Формы контроля качества знаний, умений и навыков студентов в процессе освоения модульной программы по композиции

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (766 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


Контроль знаний, умений и навыков студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество образования.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения различные функции:

  • проверочная — заключается в выявлении степени освоения студентом материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в закреплении приемов интеллектуальной деятельности и навыков рационального труда;
  • обучающая — предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;
  • развивающая — подразумевает стимулирование познавательной потребности студента, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;
  • социальная — призвана сориентировать студента в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом будущей профессии);
  • аксиологическая — служит воспитанию ответственности студента (исполнительности, дисциплины, аккуратности), формированию сознательного выбора;
  • диагностическая — формирует понимание, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях студента, но и о порождающих их причинах;
  • прогностическая — помогает студенту предоставлять опережающую информацию об образовательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

В педагогической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый.

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения неизбежно ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля. При этом формы контроля остаются практически неизменными.

В данной статье представлено содержание “Блока контроля” одного из модулей рабочей учебной программы по композиции (см. Приложение №1.) Блоку контроля, конечно, предшествует изучение студентами лекционного материала (аудиторно и дистанционно). Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу процесса контроля и самоконтроля студента, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом композиции. Каждый модуль программы включает в себя подобные блоки контроля.

Использование в курсе дистанционных образовательных технологий расширяют возможности изучения теоретического материала. При дистанционной форме обучения может использоваться такая форма лекций, как лекция – презентация. В этом случае лекция преподавателя представляется студентам в виде компьютерной презентации. Презентации с цветными иллюстрациями не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность изучить лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Рабочая программа по композиции (см. Приложение №1) предназначена для студентов, осваивающих специальность “Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы 070802; квалификация: художник – мастер”. Данная дисциплина относится к спецпредметам художественной направленности, входящих в стандарт, и обязательных к изучению: рисунок, живопись, исполнительское мастерство (резьба по дереву и роспись керамики), народный орнамент, декоративно-прикладное искусство, история искусств.

Студенты данного отделения специализируются на резьбе по дереву и росписи керамических изделий. Изделия из дерева и керамики являются носителями стилевых и эстетических черт эпохи. Они всегда были объектом художественного творчества, поэтому занятия по данной программе предполагают у студентов наличие базовых изобразительно-художественных знаний и навыков.

Кроме того, реализация данной программы предусматривает повторение и закрепление всех ранее изученных тем по предметам: рисунок, живопись, черчение, технология. На занятиях студенты осваивают теоретическую базу композиции художественных изделий из дерева и росписи изделий из керамики, но и приобретают практические навыки дизайна изделий декоративно-прикладного искусства.

Модуль №3. Тема модуля: “Декор”. Блок контроля.

Цели модуля:

  • Художественно-техническое образование и эстетическое воспитание обучающихся, приобщение их к проектной деятельности на примере художественной обработки древесины и керамики;
  • Расширение кругозора, воспитание интереса и понимания значения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и ремесла (в т.ч. проектирования и конструирования изделий из дерева и керамики) в жизни общества и человека;
  • Формирование умений и навыков в создании декоративных композиций и предметов интерьера из дерева и глины;
  • Развитие изобразительных навыков и творческих способностей.
  • Расширение возможностей выпускников в профессиональной самореализации.
  • Формирование художественного восприятия предметной среды.
  • Освоение теоретических основ композиции;
  • Освоение терминологии художественного процесса и композиции.

Содержание модуля:

  • Понятие декора. Виды декора в художественной деревообработке и росписи керамики.
  • Роль декора в композиции предмета ДПИ. Способы размещения декора на предмете ДПИ
  • Формообразующий декор изделия ДПИ.
  • Орнаментальный декор изделия ДПИ.
  • Сюжетный декор изделия ДПИ.
  • Декор. Блок контроля.

