"О великий и могучий" (Обобщающий урок по теме "Сложносочинённое предложение")

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: обобщающий

Форма урока: исследование языкового материала с применением информационных технологий.

Цели урока:

1) совершенствовать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях;
2) развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать изученный материал; формировать позитивное отношение к исследовательской работе с текстом; отрабатывать пунктуационные навыки; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий;
3) воспитывать любовь к русскому языку, как к национальному достоянию народов России, к языку великой культуры, пользующейся заслуженной славой и признанием всего человечества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды, дидактический материал (предложения о русском языке, фрагмент выступления философа И.А.Ильина (1882-1954) на Пушкинском юбилее)

Ход урока

I. Организационный момент

(Сообщение темы и цели занятия, указание на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе)

(Слайд №1 – тема урока, слайд №2 – стихи)

Учитель: Ребята, от каких определений неотделимо словосочетание русский язык?

(Это словосочетание неотделимо от определений: “прекрасный”, “великий”, “ могучий”, “свободный”, “правдивый”, “небесный”, “нетленный””…)

Проходят годы, меняются поколения, а он, русский язык, как и испокон веков, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию России.

Родная речь! В ней кладезь красоты,
В ней сочность звуков, музыка и сила.
Ведь наш язык кристальной чистоты
Не зря зовётся гордостью России.

(В.Кузин)

Именно ему, “великому и могучему”, посвящается наш урок.

А эпиграфом пусть будут слова Александра Филиппова:

(Cлайд №3 эпиграф)

До земли поклонюсь, скину кепку
Пред тобою, державный язык.

Задача нашего урока: обобщить изученный материал по теме “СПП” и систематизировать полученные знания.

(Cлайд №4 – уметь и знать)

II. Повторение и обобщение изученного материала:

Фронтальный опрос.

(слайд № 5)

– Какое предложение называется сложноподчинённым?

– Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?

– Где находится в СПП подчинительный союз или союзное слово?

– Озвучьте краткую запись (слайд № 6)

– Чем отличается союз от союзного слова? (слайд №7)

– Охарактеризуйте предложения: (слайды № 8,9,10)

1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…(И.С.Тургенев)

2. И хвалён ты, и бранью изранен,
Но, однако, от множества встреч
Только сказочней, и многогранней,
И цветастей становится речь. (А.Филиппов)

3. Русский язык – это могучий и прекрасный язык, на котором создана великая литература, пользующаяся славой и признанием во всём мире.

– На какие группы по значению и строению делятся СПП?

(Слайд №11)

Учитель: Вы, конечно же, помните алгоритм рассуждения при определении вида придаточного

предложения (слайд №12)

– Каковы отличительные признаки придаточных определительных? (слайды №13, 14)

– Каковы отличительные признаки придаточных изъяснительных? (слайд 15)

– Что вы можете сказать о придаточных обстоятельственных? (слайд №16)

III. Применение теоретических знаний на практике. (слайд №17-19)

1. Расставить знаки препинания. Указать главную и придаточную часть. Определить вид придаточного предложения. Выполнить синтаксический разбор 3-го предложения.

А. Необходимо помнить что русский язык – душа России её святыня…(В.Троцкий)

Б. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости с которой всё выражается на нём. (А.И.Герцен)

В. Одарённый чудесной сжатостью соединённый с ясностью русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. (Проспер Мериме)

2. – Ребята, какими видами придаточных предложений передаётся косвенная речь?

(Изъяснительными)

Преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

(Слайд №20)

1 . М.В.Ломоносов уверял: “Русский язык ни единому европейскому не уступает”.

2. А.Н.Толстой пророчески предсказал: “Русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара”.

IV. Коллективная работа с текстом.

(Текст – на экране (слайд № 21-22) и дидактические карточки перед учащимися)

– Чтение текста (Фрагмент выступления философа И.А.Ильина (1882-1954) на Пушкинском юбилее (на фоне музыки)

Наш дивный, наш могучий, наш поющий русский язык – это ещё один дар, который дала нам наша Россия. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов; и простота, и размах; и сила, и ясность, и красота…

Всё доступно нашему языку…

В нём громы небесные и плески, чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа…

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык…

Не жалеть его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу родину.

– Выполните лингвистический анализ текста(слайд № 23)

Какова тема текста? (“наш дивный, могучий, поющий русский язык”)

Почему на Пушкинском юбилее И.А.Ильин говорит о русском языке? (Потому что А.С.Пушкин является создателем литературного русского языка)

Определите стиль речи, укажите ведущую функцию стиля речи (задачу речи). (Это текст публицистического стиля речи. Очень эмоциональный, образный, в нём много слов, свойственных ораторской речи (“самобытный национальный характер”, “призван достигнуть”,“наша Россия”, “значит не любить родину”…).Задача выступления – воздействие на массы.)

