Тип урока: обобщающий
Форма урока: исследование языкового материала с применением информационных технологий.
Цели урока:
1) совершенствовать знания учащихся о
сложноподчинённых предложениях;
2) развивать интеллектуальные умения:
анализировать, классифицировать и
систематизировать изученный материал;
формировать позитивное отношение к
исследовательской работе с текстом;
отрабатывать пунктуационные навыки;
совершенствовать информационно-учебные умения
через применение компьютерных технологий;
3) воспитывать любовь к русскому языку, как к национальному
достоянию народов России, к языку великой
культуры, пользующейся заслуженной славой и
признанием всего человечества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды, дидактический материал (предложения о русском языке, фрагмент выступления философа И.А.Ильина (1882-1954) на Пушкинском юбилее)
Ход урока
I. Организационный момент
(Сообщение темы и цели занятия, указание на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе)
(Слайд №1 – тема урока, слайд №2 – стихи)
Учитель: Ребята, от каких определений неотделимо словосочетание русский язык?
(Это словосочетание неотделимо от определений: “прекрасный”, “великий”, “ могучий”, “свободный”, “правдивый”, “небесный”, “нетленный””…)
Проходят годы, меняются поколения, а он, русский язык, как и испокон веков, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию России.
Родная речь! В ней кладезь красоты,
В ней сочность звуков, музыка и сила.
Ведь наш язык кристальной чистоты
Не зря зовётся гордостью России.
(В.Кузин)
Именно ему, “великому и могучему”, посвящается наш урок.
А эпиграфом пусть будут слова Александра Филиппова:
(Cлайд №3 – эпиграф)
До земли поклонюсь, скину кепку
Пред тобою, державный язык.
Задача нашего урока: обобщить изученный материал по теме “СПП” и систематизировать полученные знания.
(Cлайд №4 – уметь и знать)
II. Повторение и обобщение изученного материала:
Фронтальный опрос.
(слайд № 5)
– Какое предложение называется сложноподчинённым?
– Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?
– Где находится в СПП подчинительный союз или союзное слово?
– Озвучьте краткую запись (слайд № 6)
– Чем отличается союз от союзного слова? (слайд №7)
– Охарактеризуйте предложения: (слайды № 8,9,10)
1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…(И.С.Тургенев)
2. И хвалён ты, и бранью изранен,
Но, однако, от множества встреч
Только сказочней, и многогранней,
И цветастей становится речь. (А.Филиппов)
3. Русский язык – это могучий и прекрасный язык, на котором создана великая литература, пользующаяся славой и признанием во всём мире.
– На какие группы по значению и строению делятся СПП?
(Слайд №11)
Учитель: Вы, конечно же, помните алгоритм рассуждения при определении вида придаточного
предложения (слайд №12)
– Каковы отличительные признаки придаточных определительных? (слайды №13, 14)
– Каковы отличительные признаки придаточных изъяснительных? (слайд 15)
– Что вы можете сказать о придаточных обстоятельственных? (слайд №16)
III. Применение теоретических знаний на практике.
(слайд №17-19)1. Расставить знаки препинания. Указать главную и придаточную часть. Определить вид придаточного предложения. Выполнить синтаксический разбор 3-го предложения.
А. Необходимо помнить что русский язык – душа России её святыня…(В.Троцкий)
Б. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости с которой всё выражается на нём. (А.И.Герцен)
В. Одарённый чудесной сжатостью соединённый с ясностью русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. (Проспер Мериме)
2. – Ребята, какими видами придаточных предложений передаётся косвенная речь?
(Изъяснительными)
Преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.
(Слайд №20)
1 . М.В.Ломоносов уверял: “Русский язык ни единому европейскому не уступает”.
2. А.Н.Толстой пророчески предсказал: “Русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара”.
IV. Коллективная работа с текстом.
(Текст – на экране (слайд № 21-22) и дидактические карточки перед учащимися)
– Чтение текста (Фрагмент выступления философа И.А.Ильина (1882-1954) на Пушкинском юбилее (на фоне музыки)
Наш дивный, наш могучий, наш поющий русский язык – это ещё один дар, который дала нам наша Россия. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов; и простота, и размах; и сила, и ясность, и красота…
Всё доступно нашему языку…
В нём громы небесные и плески, чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа…
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его – его язык…
Не жалеть его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу родину.
– Выполните лингвистический анализ текста(слайд № 23)
– Какова тема текста? (“наш дивный, могучий, поющий русский язык”)
– Почему на Пушкинском юбилее И.А.Ильин говорит о русском языке? (Потому что А.С.Пушкин является создателем литературного русского языка)
– Определите стиль речи, укажите ведущую функцию стиля речи (задачу речи). (Это текст публицистического стиля речи. Очень эмоциональный, образный, в нём много слов, свойственных ораторской речи (“самобытный национальный характер”, “призван достигнуть”,“наша Россия”, “значит не любить родину”…).Задача выступления – воздействие на массы.)
