Контроль знаний, умений и навыков студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество образования.
Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения различные функции:
- проверочная — заключается в выявлении степени освоения студентом материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в закреплении приемов интеллектуальной деятельности и навыков рационального труда;
- обучающая — предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;
- развивающая — подразумевает стимулирование познавательной потребности студента, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;
- социальная — призвана сориентировать студента в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом будущей профессии);
- аксиологическая — служит воспитанию ответственности студента (исполнительности, дисциплины, аккуратности), формированию сознательного выбора;
- диагностическая — формирует понимание, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях студента, но и о порождающих их причинах;
- прогностическая — помогает студенту предоставлять опережающую информацию об образовательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.
В педагогической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый.
Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения неизбежно ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля. При этом формы контроля остаются практически неизменными.
В данной статье представлено содержание “Блока контроля” одного из модулей рабочей учебной программы по композиции (см. Приложение №1.) Блоку контроля, конечно, предшествует изучение студентами лекционного материала (аудиторно и дистанционно). Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу процесса контроля и самоконтроля студента, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над курсом композиции. Каждый модуль программы включает в себя подобные блоки контроля.
Использование в курсе дистанционных образовательных технологий расширяют возможности изучения теоретического материала. При дистанционной форме обучения может использоваться такая форма лекций, как лекция – презентация. В этом случае лекция преподавателя представляется студентам в виде компьютерной презентации. Презентации с цветными иллюстрациями не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность изучить лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
Рабочая программа по композиции (см. Приложение №1) предназначена для студентов, осваивающих специальность “Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы 070802; квалификация: художник – мастер”. Данная дисциплина относится к спецпредметам художественной направленности, входящих в стандарт, и обязательных к изучению: рисунок, живопись, исполнительское мастерство (резьба по дереву и роспись керамики), народный орнамент, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Студенты данного отделения специализируются на резьбе по дереву и росписи керамических изделий. Изделия из дерева и керамики являются носителями стилевых и эстетических черт эпохи. Они всегда были объектом художественного творчества, поэтому занятия по данной программе предполагают у студентов наличие базовых изобразительно-художественных знаний и навыков.
Кроме того, реализация данной программы предусматривает повторение и закрепление всех ранее изученных тем по предметам: рисунок, живопись, черчение, технология. На занятиях студенты осваивают теоретическую базу композиции художественных изделий из дерева и росписи изделий из керамики, но и приобретают практические навыки дизайна изделий декоративно-прикладного искусства.
Модуль №3. Тема модуля: “Декор”. Блок контроля.
Цели модуля:
- Художественно-техническое образование и эстетическое воспитание обучающихся, приобщение их к проектной деятельности на примере художественной обработки древесины и керамики;
- Расширение кругозора, воспитание интереса и понимания значения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и ремесла (в т.ч. проектирования и конструирования изделий из дерева и керамики) в жизни общества и человека;
- Формирование умений и навыков в создании декоративных композиций и предметов интерьера из дерева и глины;
- Развитие изобразительных навыков и творческих способностей.
- Расширение возможностей выпускников в профессиональной самореализации.
- Формирование художественного восприятия предметной среды.
- Освоение теоретических основ композиции;
- Освоение терминологии художественного процесса и композиции.
Содержание модуля:
- Понятие декора. Виды декора в художественной деревообработке и росписи керамики.
- Роль декора в композиции предмета ДПИ. Способы размещения декора на предмете ДПИ
- Формообразующий декор изделия ДПИ.
- Орнаментальный декор изделия ДПИ.
- Сюжетный декор изделия ДПИ.
- Декор. Блок контроля.
После изучения модуля студент должен знать:
- Правила композиции и проектирования при разработке и изготовлении художественных изделий из дерева и росписи керамики.
- Правила композиционного размещения декоративных элементов на изделиях декоративно-прикладного искусства.
- Особенности образного языка изобразительного и декоративно-прикладного искусства, специальную терминологию;
- Основы и правила выполнения эскизов, проектов и изображений художественных изделий (технический рисунок, отмывка и т.п.).
После изучения модуля студент должен уметь:
- выполнять изображения художественных изделий из дерева и роспись керамики (эскизы, зарисовки, технический рисунок, отмывка, эскизный проект).
- осознанно применять правила композиции в процессе проектирования художественных изделий из дерева и керамики.
- Использовать в процессе композиции анализ, синтез, стилизацию, типизацию и формообразование;
- Выполнять технический рисунок и отмывку изображений предметов из дерева и керамики, с учётом его конструктивных особенностей.
- Применять приёмы переработки реальной формы в декоративные;
Цели реализации блока контроля:
- Определение уровня освоения учебного материала.
- Контроль за качеством знаний, умений и навыков студентов.
- Развитие самостоятельности и адаптивности студентов через формы самостоятельной деятельности.
- Воспитание ответственности студентов в процессе контроля и самоконтроля образовательной деятельности.
Содержание блока контроля (в соответствии с Учебным планом):
- Аудиторная контрольная работа – 2 часа.
- Просмотр – 2 часа
- Дистанционная контрольная работа – 8 часов.
- Консультации – 4 часа.
Формы контроля:
1. Аудиторная контрольная работа.
Одной из форм текущего тематического контроля является аудиторная контрольная работа. Аудиторная контрольная работа представляет собой самостоятельную работу студента, рассчитанную на 2 учебных часа, в соответствии с учебным планом.
Аудиторная контрольная работа предполагает выполнение задания одинакового по сложности, тематике и технике исполнения для всех студентов.
Задание для студентов в рамках проведения аудиторной контрольной работы:
- Тема: симметричная орнаментальная композиция для резной филёнки.
- Тип орнамента: розетка;
- Вид орнамента: плетёнка + растительный;
- Размер листа – А3;
- Ахроматическая отмывка акварелью или тушью.
