элективного курса «С английским повсюду» способствует приобретению навыков понимания содержания текстов разных жанров, ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, восприятия на слух основного содержания несложных аутентичных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания письма и заполнения анкет, научит ориентироваться в типичных ситуациях за границей. Все тексты и диалоги имеют необходимое лексическое и фразеологическое наполнение, они построены на материале лучшей английской литературы.
Особенностью данного курса является применение нетрадиционных форм и методов обучения, таких как ролевая или лингвистическая игра, т.к. игры – хорошее тренировочное средство развития человеческих, психологических свойств и качеств: внимания, памяти, наблюдательности, терпения. Именно в игре учащиеся приближаются к реальной жизни. На занятиях планируется использовать иллюстративные материалы (видеозаписи, картинки, британские журналы, газеты, банкноты), что будет способствовать «живому» общению со страной изучаемого языка, ее культурой, обычаями и традициями.
Чрезвычайно важным является связь курса с другими учебными предметами, такими как русский язык, литература, география, информатика, этика, что, безусловно, способствует формированию и развитию более широких и разнообразных интересов учащихся, их склонностей и способностей. Все это создает условия для мотивированного практического применения иноязычных навыков и умений, дает возможность учащимся увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 9 (предпрофильных) классов и предусматривает типовое оборудование школы с применением аудио- и видеозаписей, а также разнообразный наглядный дидактический материал, имеющийся в школе.
Основная цель курса: Коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников, ознакомление учащихся с особенностями жизни и быта жителей англо-говорящих стран, развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, а также их самостоятельности и личностной активности.
Практические цели курса:
- Развитие навыков речевого этикета в устной и письменной формах на английском языке в наиболее распространенных ситуациях общения на базе аутентичного материала.
- Развитие умения самостоятельно выражать свои мысли и выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе общения.
- Формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.
- Развитие умения учащихся ориентироваться в информационном пространстве.
- Повышение интереса обучающихся к использованию полученных знаний в проектной деятельности.
Задачи курса:
- Ознакомить учащихся с фразами и выражениями устного и письменного речевого этикета для использования в общении на английском языке.
- Ознакомить учащихся с грамматическими явлениями характерными для устной и письменной речи на английском языке с использованием формул речевого этикета.
- Научить учащихся вести диалог по определенным программой курса темам с использованием формул речевого этикета.
- Научить учащихся правильно заполнять выездные анкеты, оформлять таможенные декларации, составлять отзывы в гостиницах и т.д.
- Научить учащихся правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях с необходимостью решения каких-либо проблем.
Ожидаемые результаты:
По окончании элективного курса «С английским повсюду» учащиеся должны:
- освоить лексический запас, наиболее употребительный в английском языке в устной и письменной речи, необходимый при поездках за рубеж;
- максимально приблизить его к общепринятым в современном разговорном английском конструкциям;
- соблюдать этикетные нормы межкультурного общения;
- освоить навыки разговорного общения в нестандартных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью решения каких-либо проблем;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве;
- подготовить презентацию или защитить проект по одной из предложенных тем, изученных по программе курса.
Содержание данного элективного курса направлено на развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной, групповой. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения языком на каждом этапе обучения.
Учебно-тематический план:
№ | Содержание учебных тем | Грамматические структуры | часы |
1. | Введение: цели и задачи курса | Лексико-грамматический тест. | 1 |
2. | Заказ билетов на транспорт. Прибытие в страну: паспортный контроль, таможня, заполнение анкет. | Имя существительное. Артикль. | 2 |
3. | Речевой этикет. | Имя прилагательное. Наречие. | 3 |
4. | Телефонный этикет. | Числительные. | 1 |
5. | Бронирование гостиницы, размещение, сервис в гостинице. | Времена группы Simple. | 2 |
6. | Обмен валюты. Открытие банковского счета. | Местоимения. | 1 |
7. | Транспорт в стране: метро, автобус. Прокат автомобиля. | Времена группы Progressive. | 2 |
8. | Общественное питание. | Времена группы Perfect. | 2 |
9. | Покупки. Размеры. Меры веса и длины. | Пассивный залог. | 2 |
10. | Погода в стране. | Предлоги. | 1 |
11. | Осмотр достопримечательностей. Заказ экскурсии. | Артикль с географическими названиями. | 3 |
12. | Бытовое обслуживание. | Модальные глаголы. | 2 |
13. | Почтовые услуги. | Косвенная речь. | 2 |
14. | Посещение врача. Медицинская страховка. В аптеке. | Условные предложения. | 2 |
15. | Экстренные случаи и чрезвычайные ситуации. | Инфинитив. Герундий. | 1 |
16. | Деловое и личное письмо. | Фразовые глаголы. | 2 |
17. | Ролевые игры учащихся. | 1 | |
18. | Заключительный урок по грамматике. | Лексико-грамматический тест. | 1 |
19. | Заключительные уроки: защита проектов и предъявление презентаций. | 3 | |
Итого: | 34 часа |
Содержание учебных тем
- Цели и задачи курса. Оформление туристической поездки в Англию, составление правильного маршрута, заказ гостиницы. Входное лексико-грамматическое тестирование.
