"Полководец Ватутин – наш земляк дорогой"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью великого полководца Н.Ф.Ватутина;
  • раскрыть его роль в истории нашей страны;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за наших славных земляков.

Оборудование: фильм “Контрудар”, географическая карта, где флажками помечены места боевой славы генерала; бумага для изготовления “голубя мира”; выставка рисунков.

Ход занятия

Ведущий : 16 декабря 2011 года исполнится 110 лет со дня рождения талантливого полководца Николая Федоровича Ватутина, нашего земляка.

И сегодня мы совершим заочное путешествие на его малую родину, пройдем по местам боевой славы.

1 ученик:

Когда кружилась вьюга
В начале века, в декабре
Крестьянский сын – Ватутин Коля
Родился в маленькой избе.
Учился в школе он отлично,
И детство все прошло в труде,
Хоть скромен был он в жизни личной,
Старался первым быть везде.

2 ученик: Н.Ф.Ватутин родился 16 декабря в семье крестьянина – середняка, в селе Чепухино Валуйского уезда. В семье Ватутиных было девять детей.

3 ученик: Семилетним мальчиком Николай поступил в начальную школу и через четыре года окончил ее с отличием. После школы Коля оканчивает двухклассное земское училище в Валуйках, а затем выдерживает конкурсные экзамены в Уразовское коммерческое училище. Через три года он вынужден бросить училище, так как стипендия на четвертом году обучения не выплачивалась. Ватутин приезжает в родное село и становится переписчиком.

4 ученик: Здесь в деревне он встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Ватутин, как самый грамотный на селе, помогает крестьянам при разделе помещичьей земли. С Октябрьской революции семья крестьянствовала, потом вступила в колхоз. Работали на разных работах: в поле, на фермах, были в семье и тракторист, и кладовщик, и счетовод, и фельдшер.

Учитель 1: Время было трудное. На Украину ворвались войска кайзеровской Германии. Вместе с гайдамаками они пытались задушить советскую власть, уничтожить свободу и независимость трудящихся. Вслед за ними двинулась огромная , хорошо вооружённая армия Деникина. Народ поднялся на борьбу с внешней и внутренней контрреволюцией, борьба была жестокой и длительной. Все мужчины села Чепухино записались в Красную Армию.

5 ученик:

На фронт Ватутин добровольцем
В войну гражданскую ушел,
Где стал бойцом и комсомольцем
И школу мужества прошел.
В Полтаве, в Харькове учился,
Чтоб командиром красным стать.
Всегда упорно он стремился
В военном деле все познать.

Учитель 2: Ватутин вступает добровольцем в ряды Красной Армии в апреле 1920 года. Его зачисляют в 3 запасный батальон, в Луганск. В районе Луганска и Старобельска он участвует в боях с бандами. За этот период молодой красноармеец многому научился и понял, что новую жизнь надо завоёвывать.

Вскоре его посылают в Полтаву – на командные курсы. В 1921 году Н.Ф.Ватутин вступает в партию. К курсантам приезжал М.В.Фрунзе, в то время командовавший войсками Украины и Крыма. В своем напутствии будущим командирам он говорил о счастье сражаться за свободу своей Родины, за советскую власть. На всю жизнь запомнил слова любимого полководца молодой командир Ватутин.

К командирам в то время предъявлялись очень высокие требования, поэтому Николай Фёдорович в 1929 году закончил Военную академию им.М.В.Фрунзе, а затем военную академию Генерального штаба. С 1931года по 1940 год он занимает должность начальника штаба дивизии, начальника отдела Сибирского военного округа, заместителя начальника штаба Киевского военного округа. В июле 1940 года генерал-лейтенант Н.Ф.Ватутин назначается заместителем начальника Генерального штаба РККА. На этой должности и застала его война.

Звучит песня “ Священная война” Муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева– Кумача.

Учитель 3: С начала войны Николай Федорович воевал на разных фронтах. В тяжелом сорок первом он был начальником штаба Северо – Западного фронта. Части и соединения вели тяжелые оборонительные бои, героически отстаивая каждую пядь земли. Ставка Верховного командования с целью задержания продвижения фашистских войск на Ленинград, решила нанести по противнику ряд сильных контрударов. Штаб фронта во главе с генералом Ватутиным с этой операцией справился успешно. Ощутимый удар по врагу был нанесен в районе Новгорода и Калинина. При этом личное мужество и решительность проявил генерал– лейтенант Ватутин, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Учитель 4: 14 июля 1942 года Н.Ф.Ватутина переводят на Воронежский фронт – командующим.