- Подпись чертёжным шрифтом в правом нижнем углу (Ф.И., №гр.).
2. Просмотр.
Просмотр – форма контроля, предполагающая публичное оценивание результатов выполнения аудиторной контрольной работы, а так же всех практических работ и упражнений, выполненных в процессе освоения 1-3 модулей программы.
Этапы проведения просмотра:
- Подготовка к просмотру – 30 мин. Работы, выполненные в результате выполнения аудиторной контрольной работы монтируются на магнитной доске; текущие работы студенты раскладывают в фойе и кабинете композиции.
- Просмотр и обсуждение работ – 30 мин. Студентам даётся время для самооценки и взаимооценки работ (оценка ведётся с использованием системы рейтингового оценивания).
- Подведение итогов, обсуждение результатов работы студентов и выставление оценок.
3. Рейтинговый контроль.
Рейтинг – дословно с английского – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается “накопленная оценка” или “оценка, учитывающая предысторию”. Рейтинговая оценка: учитывает текущую успеваемость студентов и тем самым значительно активизирует их самостоятельную работу; более объективно и точно оценивает знания студентов за счет использования бальной шкалы оценок; позволяет получать подробную информацию об уровне выполнения работы каждым студентом.
Рейтинговая оценка работ, представленных студентами на просмотр:
Параметры |
Уровни освоения |
|||
Количество работ в соответствии с требованиями | 1 уровень – параметр не проявляется – “0” баллов | 2 уровень – параметр проявляется не всегда– “2” б. | 3 уровень – параметр проявляется часто – “3” балла. | 4 уровень – параметр проявляется всегда + творческий подход – “4” +1 балл |
Грамотность композиционного решения |
||||
Аккуратность исполнения |
||||
Гармония формы и цвета |
||||
Креативность |
Оценка результата:
- 20-25 баллов – “отлично”.
- 15-19 баллов – “хорошо”.
- 10-14 баллов – “удовлетворительно” – необходимо вернуться к изучению модуля.
- Менее 9 баллов – “неудовлетворительно” необходимо вернуться к изучению модуля и выполнить недостающие работы или доработать работы, получившие низкие оценки.
4. Дистанционная контрольная работа.
Дистанционная контрольная работа представляет собой самостоятельную работу студента (выполняемую дистанционно), рассчитанную на 8 учебных часов, в соответствии с учебным планом. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. В традиционной педагогике при очном обучении самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. В настоящее время работа с информацией идёт в более объёмном масштабе – студенты имеют возможность работать с Интернет-ресурсами, с CD-коллекциями, а не только с источниками информации на бумажных носителях. Расширение сферы самостоятельной работы при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе студентов с лекционным (теоретическим) материалом; о текущем и промежуточном самоконтроле; о выполнении исследовательской работы; о подготовке к практическим работам и т.д.
Содержание Дистанционной контрольной работы: Выполнение иллюстративного проекта предмета декоративно-прикладного искусства по собственной композиции в цвете (художественная обработка древесины; роспись керамики).
Требования к оформлению иллюстративного проекта:
- Проект необходимо выполнить на листе А3.
- Отмывка в цвете, изображение наиболее выгодно показывающее форму и декор предмета (аксонометрия, перспектива или вид спереди).
Этапы выполнения Дистанционной контрольной работы:
- Выбор темы (идея);
- Работа с аналогами (зарисовки + не менее 3-х технических рисунков на листах А3-А4 на основе аналогов);
- Анализ, синтез и формообразование;
- Проработка деталей (от общего к частному);
- Выбор вида декора (формообразующий, орнаментальный, сюжетный).
- Распределение декора по поверхности предмета;
- Проработка элементов декора (мотивы, формы, стиль и т.п.);
- Обобщение изображения (от частного к целому).
- Выполнение иллюстративного проекта изделия в цвете (отмывка).
Темы (виды изделий) для проектирования:
1.Декоративные маски (2-3 шт. в зависимости от степени сложности).
2.Корпус для часов:
- Напольный;
- Настольный;
- Настенный;
3.Декоративный светильник:
- Потолочный.
- Напольный;
- Настольный;
- Настенный;
4.Жардиньерка (интерьерная, уличная):
- Напольная;
- Настольная;
- Настенная;
5.Письменный прибор.
6. Сувенир и т.п.
5. Консультации.
При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей.
Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (блоки контроля, лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).
В рамках преподавания композиции реализуются четыре вида консультаций:
- Экзаменационная консультация (перед экзаменом);
- Консультация практической деятельности студентов;
- Консультация самостоятельной деятельности студентов;
- Консультации в рамках дистанционной формы обучения.
Консультации в количестве 2 часов проводятся для студентов, перед выполнением дистанционной контрольной работы.
Содержание консультации:
- Просмотр презентации с заданием;
- Выдача заданий на бумажном носителе;
- Работа в форме диалога “вопрос-ответ” – контроль качественности усвоенной информации.
Результаты, полученные по итогам реализации “Блока контроля” обязательно должны быть подвергнуты педагогом тщательному анализу (и включены в мониторинг эффективности реализации рабочей программы в целом). Анализируя – обучаемся.
Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства. Проводя анализ эффективности воздействия той или иной формы контроля на студентов, можно откорректировать недостатки, используя новые технологии и концепции разнообразить перечень используемых форм в дальнейшем.
В дальнейшем я планирую организацию взаимодействия со студентами на уроках композиции, опираясь на развитие их самостоятельности. Способности к самостоятельному добыванию знаний, освоению и реализации процессов, анализа, интеграции, творческой интерпретации образов и явлений – это то, что абсолютно необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности. А в блоке контроля приоритетными должны стать формы самоконтроля и взаимоконтроля студентов.