Цели:
- Знакомство с новым звуком и буквой;
- Способствование развитию памяти, внимания, умения выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- Воспитание любви и интереса к чтению.
Оборудование: Букварь, листочки для индивидуальной работы, цв.карандаши, иллюстрации (ослик Иа, Винни-Пух и Пятачок), м/ф «Вини-Пух», телевизор, DVD-проигрыватель, разрезная подвижная азбука, лента букв.
Ход урока
I. Орг.момент:
– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
II. Актуализация знаний:
– О каком таком порядке идёт речь? (умение различать звуки и буквы)
– Совершенно верно, вот этим мы сегодня и займёмся, но сначала вспомним пройденный материал.
- Кто у нас собрался порядок наводить? (звуки и буквы)
- Как их отличить друг от друга? (звуки – слышим и произносим, а буквы – видим и пишем)
- Сколько букв мы выучили? (9) Назовите их.
- А сколько среди них звуков? (5) Назовите.
– Молодцы.
III. Новая тема:
– Отгадайте загадку: Серый, а не волк,
Длинноухий, а не заяц,
С копытами, а не лошадь? (осёл)
вывешивается иллюстрация этого животного (Приложение 1)
– А как догадались?
– К какому виду относится эта загадка? (загадка-противопоставление)
– Какие противопоставления вы услышали?
– В каком м/ф есть это животное? (про Вини-Пуха)
иллюстрация ослика Иа из м/ф (Приложение 2)
IV. Просмотр эпизода м/ф:
– Посмотрите, пожалуйста на экран.
Просмотр эпизода про то, как ослик потерял свой хвост
– Какое настроение у ослика? Почему?
V. Моделирование звукового состава слова:
– У вас на столах лежат листочки. Кого видите? (ослика Иа)
Приложение 3
– Что с ним произошло? (он потерял не только хвост, но и голос)
– Как мы можем ему помочь?
– А как кричит ослик? Сколько звуков произносит?
– Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику. (гласный)
– Какой буквой обозначается? (и)
– Теперь второй. (гласный, буква «а») Прочитайте.
чтение хором получившегося слова
– Какой новый звук услышали? (и) А вот на что похожа новая буква мы узнаем из букваря стр. 56.
VI. Зарядка для глаз:
Руки за спинку, головки назад
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх где – там муха летит?
Глазами повертим, поищем её
И снова работаем. Немного ещё.
VII. Работа по учебнику:
– Прочитайте.
– Ребята, а что нёс Пятачок ослику в подарок? (воздушный шарик)
– Сколько? (1)
иллюстрация из м/ф (Приложение 4)
– Нам он принёс нечто другое, а что? (флаги или флажки)
– Так флажки или флаги. Как догадаться? (посчитать звуки)
– Давайте составим звуковую модель этого слова.
по одному ученику у доски
– Какой последний звук? Что можете о нём сказать, глядя на предшествующий согласный звук? (даёт команду «Будь мягким!»)
– Какое же место займёт эта буква в нашей ленте?
– Молодцы.
– А донёс ли Пятачок свой подарок имениннику?
просмотр эпизода из м/ф
– Вини-пух тоже не остался в стороне и подарил нам, что бы вы думали? (гирю)
– А зачем нам такой подарок? (чтобы стать сильными)
– Самостоятельно составьте звуковую модель и напечатайте слово, но не цветовую, а знаковую. (=○=○)
– Давайте проверим.
– Очень хорошо справились. Молодцы.
VIII. Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
IX. Определение местоположения звука в словах:
– Стр. 57 Что будем делать? (определять место звука в словах)
– А как мы этот будем делать? (произносить и соединять со схемой)
– Ребята, для чего нам это нужно? Ну, какая разница, где какой звук будет стоять? (чтобы грамотно и без ошибок писать)
– Тогда давайте приступим.
– Замечательно справились. Точно будем грамотными.
X. Разгадывание кроссворда:
– Что это за клеточки с буквами? (кроссворд)
– И как эту головоломку решить? (записать подходящие слова)
– Ну что ж, попробуем?
XI. Итог урока:
– Давайте на последок поиграем «Доскажи словечко»:
-
Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная … (ива) -
В узкий глазок ведёт тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик … (иголка) -
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан … (иней)
– На какую букву начинались все слова-отгадки?
– Какой она обозначает звук?
– Ребята, посмотрите на ленту букв, что заметили? (выучили все гласные буквы)
– Сколько их? (10) – А звуков? (6)
– Как вы думаете, смогли ли мы поднять ослику настроение?
Иллюстрация (Приложение 5)
– Всем спасибо за работу. Урок окончен.
– До свидания.