Объединение множеств

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие «объединение множеств» на основе технологии социокультурного подхода;
  • повторить понятия «пересечение множеств «, »диаграмма Венна», задание множеств с помощью диаграммы Венна;
  • формировать у учащихся  составляющие личности – самоопределение, самовыражение  путем активного воспитания (социокультурные тренинги);
  • воспитывать целеустремленность, ответственность, коммуникабельность,
  • исполнительность.

ХОД УРОКА

I. Присоединение

Учитель: Дорогие ребята! Я рада пригласить вас в очередное путешествие по удивительной стране «Математике», надеюсь, что оно будет для вас полезным. Путь наш нелегкий, так как в математике нет «царских дорог» – так гласит народная мудрость. Поэтому, чтобы прийти к успеху, нам нужно подумать: что же необходимо взять с собой в путешествие?

Дети: Смекалку, находчивость, смелость, знания, взаимопомощь , терпение , исполнительность ,аккуратность .

Учитель: Молодцы ! Все готовы? Тогда в путь! И как всегда , перед длинной дорогой необходимо всем размяться.

II. Разминка

1. Какое сегодня число? Дайте характеристику числу 19.
– 19 – натуральное, нечетное, двузначное  число, состоит из 1 д. 9 ед.; соседи числа – 18 и 20; число кратно 1 и 19.
– Отлично!

2. Начало неплохое! Чтобы узнать конечный пункт (место, куда мы пойдем),  необходимо всем решить примеры. Путь наш зашифрован.Решив примеры, вы его расшифруете.

54 : 6 * 2         / Б /      / 18 /                        45 : 3           / Л /     / 15 /
48 : 6 * 5         / Т /      / 40 /                        90 – 40        / П /     / 44 /
52 – 2 * 9        / Я /      / 34 /                       50 : 25         / А /     / 2 /
(6 + 3 ) * 9      / Н /      / 81 /                       90 : 30         / Ь /     / 3 /
30 : 6 * 5         / Е /      / 25 /                        75 : 3           / Е /     / 25 /
10 * 3 – 2        / М /     / 28 /                       100 : 25       / К /     / 4 /
(17 + 25 ) : 21 / А /      / 2 /                         70 : 14         / И /     / 5 /

– Кто расшифровал наш путь?

3. Молодцы! Наши друзья  с нетерпением ждут нас к себе в гости.

– Вспомним, где живут наши друзья? (Ответы ребят.)

Обобщение учителя. Вы правы, наша кампания живет в большом лесу. Лес этот похож… и не похож на обычный. Он  состоит из двух частей. Одна часть леса называется «Та часть леса», другая – «Эта часть леса».
В «Той части леса» – завалы из упавших деревьев, сухие листья потрескивают под ногами, а потаенные тропы понемногу заманивают в чащу, где таинственно и сумрачно. Это неприветливый лес. В нем каждый сам за себя и один против всех. А богатый Филин –  владелец и правитель этой земли, держит в страхе всю округу. И кто не имеет крепких зубов и когтей, не отважится  сунуть нос дальше опушки.
Совсем другая – «Эта часть леса». Летом, среди солнечных, цветущих полян и перелесков от норы к норе, от домика к домику вьются веселые тропинки. По ним Белка и ее друзья  спешат на помощь и просто в гости друг к другу.
Сегодня, ВТО уж в который раз мы побываем у наших друзей. Посмотрим, что нового произошло в их жизни?

III. Актуализация знаний

1. Путь к Белке нелегкий. В дороге нас могут ожидать различные препятствия и неожиданности. Как я и предполагала  – посмотрите – перед вами план нашей дороги  к Белке  (Приложение 1)
– Определите, какими путями можно добраться до Белки?
– От школы до Водяной  Крысы две дороги (1, 2), а от Водяной Крысы до Белки  три дороги (А, В, С)
– Сколькими способами возможно дойти  до Белки?
Каждый путь (1, 2) имеет три выбора, следовательно, что до Белки можно дойти шестью дорогами. (2 * 3 = 6).

2. Сколькими способами мы не старались добраться до Белки, каждый выберет свой путь (один из шести) – свою дорогу. А вот какую, мы сейчас увидим? Помните ,что каждый путь имеет свои сложности.

