Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери, необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой адаптационный потенциал. В то же время самим родителям также необходимо приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

К тому же родители привыкают к тому, что ребенок отдаляется от семейного влияния, и процесс психологического отделения ребенка от матери становится более очевидным и порой протекает очень бурно. Как пишут Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф.Велента, родители впервые осознают тот факт, что “ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние” [1]. Таким образом, напряжение родителей растет не только из-за обеспокоенности состоянием ребенка в адаптационный период, но также и потому, что “продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения” [2].

Включение ребенка в новую социальную среду вызывает необходимость уточнения семейных границ и пересмотра супружеского договора относительно хозяйственно-бытовых обязанностей, сферы досуга и сферы, связанной с посещением ребенка детского сада. Также в семье происходят изменения благодаря тому, что для матери открывается возможность вновь заняться своей карьерой.

Таким образом, семья в этот период переживает один из закономерных семейных кризисов. Переживание семьей данного кризиса зависит от многих факторов. Среди основных можно назвать гибкость семейной системы, коммуникативные умения супругов, готовность родителей к расширению сферы контактов ребенка, умения поддержать его самостоятельность, характер внутрисемейных отношений. Также часто данный кризис совпадает с первым критическим периодом супружеских отношений (примерно на 3 году совместной жизни), что обостряет его протекание. В связи с этим психологические проблемы ребенка, дезадаптация могут быть маркером внутрисемейных проблем.

Задача родителей на данном этапе – помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга. Самостоятельно справиться с данным кризисом под силу только психологически здоровой (функциональной) семье.

Задача ДОУ – оказать родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.

Формы такой помощи могут быть разнообразными: это консультирование родителей (индивидуальное и групповое), практикумы, совместные игровые занятия детей, их родителей и специалистов ДОУ.

Работу с семьей необходимо начинать задолго до начала посещения ребенком ДОУ (в феврале). Можно выделить три этапа работы с родителями по адаптации к ДОУ.

На первом этапе проводится собрание, на котором родителям представляют ДОУ, показывают группы для детей раннего возраста. Основная цель данного собрания – активизировать заинтересованность родителей будущих воспитанников в дальнейшем сотрудничестве. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. Также родителям сообщают об особенностях начала посещения ребенком детского сада (адаптации), вручают памятки “Ребенок раннего возраста и детский сад.

На общем собрании родителям предлагают обратиться на индивидуальные консультации к педагогу-психологу.

Индивидуальная консультация на данном этапе работы имеет три цели: в ходе беседы собрать информацию о семье, выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, установить партнерские, доброжелательные отношения; выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками; на основе этих данных определить степень субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад, дать родителям соответствующие рекомендации.

На втором этапе проводятся совместные игровые занятия с мамами и детьми в условиях ДОУ. В совместных занятиях решается множество задач, среди которых создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности, обогащение чувственного восприятия и всей деятельности детей, создание эмоционально-положительного контакта с каждым ребенком и др.

В занятиях используются адаптационные игры, а также игры, направленные на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, физическое развитие и развитие речи.

На третьем этапе ребенок начинает посещать ДОУ (сентябрь-октябрь). Работа педагога-психолога с семьей на данном этапе заключается в консультировании родителей о процессе и результатах адаптации ребенка к новым условиям, а также в оказании психолого-педагогической помощи в разрешении сложных случаев, связанных с адаптацией ребенка к ДОУ, выявлении причин дезадаптации.

Рассмотрим основные причины дезадаптации ребенка. Их можно условно разделить на три группы. Предлагаемое разделение условно, т.к. в одной семье могут быть не одна, а несколько проблем.

Первая, пожалуй, самая распространенная причина дезадаптации ребенка – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. Здесь можно указать самые частые случаи. Так, в последнее время все больше семей имеют только одного ребенка. При этом он очень опекаемый, воспитывается по типу “кумир семьи”. Такой ребенок привык к излишнему вниманию, ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной. В семьях с опекающим стилем воспитания для ребенка нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не учится соотносить свои действия с другими людьми и т.д. Все это в итоге вызывает дискомфорт при посещении детского сада, ребенок становится агрессивным, эмоционально нестабильным. В этом случае требуется коррекция детско-родительских отношений в направлении осознания родителями факта все возрастающей самостоятельности ребенка, необходимости предъявлений к ребенку требований, а также разъяснений последствий опекающего стиля воспитания.

