Открытый урок по обучению грамоте в 1-м классе "Звук [и]. Буквы И, и"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство с новым звуком и буквой;
  • Способствование развитию памяти, внимания, умения выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  • Воспитание любви и интереса к чтению.

Оборудование: Букварь, листочки для индивидуальной работы, цв.карандаши, иллюстрации (ослик Иа, Винни-Пух и Пятачок), м/ф «Вини-Пух», телевизор, DVD-проигрыватель, разрезная подвижная азбука, лента букв. 

Ход урока

I. Орг.момент:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.

II. Актуализация знаний:

– О каком таком порядке идёт речь? (умение различать звуки и буквы)

– Совершенно верно, вот этим мы сегодня и займёмся, но сначала вспомним пройденный материал.

  • Кто у нас собрался порядок наводить? (звуки и буквы)
  • Как их отличить друг от друга? (звуки – слышим и произносим, а буквы – видим и пишем)
  • Сколько букв мы выучили? (9) Назовите их.
  • А сколько среди них звуков? (5) Назовите.

– Молодцы.

III. Новая тема:

– Отгадайте загадку: Серый, а не волк,

Длинноухий, а не заяц,
С копытами, а не лошадь? (осёл)

вывешивается иллюстрация этого животного (Приложение 1)

– А как догадались?

– К какому виду относится эта загадка? (загадка-противопоставление)

– Какие противопоставления вы услышали?

– В каком м/ф есть это животное? (про Вини-Пуха)

иллюстрация ослика Иа из м/ф (Приложение 2)

IV. Просмотр эпизода м/ф:

– Посмотрите, пожалуйста на экран.

Просмотр эпизода про то, как ослик потерял свой хвост

– Какое настроение у ослика? Почему?

V. Моделирование звукового состава слова:

– У вас на столах лежат листочки. Кого видите? (ослика Иа)

Приложение 3

– Что с ним произошло? (он потерял не только хвост, но и голос)

– Как мы можем ему помочь?

– А как кричит ослик? Сколько звуков произносит?

– Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. (гласный)

– Какой буквой обозначается? (и)

– Теперь второй. (гласный, буква «а») Прочитайте.

чтение хором получившегося слова

– Какой новый звук услышали? (и) А вот на что похожа новая буква мы узнаем из букваря стр. 56.

VI. Зарядка для глаз:

Руки за спинку, головки назад
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх где – там муха летит?
Глазами повертим, поищем её
И снова работаем. Немного ещё.

VII. Работа по учебнику:

– Прочитайте.

– Ребята, а что нёс Пятачок ослику в подарок? (воздушный шарик)

– Сколько? (1)

иллюстрация из м/ф (Приложение 4)

– Нам он принёс нечто другое, а что? (флаги или флажки)

– Так флажки или флаги. Как догадаться? (посчитать звуки)

– Давайте составим звуковую модель этого слова.

по одному ученику у доски

– Какой последний звук? Что можете о нём сказать, глядя на предшествующий согласный звук? (даёт команду «Будь мягким!»)

– Какое же место займёт эта буква в нашей ленте?

– Молодцы.

– А донёс ли Пятачок свой подарок имениннику?

просмотр эпизода из м/ф

– Вини-пух тоже не остался в стороне и подарил нам, что бы вы думали? (гирю)

– А зачем нам такой подарок? (чтобы стать сильными)

– Самостоятельно составьте звуковую модель и напечатайте слово, но не цветовую, а знаковую. (=○=○)

– Давайте проверим.

– Очень хорошо справились. Молодцы.

VIII. Физминутка:

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.

IX. Определение местоположения звука в словах:

– Стр. 57 Что будем делать? (определять место звука в словах)

– А как мы этот будем делать? (произносить и соединять со схемой)

– Ребята, для чего нам это нужно? Ну, какая разница, где какой звук будет стоять? (чтобы грамотно и без ошибок писать)

– Тогда давайте приступим.

– Замечательно справились. Точно будем грамотными.

X. Разгадывание кроссворда:

– Что это за клеточки с буквами? (кроссворд)

– И как эту головоломку решить? (записать подходящие слова)

– Ну что ж, попробуем?

XI. Итог урока:

Давайте на последок поиграем «Доскажи словечко»:

  • Как это скучно –
    Сто лет без движенья
    В воду глядеть
    На своё отраженье.
    Свесила ветки с обрыва
    Такая грустная … (ива)

  • В узкий глазок ведёт тонкая нитка
    И поплыла за корабликом прытко.
    Шьёт, зашивает и колется колко,
    А называют кораблик … (иголка)

  • Не колючий,
    Светло-синий,
    По кустам развешан … (иней)

– На какую букву начинались все слова-отгадки?

– Какой она обозначает звук?

– Ребята, посмотрите на ленту букв, что заметили? (выучили все гласные буквы)

– Сколько их? (10) – А звуков? (6)

– Как вы думаете, смогли ли мы поднять ослику настроение?

Иллюстрация (Приложение 5)

– Всем спасибо за работу. Урок окончен.

– До свидания.

Приложения.