Цель: осуществление межпредметных связей; развитие логического мышления и закрепление полученных на уроках знаний; создание атмосферы творчества, радости постижения истины, повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие внимания, памяти.
Задачи: вовлечь в интересный мир физики, химии и биологии, развить дух здорового соперничества.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.
Время проведения игры: 45 минут
Количество участников: 9 человек (3 команды по 3 человека)
Предварительная подготовка
Приз, для команды победителей и утешительные призы для проигравших команд;
За неделю до турнира учащиеся каждого класса из параллели выбирают команду из 3 человек. Команда готовит оригинальное приветствие на 2-3 минуты, название, эмблему;
ХОД ИГРЫ
Организационный момент.
Приветствие команд.
Объявление условий игры: В игре один раунд, который длится около 30 минут; на раздумье 1 минута. Отвечает команда, капитан которой первой поднимет руку. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, которое отвечает цене вопроса, а также ей предоставляется право выбора следующего вопроса. В случае неправильного ответа, команда штрафуется на соответствующее число баллов, при этом другие команды получают возможность ответить на вопрос. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает ведущий. В игре побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Если у команд нет вопросов, мы начинаем игру!
Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно ответившая на общий вопрос за более короткое время.
Общий вопрос: Назовите металл Периодической системы химических элементов вызывающий "лихорадку" (золото)
Вопросы и ответы к викторине "Своя игра" по теме "Строение атома".
Тема вопроса | Балл | Вопрос | Ответ |
В честь ученых | 10 | Атом, по мысли этого ученого, очень похож на "пудинг с изюмом", где "каша" - положительно заряженное вещество атома, а электроны -" изюм" в ней. | Джозеф Томсон |
20 | В 1986 году Анри Беккерель сделал очень важное открытие. В чем оно заключалось? | Беккерель обнаружил, что уран самопроизвольно излучает ранее неизвестные невидимые лучи, названные впоследствии радиоактивным излучением. | |
30 | Кто установил, что заряд ядра атома численно равен атомному номеру элемента в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева? | Генри Мозли | |
40 | Этот ученый открыл электрон. Его ученики часто вспоминали, что он любил повторять слова Максвелла о том, что никогда не следует отговаривать человека поставить задуманный эксперимент. Даже если он не найдет того, что ищет, он сможет открыть нечто иное и вынести для себя больше пользы, чем из тысячи дискуссий. Кто этот ученый? | Джозеф Томсон | |
История открытия атома. | 10 | Какого древнегреческого философа считают основоположником атомистического учения? | Демокрит (V-VI вв. до н.э.) |
20 | Какой опыт подтверждает сложность строения атома? | Опыт Резерфорда по бомбардировке пластинки золота атомами гелия | |
30 | Какие ученые и в каком году установили, что атом делим, состоит из ядра и движущихся вокруг него электронов? | Эрнест Резерфорд, 1911 г., Нильс Бор, 1913 г. |
|
40 | Электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах всех химических элементов. Кто и когда ввел термин "электрон" (от греч. - янтарь)? | Джордж Джонстон Стоней в 1874 году ввел термин "электрон" и рассчитал величину его заряда. | |
Строение атома. | 10 | К названию вещества, вызывающего отравление, добавьте название города Ро, расположенного в Северной Италии, и вы получите центральную, положительно заряженную часть атома. | ядро |
20 | Какой атом химического элемента, отличающийся от другого атома того же элемента своей массой, "включает" город Ито, находящийся в Японии? | изотоп | |
30 | Что представляет собой атомная модель Э.Резерфорда? | Атомы химических элементов
имеют сложное внутреннее строение. В центре
атома находится положительно заряженное ядро.
Вокруг ядра постоянно движутся электроны. В целом атом электронейтрален. |
|
40 | Объясните, почему планетарную модель строения атома, предложенную Резерфордом, называют нуклеарной. Почему протоны и нейтроны вместе называют нуклонами | Нуклео - ядро. Протоны и нейтроны входят в состав ядра атома |
|
Атом и биология. | 10 | Изотопы некоторого элемента используют в медицине для облучения раковых опухолей. Укажите название элемента, число протонов и нейтронов в ядре. | Кобальт, протонов 27, нейтронов 33 |
20 | Изотоп кальция - 45 биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция - 45 ? - радиоактивно. Напишите реакцию. | ||
30 | Для подавления прорастания клубней картофеля и дезинсекции зерна применяют установки гамма - излучения, в которых используется изотоп цезия - 137. Максимальная энергия излучения при этом равна 0,66 МэВ. Определите ядро, образующееся при этой реакции. | При гамма - излучении ядра цезия - 137 ядро переходит из возбужденного состояния в стационарное, то есть при этой реакции изменения ядра не произойдет и останется ядро цезия - 137. | |
40 | При помощи "меченых атомов" советские ученые установили, что средняя скорость передвижения воды из корня по стволу и ветвям растений 4 мм/с. Уточните, как это было сделано и определите, за сколько времени после полива вода достигнет верхушки метрового комнатного растения | В воду для полива добавили радиоактивный изотоп, например, калий - 42. По передвижению этого изотопа от корня к листьям и была определена скорость движения воды по стволу дерева. За 72 с вода переместится до верхушки комнатного растения. |
Подведение итогов игры и награждение участников.
Список литературы:
- Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. М.: Дрофа, 2005.
- Оржековский П. А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия. 9 класс. - М.: АСТ: Астрель, 2007. С 38-54.
- Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.
- Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы, М.: Глобус, 2008.