Довольно распространенными сегодня стали случаи, когда родитель обеспокоен фактом необходимости посещения детского сада больше, чем сам ребенок. В этом случае ребенок может быть вполне готов принять новые социальные условия, но стороны членов семьи это вызывает тревогу. Это относится к тревожно-мнительным родителям, которые, как правило, имеют только одного ребенка, часто это поздний ребенок. В данной ситуации родители сами психологически не готовы к тому, что ребенок приобретает некоторую независимость от их влияния, оставаясь в группе детского сада. Часто они сами не осознают того, что их действия не помогают ребенку привыкнуть к новым условиям, а наоборот, усложняют данный процесс. При этом эмоциональное напряжение и тревожность родителей передается ребенку. Таким образом, решение проблемы адаптации ребенка здесь заключается в изменении детско-родительских отношений в сторону принятия факта отделения ребенка от семьи; также необходима коррекция эмоциональной сферы самих родителей.

Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал. Это отражается в том, что у детей, приходящих в детский сад, плохо сформированы коммуникативные навыки. Например, на одной из консультаций мама девочки, которой было очень трудно привыкнуть к группе, говорила, что до детского сада они избегали общества, гуляли в тихих и спокойных местах, боясь, что шум и другие люди могут вызвать у девочки беспокойство. Другая мама объясняла изолированность ребенка от социальных контактов вне семьи заботой о здоровье ребенка (ребенок мог бы там заразиться). В таких случаях необходимо расширить представления семьи об особенностях общения ребенка в раннем и младшем дошкольном возрасте, о приемах и способах его развития, о необходимости широкого и разнообразного круга общения для социальной адаптации ребенка.

Несогласованность воспитательных воздействий различных членов семьи, непоследовательность в воспитательных воздействиях также является проявлением низкого педагогического потенциала семьи. Результатом такой воспитательной позиции будет эмоциональное напряжение ребенка, низкая самооценка, агрессивность и другие поведенческие нарушения. Причем часто родители могут осознавать, что их педагогические воздействия в семье рассогласованы, но они не могут исправить это рассогласование и договориться между собой о взглядах на воспитание ребенка. За этим может скрываться конфликт между супругами, а каждый из родителей стремится “перетянуть” на свою сторону ребенка. В данном случае необходимо формировать мотивацию супругов на изменение взаимодействия друг с другом и работать уже в направлении гармонизации отношений супругов.

Таким образом, решение проблем данного круга заключается в психолого-педагогическом просвещении родителей по поводу возрастных особенностей и потребностей детей, особенностях взаимодействия с ними, создания соответствующих развивающих условий.

Второй причиной детской дезадаптации являются ситуации, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения. Рассматривая особенности таких родителей, разделим их на два типа. Первый тип представляют те, кто с трудом идет на общение с воспитателями группы, не прислушивается к их мнению, не стремится участвовать в жизни детского сада, неохотно рассказывают о своей семье, о том, как ведет себя ребенок вне детского сада. Такие родители предъявляют множество требований к содержанию ребенка в группе и считают, что все проблемы зависят от действий воспитателей. Таким образом, они перекладывают ответственность за воспитание ребенка на детский сад, их недовольство растет, возникают конфликты, вызывая напряженность и у ребенка. В этой ситуации психолого-педагогическая помощь родителям направлена на то, чтобы они осознали всю значимость согласования своих воспитательных воздействий с детским садом.

Другая категория родителей отличается тем, что они стремятся согласовывать свои действия с воспитателями, участвовать в жизни группы, но симптомы трудной адаптации ребенка все же сохраняются. Дело в том, что, отдавая ребенка в детский сад, многие вспоминают свое детство. Часто дети, родители которых плохо адаптировались к детскому саду в детстве, адаптируются также трудно. Это связано с детским опытом самих родителей, обидами и другими негативными переживания по поводу пребывания в детском саду. Такие родители могут подсознательно считать, что детский сад – это место, где ребенка только принуждают к чему-либо, что ему изначально не может быть там хорошо. Работа педагога-психолога в этой ситуации заключается в изменении отношений родителей к детскому саду и к их детскому опыту.

Третья причина дезадаптации ребенка – это проблемы, связанные с протеканием первого критического периода супружеских отношений. Этот период сопровождается ростом отрицательных эмоций, разногласий во взглядах, разочарованием в браке, установлением нового распределения обязанностей. Это своеобразная проверка устойчивости семьи. Так, возрастающая напряженность в отношениях может стать причиной разрушения брака.

Таким образом, налаживание взаимоотношений между супругами может стабилизировать ситуацию с привыканием ребенка к условиям детского сада. Работу психолога с родителями необходимо направить на повышение сплоченности родительской подсистемы, коррекции образа брачного партнера.

Подводя итог всему вышесказанному, еще раз стоит отметить, что период адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения тесно связан с решением семьей определенного ряда задач. В том случае, если семья не способна самостоятельно решить возникшие трудности, это негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Поэтому для избегания тяжелых дазадаптивных проявлений педагогу-психологу необходимо наладить работу с семьей задолго до начала посещения ребенком ДОУ.

Список литературы

1. Олиферович, Н.И., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента, Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб., 2006. – С. 58-59.

2. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М., 2005. – С. 65.