  1. 21 : 3 * 6 + (18 + 14 ) : 8 = /38 /
  2. 80 – 35 : 5 * 3 + 40 : 8 * 5 = /84 /
  3. 64 – 8 * 3 : 6 * 10 + 15 : 5 * 4 :6 : 2 * 5 =  /29 /
  4. 27 + 15 : 3 * 9 : 5 – 6 * (24 : 4 ) =  /0 /
  5. 45 : (18 : 2 ) * 8 + (48 : 6 + 38 ) – 51 : 17 = / 83/
  6. 100 – (8 * 5 + 27 ) + 28 : 7 * 3 – 100: 25 = /41 /

Это задание оценивается следующим образом:

/1, 2 / – оценка «3»;
/ 3 , 4 / – оценка «4»;
/ 5, 6 / – оценка «5».

3. Молодцы, ребята! Какой бы путь вы не избрали, все равно попадаем к Водяной Крысе.
Посмотрите – (на доске появляется  иллюстрация – Приложение 2)
Водяная Крыса снова за работой. Она давно знает, что торговля – это расчет. Поэтому постоянно просматривает свои счета. Но концы с концами явно не сходятся. Давайте поможем ей справиться!

Задача: Водяная Крыса купила у Белки мешок орехов за 30 монет, а выручила в 5 раз больше. Сколько монет чистой прибыли получила Водяная Крыса?

Решение: 30 * 5 – 30 = 120 руб.

4. Хорошо! Помогли Водяной Крысе. Пора идти дальше к Белке.

Водяная Крыса задвинула последний засов и мы покинули ее лавку через запасной ход. Сейчас мы спешим по тропинке, которая ведет нас в «Эту часть леса». В самой ее середине живет Белка. Дорога тянется по заросшей травкой холмам, мимо приветливых лужаек, где спрятались уютные домики. Их окошки зазывно светятся,  а столбики дыма над крышами говорят о том, что жители уже собрались возле каминов.
И вот мы уже у Белки  (Приложение 3)
Хозяюшка и хлопотунья Белка ,рассудительный мастер Ежик, приветливый  и безотказный Мышонок и даже хвастунишка и лакомка Лис хотят в общем-то немного: жить в достатке, без тревоги, страха, получать за свой труд хорошее вознаграждение. Они пробуют хозяйничать и так и эдак. Однако, как вы знаете  – это непросто. Почему?

Ответы ребят: Им мешает жадный и завистливый Филин. Он все время чинит им новые препятствия. Вот и сегодня они снова собрались вместе, чтобы решить некоторые нелегкие задачи, которые ставит перед ними жизнь Леса.
Ребята! Белка уже давно заметила нас.
– Гости! Милости просим. Вот, кстати, у меня уже пироги поспели Сейчас будем пить чай. Проходите, устраивайтесь поудобнее…
В доме  у Белки тепло… (она недавно подбросила шишек в камин). Шторы плотно задернуты. Отблеск огня играет на пузатом чайнике, а пироги издают восхитительный запах…
Все сидят у камина и каждый думает о своем. Это светлые хорошие мысли: как все-таки здорово сидеть вот так вместе, в тепле. Смотреть на догорающий огонь, чувствуя себя сытым и ничего не бояться…
– Знаете, говорит Белка, у меня давно зреет идея: вот мы собираем все орехи, ягоды, грибы и их отдаем Сороке. А она их перепродает дальше – Барсуку, Летучей Мыши, Водяной Крысе…  Им всем нужны продукты для Лавки, Постоялого двора, Кабачка… А что мы будем сдавать не сырые продукты, а переработанные? Тогда они будут стоить гораздо дороже!
– Ребята! Помогите моим друзьям объяснить мою идею.

IV. Открытие детьми нового

1. – Что собираем мы (я и мои друзья) в лесу?
Ответы детей: грибы, ягоды, орехи.
Зададим перечисленное множеством  С

С = {грибы; ягоды; орехи}

 – Задайте это множество одним свойством.  С =  {сырые продукты}

2. Что предлагает Белка?