– Какие типы речи сочетаются в тексте?(текст представляет собой рассуждение с элементами описания. Есть тезис (1и 2 предложения), аргументы, есть вывод ; элементы описания: “ласковые шорохи…”).
– Определите способы и средства связи предложений в тексте. (Связь между предложениями в тексте параллельная. Одинаково построены многие предложения, иногда повторяется первое слово. Предложения не сцепляются одно с другим. В тексте используются лексические средства: слова одной тематической группы – “Россия, русский народ, наш язык, национальный характер”; прямой повтор – “ в нем, наш язык”. Морфологические средства: очень много союзов; синтаксические: ряды однородных членов; синтаксический параллелизм предложений; расчленение конструкции).
– Какие изобразительные средства использованы в этом тексте? (Тропы. Очень много; метафорических эпитетов: “мысль режущая, острая”, “вихри зыбкие”. Стилистические фигуры: анафора, многосоюзие, парцелляция)
– Каково лексическое значение слова “блюсти”? (посмотреть в “Толковом словаре”) (“блюсти” – беречь, охранять)
– От кого или от чего нужно охранять русский язык? (попросить ребят за день до урока подумать над этим вопросом)
Из ответов учащихся:
1.“Русская речь в наше время страдает от внедрения вульгарных слов, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется словами-паразитами, жаргонными оборотами. Нормы русского языка очень часто не соблюдаются, неоправданные иноязычные заимствования всё чаще встречаются в речи ведущих телепрограмм и радиопередач, в речи политиков и государственных чиновников. Лингвисты, писатели, педагоги – все те, кому дорог наш язык, настойчиво говорят о деградации русской речи, которая свидетельствует об обеднении мышления”
2. “…Особенно меня возмущают многие телепрограммы канала ТНТ. Там стало уже привычным произношение матов, ненормативной лексики, неправильной речи”
3. “ В наш современный язык стремительно врываются иностранные слова, слова – паразиты, которые непростительно искажают наш прекрасный, красивый, могучий русский язык… И сегодня он не меньше, чем другое национальное достояние, нуждается в нашей защите, внимании и заботе. Судьба языка – это судьба народа, потеря языка равнозначна потере нации.”
– Сформулируйте основную мысль текста
(она заключена в предпоследнем предложении. Мы должны относиться к русскому языку как к национальному достоянию, осознавать его огромную роль в жизни народа. Ведь русский язык – это государственный язык, это язык межнационального общения народов России, это язык Великой литературы, это мировой язык.)
V. Контроль усвоения пройденного материала.
– Найдите СПП в тексте И.А.Ильина, запишите их, укажите вид придаточных.
VI. Подведение итогов
Учитель: (слайд № 24)
– Ребята, перед вами диаграмма, на ней вы видите ответы учителей нашей школы на вопрос: “Какое “завтра” ожидает “великий и могучий” русский язык?” Что вы думаете по этому поводу?
Из ответов учащихся:
1.“ Я разделяю мнение 70 % учителей нашей школы, что русский язык будет по-прежнему “великим и могучим”. Упреки в том, что русский язык становится “бедным, примитивным, невыразительным”, не относятся к самому языку, а характеризует часть его носителей, пусть даже и немалую. Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим. Проблема заключается в неумении пользоваться богатством русского языка. Неумение – причина недостаточного ума, или воспитания, или самовоспитания.”
2.“А я боюсь, что скоро образцы лексически грамотной русской речи останутся только в произведениях классиков, потому что многие наши сверстники не только не умеют, но и не желают контролировать свою речь.”
3.“А я считаю, что в сердце каждого из нас должно быть святое место, где можно спрятать то, что никому нельзя трогать, то, что не покоробится и не помнётся под прессом навязчивого пиара и гламура.
Язык-это наше достояние, наша визитная карточка, наш пароль, в конце концов! Он как священный код, дарованный русскому народу, оберегает его, даёт повод гордиться своей нацией. У каждой страны есть свой талисман – язык, без которого существование в этом мире просто не имеет смысла, и каждая страна гордится своим языком, пусть самым простым или самым сложным, но всё же своим.”
Учитель: Ребята, я благодарю Вас за работу. Наш урок подошел к концу, а завершить его я хочу словами В.Кузина: (слайд № 25)
Проблемы есть в культуре языка,
Безнравственность несёт дурное в массы.
И сквернословья мутная река
Для Родины не менее опасна.
И потому нам надо уберечь
Богатство языка от разоренья
И сохранить свою родную речь,
Чтоб ей гордились наши поколенья.
VII. Домашняя работа:
Напишите мини-сочинение, прокомментировав в нём одно из высказываний о русском языке, подтвердив примерами главную мысль.