После изучения модуля студент должен знать:

  • Правила композиции и проектирования при разработке и изготовлении художественных изделий из дерева и росписи керамики.
  • Правила композиционного размещения декоративных элементов на изделиях декоративно-прикладного искусства.
  • Особенности образного языка изобразительного и декоративно-прикладного искусства, специальную терминологию;
  • Основы и правила выполнения эскизов, проектов и изображений художественных изделий (технический рисунок, отмывка и т.п.).

После изучения модуля студент должен уметь:

  • выполнять изображения художественных изделий из дерева и роспись керамики (эскизы, зарисовки, технический рисунок, отмывка, эскизный проект).
  • осознанно применять правила композиции в процессе проектирования художественных изделий из дерева и керамики.
  • Использовать в процессе композиции анализ, синтез, стилизацию, типизацию и формообразование;
  • Выполнять технический рисунок и отмывку изображений предметов из дерева и керамики, с учётом его конструктивных особенностей.
  • Применять приёмы переработки реальной формы в декоративные;

Цели реализации блока контроля:

  1. Определение уровня освоения учебного материала.
  2. Контроль за качеством знаний, умений и навыков студентов.
  3. Развитие самостоятельности и адаптивности студентов через формы самостоятельной деятельности.
  4. Воспитание ответственности студентов в процессе контроля и самоконтроля образовательной деятельности.

Содержание блока контроля (в соответствии с Учебным планом):

  • Аудиторная контрольная работа – 2 часа.
  • Просмотр – 2 часа
  • Дистанционная контрольная работа – 8 часов.
  • Консультации – 4 часа.

Формы контроля:

1. Аудиторная контрольная работа.

Одной из форм текущего тематического контроля является аудиторная контрольная работа. Аудиторная контрольная работа представляет собой самостоятельную работу студента, рассчитанную на 2 учебных часа, в соответствии с учебным планом.

Аудиторная контрольная работа предполагает выполнение задания одинакового по сложности, тематике и технике исполнения для всех студентов.

Задание для студентов в рамках проведения аудиторной контрольной работы:

  • Тема: симметричная орнаментальная композиция для резной филёнки.
  • Тип орнамента: розетка;
  • Вид орнамента: плетёнка + растительный;
  • Размер листа – А3;
  • Ахроматическая отмывка акварелью или тушью.
  • Подпись чертёжным шрифтом в правом нижнем углу (Ф.И., №гр.).

2. Просмотр.

Просмотр – форма контроля, предполагающая публичное оценивание результатов выполнения аудиторной контрольной работы, а так же всех практических работ и упражнений, выполненных в процессе освоения 1-3 модулей программы.

Этапы проведения просмотра:

  • Подготовка к просмотру – 30 мин. Работы, выполненные в результате выполнения аудиторной контрольной работы монтируются на магнитной доске; текущие работы студенты раскладывают в фойе и кабинете композиции.
  • Просмотр и обсуждение работ – 30 мин. Студентам даётся время для самооценки и взаимооценки работ (оценка ведётся с использованием системы рейтингового оценивания).
  • Подведение итогов, обсуждение результатов работы студентов и выставление оценок.

3. Рейтинговый контроль.

Рейтинг – дословно с английского – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается “накопленная оценка” или “оценка, учитывающая предысторию”. Рейтинговая оценка: учитывает текущую успеваемость студентов и тем самым значительно активизирует их самостоятельную работу; более объективно и точно оценивает знания студентов за счет использования бальной шкалы оценок; позволяет получать подробную информацию об уровне выполнения работы каждым студентом.

Рейтинговая оценка работ, представленных студентами на просмотр:

Параметры

Уровни освоения

Количество работ в соответствии с требованиями 1 уровень – параметр не проявляется – “0” баллов 2 уровень – параметр проявляется не всегда– “2” б. 3 уровень – параметр проявляется часто – “3” балла. 4 уровень – параметр проявляется всегда + творческий подход – “4” +1 балл

Грамотность композиционного решения

Аккуратность исполнения

Гармония формы и цвета

Креативность

Оценка результата:

  • 20-25 баллов – “отлично”.
  • 15-19 баллов – “хорошо”.
  • 10-14 баллов – “удовлетворительно” – необходимо вернуться к изучению модуля.
  • Менее 9 баллов – “неудовлетворительно” необходимо вернуться к изучению модуля и выполнить недостающие работы или доработать работы, получившие низкие оценки.