– Сырые продукты переработать и продать переработанными. Запишем идею в  виде множества Р {переработанные продукты}

а) Зададим каждый вид продукта – элементом множества С, как  отдельное множество и построим диаграмму Венна. (Приложение 4)

V. Первичное  закрепление

– Итак, Белка предлагает готовую, переработанную продукцию продать. Какие могут быть переработанные грибы, ягоды?

А = {маринованные; сушеные; соленые; жареные; мороженые}
В = {сушеные;  компот; желе; джем; варенье; мармелад; мороженые}

(Приложение 5)

– Наши друзья хотят торговать переработанными продуктами  .А это как можно назвать иначе? (Малый консервированный завод) – Р

Р = {множество переработанных продуктов}

– Как мы получили это множество?
– Переделанные грибы и ягоды соединили в одну переработанную продукцию. Соединить вместе – это значит объединить. Следовательно множество Р = {переработанная продукция} – есть {малый консервный завод}
Итак, что же является элементами данного множества?

Ответы детей: Cушеные грибы и ягоды, компот, варенье …

3. Верны ли высказывания:

– Множество А есть подмножество Р, где А = {маринованные; соленые; жареные грибы}, а Р = {переработанная продукция}.
– Множество Р не является подмножеством А

4. Приведите примеры пересечения множеств     A?В = Н, А?В = D

Н – множество сушеные грибы и ягоды
D –  множество  мороженых  грибов и ягод.

VI. Вторичное  закрепление

1. Приведите примеры объединения из жизни героев Леса.

– ЭUТ  = ЛЭ = {Эта часть Леса}, Т {Та часть Леса }, Л = {Лес}

(Приложение 6)

G = {Белка;  Лис; Ежик; Пыхтя}   T = {Филин; Сорока; Цапля; Водяная Крыса; Барсук}

G U T = Z         Z = {звери леса}

(Приложение 7)

(ПUН ) U З = Ж   Ж  = {животные}

П = {птицы}, Н = {насекомые}, З = {звери}    Ж  = {животные}

(ДUК) U Ц = Р

Д = { деревья}, К = {кустарники},   Ц = {цветы}    Р = {растения}

С U Е) U Л = Х

С = {сосны}, Е = {ели}, Л = {лиственницы}     Х = {хвойные деревья}

Все наши друзья очень рады, что  вы принимаете активное участие в их жизненных вопросах. Поэтому они желают посмотреть, какой  вы вырастете достойной сменой, сможете ли продолжить их дело. Их интересует,  как вы усваиваете основы математики.

1. Работа с учебником

1) Чтение правила  в учебнике
2) Выполнение № 5 /Активная форма работы – работа в парах /
3) Объясняют две пары.
4) Есть ли другое мнение в парах?
5) Экспертная  оценка

2. Самостоятельная работа

Задание написано на доске. Множества заданы в виде диаграмм Венна. Найдите пересечение и объединение заданных множеств. (Приложение 8)

3. Самостоятельная работа (свои примеры объединения множеств на основе жизни жителей Леса.

4. Учебник:  задача про охотников

Активная форма работы в четвертках.
Экспертная оценка.

VII. Повторение

Реализуя Белкину идею, друзья решили ускорить свою работу.

Блиц-турнир

А) Собирая грибы для соления, Пыхтя нашел а  грибов, а Шмыг – в 4 раза больше. На сколько грибов меньше нашел Пыхтя, чем Шмыг?

а * 4 – а

Б) У Белки в кладовке с банок с земляничным вареньем, а с брусничным на 9 банок меньше. Во сколько раз земляничного варенья больше, чем брусничного?

c : (с – 9)

В) Сорока, разнося  вести по всему лесу о новой идеи Белки, в один день пролетела  п  км, во второй – в два раза меньше, чем в первый день, а в третий день – на  5 км больше, чем в первый день. Сколько  километров пролетела Сорока за три дня?

n +  (n : 2) + (n + 5)

VIII. Итог урока

На этом наше путешествие подходит к концу. Белка и ее кампания довольны показателями и решили вас наградить дипломами, которые поручили вручить учителю.

Ресурсный круг – Что взяли для себя с урока? Что пожелаете всем одноклассникам на прощание?