В большинстве случаев, грамматика английского языка становится камнем преткновения в процессе обучения. Ее не выделяют как один из легких аспектов языка. Она отбивает желание заниматься языком [4]. Учителя понимают, что ей нужно учить и дают многочисленные упражнения, которые ученики считают скучными. Несмотря на большое количество выполняемых упражнений, ученики продолжают говорить и писать с ошибками. Что мешает нам отнестись к грамматике с энтузиазмом?
Я преподаю грамматику в Казанском педагогическом колледже на протяжении 11 лет и с уверенностью могу сказать, что грамматика становится крайне интересной, если урок, помимо лекций и упражнений, содержит занимательные коммуникативные и дидактические игры, рифмовки и песни, как это показано на примере данного урока.
Цели урока:
- Образовательная: закрепить употребление времени Future Continuous в различных формах (утвердительной, вопросительной, отрицательной, вопросительно-отрицательной) и ситуациях;
- Воспитательная: воспитывать умение работать в команде, организованность, дисциплинированность, лидерские качества;
- Развивающая: развивать различные виды памяти (зрительную, слуховую, механическую), логическое мышление, внимание, воображение, творческие способности;
- Оснащение урока: доска, листы A4 с рифмующимися словами (Приложение 1), картинки (Приложение 2), песня “She`ll be coming round the mountain” (Приложение 3), игра «Лото» (Приложение 4), магнитофон.
Ход урока
Good morning, I`m glad to see you, sit down, please. How are you? You look fresh and beautiful. Did you have a good rest yesterday? That`s great! Today we`re going to practise the Future Continuous Tense in different situations. First of all, tell me please, what you remember about this tense.
It is used to denote an action which will be going on at a definite moment in the future.
Sometimes the definite moment is not expressed but is understood from the situation.
We use the FC to ask about people`s plans, especially when we want someone to do something for us.
We can use the FC when we talk about things which are already planned or decided. For example, “I`ll be flying to New York next month.” It`s similar to “I`m going to fly to New York next month.”
That`s right. Now let`s revise the forms of the FC. Can you give the examples of the affirmative forms?
He`ll be dancing. They`ll be swimming.
Very good. Give the examples of the negative forms.
He won`t be flying. I will not be reading.
OK, some interrogative forms, please.
Will she be working? Will you be smiling?
Excellent! And the negative-interrogative sentences in this tense.
Will we not be reading? Won`t she be playing?[1]
Good! Look at these rhyming words now (Приложение 1). (Учитель прикрепляет к доске магнитами 4 листа с рифмующимися словами: cooking, sleeping, washing, eating; test, rest, father, brother; TV, tree, day, play; song, long, kite, tonight для игры «Буриме».) Unite into groups of three or four persons and make rhymes using all forms of the Future Continuous Tense.
(Учащиеся сочиняют и зачитывают рифмовки. Игра «Буриме» способствует развитию творческого воображения детей, позволяет быстрее усвоить сложные грамматические формы, но тренироваться в стихотворчестве нужно регулярно.)
Thank you very much. You`re very talented! And now look at this picture (Приложение 2). What is the boy doing?
He is crying.
Why do you think he is crying?
In my opinion, he is hungry (has lost his toy, sleepy, tired).
What will the boy be doing when his mother quietens him?
I think when his mother quietens this child he will be having dinner (sleeping, playing with toys, laughing, watching TV).
Look at this boy. Why is he so happy? How do you think?
He has got a “five” at school (a present for his birthday, won a football match).
And what do you think he will be doing in some minutes?
He`ll be playing with his new toy, telling his friends about his victory, doing his homework to get a “five” again.
Well, I see that you`ve brought your own pictures today. Who wants to be the teacher?
(Ученики показывают свои картинки, задавая вопросы, подобные тем, которые только что задавал учитель.)
Are you tired? Let`s sing a song “She`ll be coming round the mountain” (Приложение 3).
That`s great! Let`s play “Lotto”[2, 3, 5]. Be very attentive! (Приложение 4).
(Игру необходимо скопировать в двух экземплярах, первый экземпляр составят 10 карточек по 9 картинок на каждой из них; картинки второго экземпляра нужно разрезать на 90 маленьких карточек. Все картинки желательно раскрасить и заламинировать. Учитель смотрит на картинку и говорит предложения, используя время Future Continuous и соответствующие временные индикаторы, например: He`ll be jumping at 5 p.m. tomorrow; She`ll be watching TV from 4 till 6 tomorrow; They`ll be swimming all day long tomorrow; She`ll be crying when her mother comes home tomorrow. Задача учащегося, нашедшего у себя на карточке соответствующую картинку – повторить предложение, сказанное учителем, добавив слово too, например: He`ll be jumping at 5 p.m. tomorrow too. Только, сказав предложение целиком и без ошибок, ученик имеет право на получение картинки! Закрывший все картинки на своей карточке говорит «бинго» и получает в награду аплодисменты всех присутствующих на уроке. Так как учащиеся уже не первый раз играют в лото, роль учителя можно предоставить некоторым из них.)
I know that you`re very active and enjoy doing different things. Pretend that tomorrow you`ll have some spare time from 5 till 8 p.m. What will you be doing at this period of time? Let`s make a chain story. For example, I`ll be reading a book. Masha, repeat what I`ll be doing and say what you`ll be doing at this time.
Elena Valentinovna will be reading a book and I`ll be watching a movie.
Masha will be watching a movie and I`ll be washing the dishes.
Diana will be washing the dishes and I`ll be playing computer games…
You worked very well today. Thank you for being so active. But do you remember what we did at the previous lesson?
We wrote a lecture about the Future Perfect Tense.
Right. Has anyone learnt it yet? No? And who will be answering the lecture first at the next lesson? Let`s play a game and choose this person.
(Вариант игры “Who stole the cookies from the cookie jar?”[7] Учитель и ученики ставят стулья в круг, садятся на них и начинают ритмично выполнять следующие движения: 2 хлопка по коленям, 2 хлопка руками, 2 щелчка пальцами. Наладив ритм, учитель начинает игру.)
Teacher: Who will be answering the lecture first?
Students: Who will be answering the lecture first?
Teacher: Nastya will be answering the lecture first.
Students: Nastya will be answering the lecture first.
Nastya: Who? Me?
Teacher and students: Yes, you!
Nastya: Not me.
Teacher and students: Then who?
Nastya: Anya will be answering the lecture first…
(Слова произносятся при одновременном выполнении вышеуказанных движений. Если кто-то из учеников теряет ритм или забывает слова, он прекращает игру. Побеждает самый внимательный.)
So, Max, you`ll have to be the first to answer the lecture.
OK. I`ll try to learn it well.
Everyone gets “fives” today. Remember to learn the lecture. Good bye.
Список литературы
- В. Л. Каушанская. A grammar of the English language. Грамматика английского языка. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- В.Н. Мещерякова. I can read. Книга для учителя. – Казань, 2010.
- В.Н. Мещерякова. I can read. Наглядные пособия. – Казань, 2010.
- http://www.engblog.ru/grammar-training
- http://www.i-love-english.ru.
- http://www.learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/songs/shell-be-coming-round-the-mountain.
- http://www.mamalisa.com/?p=133&t=es&c=23
- http://www.youtube.com/watch?v=4ctrvrpM8UU