Какие типы речи сочетаются в тексте?(текст представляет собой рассуждение с элементами описания. Есть тезис (1и 2 предложения), аргументы, есть вывод ; элементы описания: “ласковые шорохи…”).

Определите способы и средства связи предложений в тексте. (Связь между предложениями в тексте параллельная. Одинаково построены многие предложения, иногда повторяется первое слово. Предложения не сцепляются одно с другим. В тексте используются лексические средства: слова одной тематической группы – “Россия, русский народ, наш язык, национальный характер”; прямой повтор – “ в нем, наш язык”. Морфологические средства: очень много союзов; синтаксические: ряды однородных членов; синтаксический параллелизм предложений; расчленение конструкции).

– Какие изобразительные средства использованы в этом тексте? (Тропы. Очень много; метафорических эпитетов: “мысль режущая, острая”, “вихри зыбкие”. Стилистические фигуры: анафора, многосоюзие, парцелляция)

Каково лексическое значение слова “блюсти”? (посмотреть в “Толковом словаре”) (“блюсти” – беречь, охранять)

От кого или от чего нужно охранять русский язык? (попросить ребят за день до урока подумать над этим вопросом)

Из ответов учащихся:

1.“Русская речь в наше время страдает от внедрения вульгарных слов, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется словами-паразитами, жаргонными оборотами. Нормы русского языка очень часто не соблюдаются, неоправданные иноязычные заимствования всё чаще встречаются в речи ведущих телепрограмм и радиопередач, в речи политиков и государственных чиновников. Лингвисты, писатели, педагоги – все те, кому дорог наш язык, настойчиво говорят о деградации русской речи, которая свидетельствует об обеднении мышления”

2. “…Особенно меня возмущают многие телепрограммы канала ТНТ. Там стало уже привычным произношение матов, ненормативной лексики, неправильной речи”

3. “ В наш современный язык стремительно врываются иностранные слова, слова – паразиты, которые непростительно искажают наш прекрасный, красивый, могучий русский язык… И сегодня он не меньше, чем другое национальное достояние, нуждается в нашей защите, внимании и заботе. Судьба языка – это судьба народа, потеря языка равнозначна потере нации.”

Сформулируйте основную мысль текста

(она заключена в предпоследнем предложении. Мы должны относиться к русскому языку как к национальному достоянию, осознавать его огромную роль в жизни народа. Ведь русский язык – это государственный язык, это язык межнационального общения народов России, это язык Великой литературы, это мировой язык.)

V. Контроль усвоения пройденного материала.

– Найдите СПП в тексте И.А.Ильина, запишите их, укажите вид придаточных.

VI. Подведение итогов

Учитель: (слайд № 24)

– Ребята, перед вами диаграмма, на ней вы видите ответы учителей нашей школы на вопрос: “Какое “завтра” ожидает “великий и могучий” русский язык?” Что вы думаете по этому поводу?

Из ответов учащихся:

1.“ Я разделяю мнение 70 % учителей нашей школы, что русский язык будет по-прежнему “великим и могучим”. Упреки в том, что русский язык становится “бедным, примитивным, невыразительным”, не относятся к самому языку, а характеризует часть его носителей, пусть даже и немалую. Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим. Проблема заключается в неумении пользоваться богатством русского языка. Неумение – причина недостаточного ума, или воспитания, или самовоспитания.”

2.“А я боюсь, что скоро образцы лексически грамотной русской речи останутся только в произведениях классиков, потому что многие наши сверстники не только не умеют, но и не желают контролировать свою речь.”

3.“А я считаю, что в сердце каждого из нас должно быть святое место, где можно спрятать то, что никому нельзя трогать, то, что не покоробится и не помнётся под прессом навязчивого пиара и гламура.

Язык-это наше достояние, наша визитная карточка, наш пароль, в конце концов! Он как священный код, дарованный русскому народу, оберегает его, даёт повод гордиться своей нацией. У каждой страны есть свой талисман язык, без которого существование в этом мире просто не имеет смысла, и каждая страна гордится своим языком, пусть самым простым или самым сложным, но всё же своим.”

Учитель: Ребята, я благодарю Вас за работу. Наш урок подошел к концу, а завершить его я хочу словами В.Кузина: (слайд № 25)

Проблемы есть в культуре языка,
Безнравственность несёт дурное в массы.
И сквернословья мутная река
Для Родины не менее опасна.
И потому нам надо уберечь
Богатство языка от разоренья
И сохранить свою родную речь,
Чтоб ей гордились наши поколенья.

VII. Домашняя работа:

Напишите мини-сочинение, прокомментировав в нём одно из высказываний о русском языке, подтвердив примерами главную мысль.