- Заказ билетов на транспорт, правила провоза багажа, запрещенные к ввозу товары; прибытие в страну: паспортный контроль, таможня, оформление декларации; отъезд из страны: оплата багажа сверх нормы, магазин беспошлинной торговли.
- Формулы речевого этикета: обращения и ответные реплики, пожелания и ответные реплики, привлечение внимания на улице; просьбы, отказы, запрещения, согласие, совет, утешение, сочувствие, комплимент, одобрение.
- Телефонный этикет: типичные ситуации общения по телефону, речевые клише.
- Бронирование гостиницы, размещение, регистрация и оплата услуг; сервис в гостинице.
- Лексика по теме: «Обмен валюты»: как правильно обменять валюту, снять деньги со счета или открыть/закрыть банковский счет.
- Транспорт: проезд в метро, на рейсовом автобусе; прокат автомобиля, правила езды по дорогам Англии, сигналы и указатели на дорогах.
- Общественное питание: правила поведения в ресторанах, кафе, пабах, заказ столика, особенности меню, оплата по чеку, чаевые.
- Покупки: посещение торговых центров и совершение покупок, соответствие размеров одежды и обуви российским размерам; формы оплаты покупок; английские меры веса и длины.
- Погода: климат и погода в разных районах Великобритании, составление диалогов о погоде.
- Экскурсионная программа: запрос информации о местонахождении интересующего объекта, использование карты города, заказ и оплата экскурсии.
- Бытовые услуги: посещение парикмахерской, прачечной, салона по ремонту мелкой бытовой техники, ремонта обуви; предъявление претензий к качеству выполненной работы.
- Отправка или получение корреспонденции: телеграмм, писем, посылок; пользование Интернетом.
- Медицинская помощь: посещение врача, экстренная медицинская помощь, наличие медицинской страховки; покупка медикаментов в аптеке.
- Чрезвычайные ситуации: вызов срочной помощи в экстренном случае или чрезвычайные ситуации; служба спасения, органы охраны правопорядка, пожарная служба.
- Составление делового или личного письма, открытки, написание резюме и сообщения на автоответчике.
- Распределение на группы, выбор темы ролевых игр по изученным разделам, составление правил и подготовка материалов к ним.
- Заключительный урок по грамматике.
- Заключительные уроки: защита проектов и предъявление презентаций.
Критерии оценки деятельности учащихся
- знание содержания материала по всем лексическим темам, а также использование дополнительной информации по изученным темам;
- правильное изложение мыслей, четкая формулировка и хорошее произношение.
- активность учащихся в учебной деятельности;
- творческий подход к решению поставленных задач, оригинальность способов и методов решения проблем;
- самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;
- умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
Литература:
- Акуменко В.В. Англо-русский и русско-английский словарь ложных друзей переводчика. - М., Советская энциклопедия, 1969
- Бонк Н.А. Учебник английского языка. Часть 2. - Москва, Деконт- ГИС, 1997
- Голицинский Ю.Б. Пособие по разговорной речи. С-Пб, Каро, 2006
- Гроза О.Л. и др. Английский язык нового поколения 10 и 11 класс. – М., Титул, 2007
- Деревянко Н.Н. Английский язык нового поколения 8 и 9 класс, М., Титул, 2007
- Дюканова Н.М. Поездка в Англию. Учебное пособие. Курс разговорного английского языка. - М.: Иностранный язык. ОНИКС, 2000
- Павлоцкий В.М. Знакомимся с Британией. Книга для чтения по страноведению для 9- 11 классов». – С-Пб, Игрек-М, 1996
- Нестерова Н.М. Страноведение: Великобритания. – Феникс, 2006
- Осипов В. Великобритания глазами русского. - М.: АПН, 1997
- Рум Р.У. Великобритания. Лингвострановедческий справочник. - М.: Русский язык, 1985
- Русско-английский разговорник на все случаи жизни. – Москва, 1992
- Соловова Е.Н. Создание авторских программ и курсов – актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования. // Журнал «АЯ в школе» № 3, 2003
- Соловова Е.Н. Разработка авторских программ. // Журнал «АЯ в школе» № 5, 2004
- Страны и континенты. - M., Дрофа, 1997
- Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии вкратце. М., Новая школа, 1997
- Химунина Т.Н. и др. В Великобритании принято так: об английских обычаях. Учебное псобие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр.яз.» – М., 1984
- English for International Tourism. Longman, 2001
- O’Driscoll J. “Britain. The Country and Its People: An Introduction for Learners of English”. –
- Oxford University Press, 1996
- Redman Stuart. English Vocabulary in Use. Pre-intermediate@ intermediate. – OUP, 1997
- Thomas B.J. Intermediate Vocabulary. Longman, 1997