Программа “Солнышко” отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей с нарушениями экспрессивной речи. Она может быть полезна учителям-дефектологам, логопедам, воспитателям, осуществляющим коррекционно-развивающую работу с детьми от 3 до 4 лет.
Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес к окружающей природе. Она является непосредственным источником, из которого дети черпают свои впечатления, причем процесс взаимодействия ребенка с миром природы противоречив. Эмоциональное отношение к ней может проявиться у детей, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием ребенком правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому так важно формировать у детей правильное представление и отношение к природе.
Другой не менее актуальной проблемой педагогики является постоянный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии. Довольно часто среди детей младшего дошкольного возраста встречаются дети с нарушениями экспрессивной речи. При этом способность ребенка использовать выразительную разговорную речь находится на более низком уровне, не соответствующем его возрасту, а понимание речи – в пределах нормы.
Нарушения экспрессивной речи представлены нарушенным формированием фонетико-фонематической, лексической, грамматической и связной сторон речи. Фонетико-фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения: искажения звуков, замены и смешения. Наблюдается неумение ребенка дифференцировать на слух звуки, выделить определенный звук в слове. Возможны расстройства артикуляционных движений, когда наблюдается их замедленность, четкость выполнения, трудность нахождения артикуляционной позы. Но эти нарушения наблюдаются не всегда. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций, которые выражаются: в неумении образовывать множественное число существительных, неправильном употреблении падежных окончаний; в нарушении согласования местоимений, прилагательных, числительных с существительными; в опускании предлогов. Предложения однословные или из двух слов. В общение по своей инициативе не вступают, отказываются пересказать знакомую сказку.
Кроме этого, у детей могут наблюдаться: снижение интереса и отставание в развитии познавательной деятельности, отклонения в формировании эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, колебания работоспособности и настроения. Они могут быть повышенно агрессивными или, наоборот, замкнутыми, стараются избегать общения со сверстниками или вступают в конфликты. Поэтому этим детям так необходимо общение с природой. Взаимодействие с животными и растениями нормализует работу нервной системы, психики в целом. Даже кратковременное созерцание плавающих рыбок в аквариуме является эффективным средством для снятия стресса. Поэтому именно на занятиях по экологическому образованию и воспитанию детей возможно в наибольшей степени скорректировать эмоции и поведение детей, развить их речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, воображение.
У детей с нарушениями экспрессивной речи также наблюдается общая моторная неловкость. Часто страдает мелкая моторика пальцев.
Название программы выбрано не случайно. Без солнышка невозможна жизнь и развитие всего живого на земле – и животных и растений. Согревая лучами землю, солнышко радует всех людей – и взрослых, и детей, поднимает настроение. Использование изображения солнышка в качестве сюрпризного момента на занятиях помогает в игровой форме ввести детей в увлекательный мир природы, повышая интерес к миру растений и животных. Как добрый и ласковый друг, солнышко сопровождает детей в путешествиях в осенний, зимний, весенний лес, в сад и на огород; вместе с детьми отправляется в гости к домашним и диким животным, знакомится с объектами и явлениями природы; слушает их рассказы о животных и о явлениях природы; наблюдает за выполнением детьми артикуляционной, звуковой, пальчиковой гимнастики (рисунок 1).
В программе представлено не только содержание организационно-методических вопросов работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями экспрессивной речи, но и современные психолого-педагогические технологии формирования экологических знаний детей. С одной стороны – это использование на занятиях приема – анимизма, когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются ими сознанием и жизнью, психикой и душой (например, при проведении звуковой гимнастики, психогимнастики, подвижных игр), что создает особые условия для восприятия объектов природы как живых организмов, вызывает у ребенка чувства сопереживания и перевоплощения. С другой стороны – это использование на занятиях схем, мнемотаблиц и моделей (рисунок 2), которые помогают ребенку составить связное высказывание об окружающей природе и осуществить значительный скачок в развитии экспрессивной речи.