В это время немецко-фашистские войска наносили основной удар на воронежском направлении. В результате упорных и ожесточенных боёв противник был остановлен.

В период подготовки наших войск к контрнаступлению под Сталинградом Ватутин назначается командующим Юго-Западным фронтом. Дни и ночи изучает он обстановку, руководит переброской частей.

Сражение на берегах Волги закончилось великой победой наших войск. Отборные немецко-фашистские дивизии, насчитывающие свыше 330тыс. человек, на вооружение которых работала почти вся Западная Европа, были окружены и разгромлены.
За умелое руководство войсками генерал-полковник Н.Ф.Ватутин был награждён орденом Суворова 1-ой степени, а 12 февраля ему было присвоено звание генерала армии.

Ведущий: После завершения Сталинградской битвы Ватутин снова на Воронежском фронте: предстояла крупнейшая операция на Курской дуге. Необходимо было создать прочную глубокоэшелонированную оборону. Эту задачу Воронежский фронт вместе с Центральным фронтом успешно решил.

После трудных оборонительных боёв советские войска прорвали оборону противника. 5августа освободили Белгород, 23 августа штурмом взяли Харьков.

Курская битва, в которой фашистское командование стремилось взять реванш, принесла великую победу советским войскам и явилась новым историческим этапом на пути к нашей полной победе над фашистской Германией.

(Просмотр кадров худ. фильма “Контрудар”)

6 ученик:

И помнят донецкие степи
И Курская помнит дуга
С родного порога на Запад
Он гнал, не жалея врага.

7 ученик:

Он побеждал и в битвах, и в сраженьях.
Стратег, мыслитель, воин, командарм.
Все, оценив, он принимал решенье
Ватутин, полководец, генерал.

8 ученик:

Вёл полки Ватутин сквозь огонь к победе.
Зов тревожный слыша Родины своей:
– Защищай свободу!
И спасай планету
От беды великой ради всех людей.

Учитель 1: Советская Армия неудержимо двигалась на запад. Осенью 1943 года развернулись бои на Днепре. 20 октября 1943года Воронежский фронт

был переименован в 1-й Украинский. Войсками этого фронта под командованием Н.Ф.Ватутина 6 ноября 1943 года была освобождена столица Украины – Киев. В феврале 1944года войска, руководимые Н.Ф.Ватутиным, во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом окружили и уничтожили крупную группировку противника в районе Корсунь-шевченковского.

29 февраля 1944года во время поездки по войскам перед началом крупной наступательной операции в бою с бендеровской бандой, устроившей засаду на пути его следования из Ровно в Славуту, Н.Ф.Ватутин был тяжело ранен, и 15 апреля скончался.

9 ученик:

И в буднях войны напряжённой
С друзьями победу ковал.
Но вражеской пулей сраженный,
В бессмертье шагнул генерал.

10 ученик:

Среди полей родного края
Хваленых маршалов громил.
До светлых дней Победы в мае
Всего лишь год он не дожил.
Всегда звездою путеводной
Ему для нас, живущих быть.
В сердцах и памяти народной
Ватутин вечно будет жить!

Учитель 2: 17 апреля 1944 года в Киеве состоялись похороны генерала армии Ватутина.

В час погребения в Москве прозвучал салют. Страна провожала одного из лучших своих сыновей. Когда Николай Федорович погиб, ему не было ещё и 43 лет. Таким молодым, полным энергии, силы, нерастраченного таланта он и остался в памяти народа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель 3: Жизнь великого генерала– подвиг. Подвиг во имя Отчизны, подвиг во имя Отечества, подвиг во имя Родины.

Ведущий: Память о генерале Ватутине будет жить вечно. Его родное село носит имя героя. В нашем городе одна из улиц названа именем Ватутина, а в Белгороде – проспект. Мы по праву гордимся своим замечательным земляком, который прославил наше Отечество.

Звучит музыка. Дети складывают голубя с учителем технологии способом оригами.

Пусть наш голубь мира пронесёт по всей Земле весть:

– Миру – мир! Никогда не бывать разрушительной войне!