4. Дистанционная контрольная работа.

Дистанционная контрольная работа представляет собой самостоятельную работу студента (выполняемую дистанционно), рассчитанную на 8 учебных часов, в соответствии с учебным планом. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. В традиционной педагогике при очном обучении самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. В настоящее время работа с информацией идёт в более объёмном масштабе – студенты имеют возможность работать с Интернет-ресурсами, с CD-коллекциями, а не только с источниками информации на бумажных носителях. Расширение сферы самостоятельной работы при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе студентов с лекционным (теоретическим) материалом; о текущем и промежуточном самоконтроле; о выполнении исследовательской работы; о подготовке к практическим работам и т.д.

Содержание Дистанционной контрольной работы: Выполнение иллюстративного проекта предмета декоративно-прикладного искусства по собственной композиции в цвете (художественная обработка древесины; роспись керамики).

Требования к оформлению иллюстративного проекта:

  • Проект необходимо выполнить на листе А3.
  • Отмывка в цвете, изображение наиболее выгодно показывающее форму и декор предмета (аксонометрия, перспектива или вид спереди).

Этапы выполнения Дистанционной контрольной работы:

    1. Выбор темы (идея);
    2. Работа с аналогами (зарисовки + не менее 3-х технических рисунков на листах А3-А4 на основе аналогов);
    3. Анализ, синтез и формообразование;
    4. Проработка деталей (от общего к частному);
    5. Выбор вида декора (формообразующий, орнаментальный, сюжетный).
    6. Распределение декора по поверхности предмета;
    7. Проработка элементов декора (мотивы, формы, стиль и т.п.);
    8. Обобщение изображения (от частного к целому).
    9. Выполнение иллюстративного проекта изделия в цвете (отмывка).

Темы (виды изделий) для проектирования:

1.Декоративные маски (2-3 шт. в зависимости от степени сложности).

2.Корпус для часов:

  • Напольный;
  • Настольный;
  • Настенный;

3.Декоративный светильник:

  • Потолочный.
  • Напольный;
  • Настольный;
  • Настенный;

4.Жардиньерка (интерьерная, уличная):

  • Напольная;
  • Настольная;
  • Настенная;

5.Письменный прибор.

6. Сувенир и т.п.

5. Консультации.

При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей.

Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (блоки контроля, лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).

В рамках преподавания композиции реализуются четыре вида консультаций:

  • Экзаменационная консультация (перед экзаменом);
  • Консультация практической деятельности студентов;
  • Консультация самостоятельной деятельности студентов;
  • Консультации в рамках дистанционной формы обучения.

Консультации в количестве 2 часов проводятся для студентов, перед выполнением дистанционной контрольной работы.

Содержание консультации:

  • Просмотр презентации с заданием;
  • Выдача заданий на бумажном носителе;
  • Работа в форме диалога “вопрос-ответ” – контроль качественности усвоенной информации.

Результаты, полученные по итогам реализации “Блока контроля” обязательно должны быть подвергнуты педагогом тщательному анализу (и включены в мониторинг эффективности реализации рабочей программы в целом). Анализируя – обучаемся.

Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства. Проводя анализ эффективности воздействия той или иной формы контроля на студентов, можно откорректировать недостатки, используя новые технологии и концепции разнообразить перечень используемых форм в дальнейшем.

В дальнейшем я планирую организацию взаимодействия со студентами на уроках композиции, опираясь на развитие их самостоятельности. Способности к самостоятельному добыванию знаний, освоению и реализации процессов, анализа, интеграции, творческой интерпретации образов и явлений – это то, что абсолютно необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности. А в блоке контроля приоритетными должны стать формы самоконтроля и взаимоконтроля студентов.