Новизной программы является разработка показателей сформированности экологических представлений, состояния речевых и неречевых психических процессов детей младшего дошкольного возраста по трем уровням: низкий, средний и высокий (Приложение 3).
При составлении программы по формированию элементарных экологических представлений использовались: комплексная “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и программа “Детство”, которая позволяет сочетать тематическое планирование с интегрированным подходом.
Целью программы является построение системы формирования элементарных экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и воспитание правильного отношения к объектам природы в сочетании с комплексностью педагогического воздействия, направленной на выравнивание речевого и нервно-психического развития детей с нарушениями экспрессивной речи.
Основные направления программы:
Формирование элементарных экологических представлений о растительном мире.
Формирование элементарных экологических представлений о животных, птицах, рыбах, насекомых.
Формирование элементарных экологических представлений о временах года.
Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию речи и неречевых психических функций.
Основными задачами программы являются:
Общеразвивающие задачи:
- сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;
- развитие познавательного интереса к миру животных и растений, местам их обитания;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- формирование психологической базы для развития речи, мышления, внимания, памяти, творческой фантазии и воображения;
- развитие общей и ручной моторики;
- сенсорно-перцептивное развитие детей.
Механизм реализации программы предполагает осуществление следующих условий:
- Определение содержания коррекционно-образовательной работы.
- Организация специальной предметно-пространственной развивающей среды.
- Интеграция деятельности специалистов, работающих с детьми.
- Закрепление полученных на занятиях экологических знаний в повседневной жизни.
Содержание коррекционно-образовательной работы определяют следующие направления:
1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков по экологической тематике, а также состояния высших психических функций; наблюдение за динамикой речевого и психического развития в условиях образовательной и коррекционной работы.
2. Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
3. Развитие познавательного интереса к миру животных и растений, местам их обитания, обеспечение устойчивой положительной мотивации к преподносимому на занятиях материалу.
4.Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы.
5. Развитие экспрессивной речи.
Развитие экспрессивного словаря:
– расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Домашние животные и их детеныши”, “Дикие животные и их детеныши”, “Домашние птицы”, “Дикие птицы”, “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Комнатные растения”, “Насекомые”, “Цветы”;
– расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам (вянуть, желтеть, скакать, охотиться, ловить, клевать и т.д.);
– уточнять и активизировать словарь за счет прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый), свойства (сладкий, кислый, душистый, сочный, трусливый, зубастый и т.д.), величину (большой, маленький, длинный, короткий), форму (круглый, овальный).
– обогатить активный словарь наречиями, обозначающими сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), ощущения (тепло, холодно, вкусно).
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
– учить образовывать и использовать в речи формы единственного и
множественного числа имен существительных мужского и женского родов в
именительном падеже (кот – коты, заяц – зайцы, медведь – медведи и т.д.).
– формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).
– учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (к, ик, чик, ок, чек, очк, ечк, ен, ят).
– обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного числа в именительном падеже (большое яблоко, маленькая слива).
– формировать умение согласовывать числительные с существительными в роде и числе в именительном падеже (одна груша, две груши, три груши).
– учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя груша, мой апельсин), правильно употреблять местоимения меня, мне.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
– формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой и речевой выдох;
– развивать силу, динамику и модуляцию голоса;
– развивать подражание речевым звукам;
– закреплять четкость произношения гласных звуков (а, о, у, и) и согласных (м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь, к, кь, г, гь, х, хь), уточнять четкость произношения согласных звуков (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ);
– воспитывать правильный умеренный темп речи;
– развивать интонационную выразительность речи;
– формировать умение различать гласные звуки ( у-а, и-у, э-о, о-о, э-у);
– учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах ( б-н, м-т, п-г);
– формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот-кит, дом-ком, миска-киска).
Развитие диалогической и связной речи:
– воспитывать потребность в речевом общении;
– учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий;
– формировать вначале простые распространенные предложения путем ответа на поставленные вопросы по сюжетным картинкам (Кто это? Какие птички? Что они делают?), по схемам и мнемотаблицам (Какое время года? Какое солнышко весной? Что происходит со снегом весной?), затем сложносочиненные предложения (Осенью листья падают с деревьев, а весной распускаются. Весной листочки на деревьях распускаются потому, что становится тепло).
