Цель урока: познакомить и научить учащихся писать прописную букву Я.
Задачи:
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Компьютер.
- Презентация
- Раздаточный материал (снежинки).
Ход урока
1. Орг. Момент.
Учитель: Какое сегодня число и месяц?
Ответ: 26 января.
Учитель: А как ещё мы называем этот месяц? В старину мы его называем “просинец”, Русское название месяца Просинец происходит от слова просинь, означающего синее просветление – которое можно наблюдать в это время года, когда среди серых облаков появляются полосы небесной синевы. Особая же значимость небесной просини заключается отнюдь не в красоте этого явления, а в том, что в народной традиции принято загадывать желание – на просинь. Загаданное на просинь желание может исполниться в течение года. (1 слайд)
Учитель: запишем число, классная работа! (Писать вместе с учителем или списывать с доски с письменного шрифта, а учитель ведёт указкой и поясняет орфограммы.)
Розданы снежинки с прописными буквами!
Учитель: Ребята, на своих снежинках найдите и обведите буквы, которую мы уже знаем как правильно писать? Назовите! (2 слайд)
Какая осталась?
Ответ: буква я прописная!
Учитель: Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (3 слайд)
Ответ: Научиться писать заглавную букву Я!
Учитель: Из каких элементов состоит эта буква?
Ответ: Из наклонной палочки с овалом и прямой линии с закруглением внизу.
Демонстрация: начинаю писать чуть выше нижней рабочей строки, закругляю, пишу вверх плавную линию, прописываю овал до второй линии рабочей строки и наклонная с закруглением в низу.
Прописывают в воздухе, затем в тетради.
Соединения Яс, Ям, Як – я диктую они прописывают!
2. Учитель: Дайте характеристику букве Я.
Ответ: Буква Я – обозначает один звук “а”, когда стоит после согласной буквы. И два звука “й” “а”, когда стоит в начале слова или после гласной буквы . (4 слайд)
Учитель: Что у меня записано на доске?
Ответ: слова.
Учитель: прочитайте. Объясняем слова: яхта, маяк, якоря. (5 слайд)
Ответ: Яхта – любое парусное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристических целей.
Маяк — средство оборудования морских путей в виде капитального сооружения башенного типа, предназначенное для обозначения опасных мест, проходов для суд ов.
ЯКОРЬ – приспособление для удержания судна на месте стоянки в свободной воде, соединяется с судном канатом или якорной цепью. Устроен якорь так, что после отдачи зарывается лапами в грунт.
Учитель: Разбейте эти слова на 2 столбика. По какому принципу разбили? Докажите?
Яша | Таня |
яхта | шляпка |
маяк | моряк |
Юлия | Валя |
якоря |
Учитель: А какое слово подойдёт и в 1 и во 2 столбик.
Ответ: якоря.
Давайте запишем 1 столбик слов с красной строки с большой буквы.
Теперь 2 столбик.
Учитель: сделаем звукобуквенный анализ этого слова! (6 слайд)
Физ-мин.
Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим…
Один, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть –тихо сесть.
3. Словарная работа. Новое словарное слово вы узнаете, если отгадаете загадку!
На доске загадка:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
ЯБЛОКО
Учитель: Докажите, что это яблоко . Какие слова помогли догадаться, что это яблоко
Учитель: Запишите это слово в тетрадь три раза: ЯБЛОКО
Учитель: придумайте предложение с этим словом? (ответы)
Учитель: Молодцы, а теперь составьте предложение из моих слов!
лежало, столе, душистое, на, яблоко
Ответ: Душистое яблоко лежало на столе. (Правила и с красной строки)
Дети списывают с печатного текста, затем сверяют с письменным шрифтом.
Учитель: подчерните и назовите главные члены предложения.
Делаем анализ: Это предложение, потому что выражает законченную мысль. (Что?) яблоко–это подлежащие подчёркиваем одной чертой. Яблоко (что делало?) лежало– это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.
Яблоко лежало – это главные члены предложения,
Учитель: Можно сказать, что оно распространённое? Почему? Объясните.
Учитель: Подчеркните места в словах на правила, которые мы уже знаем! (орфограммы)
Итог: Мы научились писать прописную Я?
Достигли ли мы своей цели?
Что ещё мы сегодня выполняли на уроке?