6. Развитие неречевых психических функций:
– развитие подвижности артикуляционного аппарата;
– развитие общей и мелкой моторики;
– развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
– развитие внимания, памяти, мышления, повышение работоспособности на занятиях;
– развитие творческих способностей.
Организация специальной предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.) Это создание центра в групповом помещении “Познаем мир природы” (рисунки 3,4) и наличие специального оборудования в кабинетах специалистов.
Интегрированный подход к экологизации различных видов деятельности предполагает участие всех специалистов, осуществляющих педагогическую и коррекционно-развивающую работу с детьми. Это обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей и предусматривает взаимосвязь в работе дефектолога, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. Каждая тема изучается концентрированно, т.е. в течение какого-то времени (например, одной недели), ежедневно специалисты организуют изучение одной темы. Это очень важно для актуализации речи детьми.
Для успешной реализации программы необходимо как систематическое формирование элементарных экологических представлений на занятиях, так и закрепление полученных на занятиях экологических знаний в повседневной жизни. Это предусматривает проведение следующих мероприятий:
– разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбкой, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами, сезонными изменениями в природе). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об объектах и явлениях природы;
– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
– занятия с природными материалами (рисунок 5);
– совместная деятельность педагога с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;
– оформление помещения группы, связанное с экологической тематикой (рисунок 6);
– эстетически и красиво оформленные в летнее время участки, дающие возможность непосредственного общения с природой (рисунок 7);
– регулярное изготовление и использование наглядных пособий, связанных с экологической тематикой (например, куб “Развиваем дыхание” (рисунок 8), ковролин на липучках “Времена года” (рисунок 9);
– чтение произведений художественной литературы на экологическую тематику; рассказывание и обыгрывание народных сказок c помощью фигурок настольного театра, рассматривание иллюстраций в книгах;
– проведение экологических досугов: “Лесные приключения”, “Давайте сохраним природную красу”, “В гости к бабушке Нюре”, “Волк и козлята”.
Методическим обеспечением программы является дидактический материал, разработанный по всем направлениям программы в соответствии с требованиями дошкольного образования и воспитания, учитывающий психофизиологические особенности детей с нарушениями экспрессивной речи. Формирование у детей элементарных экологических представлений осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Все усвоенное детьми на фронтальных занятиях обязательно закрепляется на подгрупповых, индивидуальных занятиях и занятиях по развитию продуктивной деятельности. В Приложении 2 содержатся рекомендации по расширению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий.
В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Все задания и упражнения на каждом занятии объединяются одной лексической темой и подчинены единому сюжету. Обучение построено с учетом максимально возможной двигательной активности воспитанников и постоянной смены места работы во время занятия. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, способствует успешному осуществлению коррекционно-развивающей работы.
Тематическое планирование занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному с коррекционно-развивающим компонентом (Приложение №1). При составлении перспективного плана занятий использовались методические рекомендации Т.М.Бондаренко, В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой. В графе “Пути достижения цели” указаны все элементы коррекционно-развивающей работы с детьми, разработанные по каждой теме занятия. Поэтому если фронтальное занятие предусматривает использование большого объема материала, необходимого для формирования знаний у детей, то в целях предупреждения их утомления, некоторые элементы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, указанные в этой графе, выносятся на индивидуальные коррекционные занятия, а также используются воспитателем при проведении “коррекционного часа”.
Проверка уровня знаний детей по экологической тематике, а также уровня развития экспрессивной речи и неречевых психических функций на начальном и конечном этапах обучения показали значительную динамику в развитии детей. Следовательно, программа “Солнышко” является целесообразной и эффективной и способствует подготовке детей младшего дошкольного возраста к последующим этапам обучения.
Список литературы
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж, 2007.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М., 2005.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж, 2007.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2006.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб., 2007.